СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по русскому языку «Народный язык - золотая часть русского литературного языка».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие будет интересно!

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку «Народный язык - золотая часть русского литературного языка».»



Внеклассное занятие по русскому языку

«Народный язык - золотая часть русского литературного языка».








Цели и задачи:

  1. Ввести детей в мир народного языка

  2. Увлечь ребят напевностью и красотой русского фольклора;

  3. Расширить словарный запас учеников;

  4. Воспитывать уважение к истории родного языка.





Оборудование:

  1. Деревенская изба;

  2. Костюмы ведущих и участников;

  3. Предметы и рисунки;

  4. Словари В.И.Даля и С.И.Ожегова;

  5. Плакаты с высказыванием о русском языке и народными словами и выражениями;

  6. Книги И.С.Тургенева, П.П.Бажова о русском фольклоре.










Учитель: Баранова А.Г.




Ход за-нятия

Инструкции педагога

Форма работы

Вре-мя

Примечания

1.

Организа-ционная часть

-Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем не только писать, читать, размыш

лять о языке, но и петь, играть в народные игры, разгадывать загадки, слушать народную речь. «На-родный язык – золотая часть русского литературно-го языка», - так звучит тема нашего урока.

-Как вы понимаете эти слова?(Ответы детей)

-Запишите тему занятия.

Коллект


2.

Работа с эпиграфа-ми

-Ребята! Мы не раз с вами восхищались красотой и богатством родного языка. Русскому языку адресо-вано немало прекрасных слов. Давайте прочитаем некоторые из них и поразмышляем.

-«Для всего в русском языке есть множество хоро-ших слов».( К.Паустовский)

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен». (А.Куприн)

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, поэтичес-кое и трудовое орудие своей социальной жизни, мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н.Толстой)

-Что же отмечали в русском языке авторы этих строк?

-Запишите одно из высказываний в свою тетрадь.

Особенно красив народный язык. А.С.Пушкин вы-соко ценил народную речь, её «свежесть, простоту и чистосердечность».

-Запишите слово «чисосердечность». Произведём его словообразовательный анализ (чистое сердце).

-Главное преимущество русского литературного языка поэт видел в близости к народу. Существует понятие «Литературный язык» Что это? Это язык искусства, науки. Он сформирован русской культу-рой и литературой, является основной частью наци-онального русского языка.

Коллект





Распечатка на доске

3.

О В.И.Да-ле и его словаре

-Богатством литературного языка, его золотым фондом явдяется язык народный: старорусские слова и выражения, народные говоры. И первый, кого мы вспомним,-это Владимир Иванович Даль. Перед вами его словарь – сокровищница меткого народного слова. Давайте узнаем об этом авторе и истории создания словаря.

-Сообщение уч-ка и запись одной словарной статьи

-Ребята! Какие группы слов мы изучили на прошлых уроках? Вспомните их общее название. (необщеупотребительная лексика)

-Правильно. Перечислите эти группы. Запишем. (Диалектизмы, устаревшие слова, профессионализмы и др.).








Инд

Коллект

Словарь

4.

Прогулка по рус-кой дерев

не

-Мать:

Дочка, скоро гости придут. Где наш рушник?

-Дочка (выбегает на середину избы в рушником в руках): «А вот и я».

-Мать: «Рушничок, рушничок, спой нам песенку!

-Все дети поют:

Я Костюшеньку люблю,

Костю вицей не секу.

Ему яичко испеку.

-Мать:

Дочка, надо бы принарядиться. Где мой полушалок?

-Дочка: А вот и я (накидывает себе полушалок на плечо).

-Мать:

-Полушалок, полушалок, загадай ребятам загадки.

-Дочка:1. «В лавке пятак, не вынешь никак (сучок).

2. Под кустом, под ярусом лежит пояс гарусный(змея)

3. Бурая корова через прясло глядит (солнце).

Ребята отгадывают загадки.

Чтение и запись некоторых словарных статей из Толкового словаря С.И.Ожегова (Прясло(диалект-ное слово) – изгородь из жердей от столба др столба. Вица – шерстяные цветные нити. Гарусный пояс – скрученный из гаруса. Лавка – скамья или доска на ножках.)

Парная

20м




-Ребята! Я приглашаю вас удивиться красоте и хит-рости загадки. Как рождается загадка? Что лежит в её основе?

Уч-ся: «Наблюдательность, меткое слово, народный юмор».

-А как родились эти загадки? Загадка, пословица – это малый жанр устного народного творчества. А какие малые жанры вы ещё знаете? (Считалки, пе-сенки, потешки, дразнилки…)

-Вы их найдёте в книгах об устном народном твор-честве.

-Вот эти книги – хранители народной речи. Берите их чаще в руки, читайте.

Коллект













Презентация книг



-Засиделись мы, давайте-ка погуляем по улице и за-глянем ещё в одно оконце. Мы увидим игру. Здесь дети играют в дочки-матери.

-Три девочки поют колыбельные песенки, укачивая малых детушек-куколок.

1. Прилетели гулюшки.

Садились на люлюшку

Они стали гурковать,

Стали Митеньку качать, прибаюкивать:

-Спи, Митенька, спи,

Угомон тебя возьми.

2. Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, Таня, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, люли-бай,

Бай-бай, люли-бай.

-Какие слова вам интересны в этих песенках? (Уго-мон – угомониться, успокоиться. Зыбка-колыбель; колыхать-качать, зыбать).

-Запишите эти слова в тетрадь. Ребята, можно сказать, что эти песенки ласковые, нежные, тёплые? А почему? (В песенках слова уменьшитель

Но-ласкательные. Мамы называют своих детей ласково: Катенька. Настюша, Женечка, Сашунечка, Юронька и т.д.)

- В этих песенках присутствуют домашние живот-ные, птицы, растения. Подумайте, почему? (Дитя прислушивается к песни матери, слышит знакомые слова, успокаивается, улыбается, засыпает).

Коллект


Игра



-Заглянем в окно дальней избушки, здесь народная игра «У медведя во бору». (Один из играющих изоб

ражает медведя, он присел на пенёк и как будто дремлет. Дети приближаются к нему, собирая ягоды и грибы.) Они поют дразнилку:

-У медведя во бору грибы, ягоды беру.

Медведь постыл, на печи застыл

(Медведь бросается ловить детей. Они от него врассыпную. Медведь ловит одного. Пойманный произносит считалку:

-Тара-бара, домой пора,

Коров доить, тебе галить.

(Новый медведь садится на стул, игра начинается заново).

Коллект





-Ребята, как вы все радостно улыбаетесь! Почему вам весело? (Игра весёлая, безобидная. Можно побегать, посмеяться, очень хорошая, добрая игра).

-Новые для вас слова прочитайте в табличке:

Медведь постыл –надоел.

Тебе галить – начинать игру.

- Запишите в тетрадь эти слова.

Коллект





Распечатка на доске



-А теперь посетим картинную галерею. Здесь выставка рисунков наших художников. (На рисун-ках изображены предметы: колечко с камешком, ва

ленки, веник из веточек без листьев). Авторы, расскажите о своих рисунках.

-Тоненькое колечко с камешком – суперик.

Валенки – пимы, пимики.

Веничек из голых веточек – голик.

-Суперик. Какое слово спряталось внутри? Перик – перст.

Пимы – пимики(сиб.) – валенки. Без них сибиряку нельзя, морозно зимой на улице.

Голиком сибиряки сметают, а порой и соскребают снег с пимов, который прилип, примерз. Из голичок всё выскоблит, вычистит. Хозяин заготавливает таких голичков побольше. За долгую зиму они из-нашиваются. Этим же голичком сметает снег с крылечка. Из него же делает метёлочки.

Коллект


Выставка рисунков



-Общение с природой всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит вооб

ражение. Меткими названиями награждает народ все, что видит вокруг, особенно интересны народ-ные названия растений, цветов. Продолжаем нашу экскурсию по картинной галерее.

-Одуванчик. Как народ назвал эт чудо природы?

Пустодуй, пухлянка, летучка, молочник и т.д. Пояс-ните, чо отражено в каждом названии? (Иван-чай – гаревик, новосёл плакун, нянька, медовый цветок)

-Давайте поразмышляем, почему этому цветку дали такое название? (Ромашка-изящный стебелёк, бело-снежные лепесточки, золотое сердечко.) .Давайте придумаем этому цветочку нзвание (Красавица луговая, модница, золотой глазок, ажурная юбочка)

-Народные названия – солнешник, купальница, моргун, румянка.

Коллект



5.

По стра-ницам книг

-Богата народной речью, диалектами и художествен

Ная литература. Всем известны сказы П.Бажова. Послушайте фрагмент из «Малахитовой шкатулки»

Вслушайтесь в речь народов Урала. Запомните слова, которые звучат не так, как вы привыкли.

-Чтение фрагмента.

-Если убрать из книги диалектные, народные слова и обороты, что произойдёт? Сказ потеряет свою прелесть, тогда уже назвать его сказом будет нельзя

А вот чудесный рассказ И.Тургенева «Бежин луг». Кто герой этого рассказа, о чём рассказ?

-Разные истории рассказывают мальчишки у костра. Послушайте одну из них и народную речь Орловской губернии. Какие слова вам понятны, но не привычны? Какие не понятны?

Коллект

10м

Чтение фраг-ментов



-Художественная литература и устное народное творчество хранят для потомков народную речь, жизнь, текущую по обрядам, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Как вы понимаете «почитание отцов и дедов?»

-Подберите гнездо родственных слов. Запишите в тетрадь. (Почитание, почтение, почтенный, почёт, чтить, чтут)

-Прочитайте словарную статью «Почитание» из словаря С.И.Ожегова. Запишите эту статью в тетрадь.

Коллект


Чтение статьи

6.

Итоговая часть

-Народные говоры – свидетели русской истории. Как же с ними обходиться? Не знать, не ведать, не интересоваться, быть равнодушным? Пусть канут в Лету, уйдут без следа… Нет, этого допустить не-льзя. Почему?

-Прочитайте высказывание Константина Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безраз-личие к языку объясняется полнейшим безразличи-ем к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Коллект

Чтение выска-зывания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!