Здравствуй, ЛЕТО!
Внеклассное занятие
5-6 класс
Цели и задачи:
1) конструирование воздушного змея;
2) формирование знаний о воздухе;
3) расширить кругозор понятий «Воздух, кислород», рассмотреть важность данных понятий и их применение в жизни человека;
4) понимание последствий загрязнения воздуха и путей предотвращения его загрязнения;
5) укрепить навыки работы в группе;
6) воспитывать чувство ответственности за свои действия.
О воздушных змеях
Немного истории
Воздушный змей — летательный
аппарат, удерживаемый с земли при
помощи леера и поднимаемый за
счёт силы ветра.
Первые упоминания о привязных
летательных устройствах встречаются
во II веке до н. э., в Китае — внешне
подобных образу мифического бескрылого дракона.
- Примерно в XII—XIII вв. в Европе впервые узнали о широком применении в китайской и монгольской армиях (для устрашения противника и в качестве сигнальных средств) — привязных летательных аппаратов особой конструкции — внешне подобных сказочным существам — «летающим драконам» — (в виде бескрылой толстой змеи с короткими лапами и зубастой пастью), использующих для полёта аэродинамический принцип создания подъёмной силы — впервые созданных в Китае и заимствованных в Монголии. Наиболее сложные в конструктивном отношении «драконы» представляли собой наполняющиеся ветром, полые длинные оболочки сложной конфигурации, подкреплённые лёгким каркасом. Технология изготовления и техника применения «драконов» была отработана на высоком уровне. От воздушных «драконов» впоследствии произошло имя нарицательное «воздушный змей» для всех — аналогичных по принципу создания подъёмной силы привязных летательных аппаратов, различного конструктивного исполнения — создаваемых в XIII—XIV вв. и в последующие времена.
Конструкция
По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают:
- одноплоскостные — простейшие конструкции. Обладают невысокой подъёмной силой и малой ветровой устойчивостью. Таким змеям обязательно нужен хвост — шнур с привешенным к нему грузиком.
- многоплоскостные — этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов. Коробчатые змеи изобретены Л. Харгравом. Важной их особенностью является высокая устойчивость.
- составные или групповые, состоящие из группы воздушных змеев (т. н. змейковый поезд), соединённых в одну гибкую систему.
Основные конструктивные элементы воздушного змея:
- натянутая на жёсткий каркас или мягкая, без каркаса, поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи или бумаги;
- наматываемый на лебёдку или катушку леер (пеньковая верёвка, стальной трос, прочная нить);
- уздечка для крепления к воздушному змею леера и органы устойчивости (хвост).
Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная — килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полёта воздушного змея зависит также от положения центра тяжести змея.
О воздухе
Воздух — смесь газов, главным образом состоящая из азота и кислорода, а также аргона, углекислого газа, водорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов. Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии. В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла и механической энергии в двигателях внутреннего сгорания.
Свойства воздуха
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.
3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.
4. Воздух можно сжать.
5. Воздух обладает упругостью.
6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.
Меры по защите воздуха от загрязнений:
1. Создание специальных станций, которые бы следили за чистотой воздуха;
2. Частый полив улиц города и села водой;
3. Озеленение улиц, создание зеленых зон в городах и населенных пунктах;
4. Установка современных очистительных сооружений на предприятиях;
5. Выведение промышленных предприятий за черту города, населенного пункта;
6. Перевод всех видов отопления на электрическое.
О применение и использовании воздуха
Конструирование воздушного змея
Инструктаж по ТБ
Конструирование
Материалы для конструирования:
ткань легкая (органза, шифон), бумага, полиэтиленовая пленка (пакеты, одноразовая скатерть), тонкие деревянные, пластиковые палочки, клей, суперклей, скотч, ножницы, прочная нить, маркеры, ленточка.
Домашнее задание:
Соблюдать меры по сохранности чистоты воздуха.