Тема урока: «Внешняя политика Павла I».
Цель: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.
Задачи: познакомить учащихся с личностью Павла I, сформировать представление о характере внешней политики Павла I; расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы, развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.
Основные понятия: оборонительная война, мальтийский орден.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карта “Российская империя в 18 веке”,
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация изученного.
Изучение новой темы.
План
1. Выбор внешнеполитического курса.
2. Покровительство Мальтийскому ордену.
3. Итальянской и Швейцарский походы.
4. Союз с Наполеоном.
5. Индийский поход.
6. Заговор 11 марта 1801 г.
Беседа с классом.
- Вспомните и назовите основные направления внешней политики России при Екатерине II.
- Попробуйте предположить основные направления внешней политики Павла I.
Рассказ учителя.
Одним из первых шагов во внешней политике Павла стал отказ от участия в войнах против революционной Франции. Некоторые восприняли это как отказ от линии Екатерины II, как это было и во всех других вопросах. Другие посчитали, что Павел старался воплотить в жизнь с вою мечту о ведении лишь «оборонительных» войн.
В специальной ноте европейским державам он велел сообщить о том. Что «Россия с 1756 года, будучи в беспрерывной войне есть… единственная в свете держава, которая находилась 40 лет в несчастном состоянии истощать свое население» и потому заявил о невмешательстве в дела революционной Франции.
Однако давление союзников и ближайшего окружения вскоре заставило Павла вернуться к прежней Линии.
Самостоятельная работа.
Познакомьтесь с текстом учебника п.2 стр. 64
- Расскажите о взаимоотношениях России и Мальтийского ордена.
- Как могли оценить дворяне и церковь взятие Павлом I под покровительство Мальтийского ордена.
Работа в парах (письменно).
Познакомьтесь с текстом учебника п. 3 стр. 64-65
- Определите и выпишите в тетрадь цель русской армии в итальянском и швейцарском походах.
- Перечислите итоги данных походов для России и ее союзников.
Самостоятельная работа.
Познакомьтесь с текстом учебника п. 4, стр. 65-66
- Расскажите о союзе Павла I с Наполеоном.
- Согласны ли вы с мнением, что союз Англии и Франции был неизбежен?
Письменная работа.
Познакомьтесь с текстом учебника п. 5 стр. 66-67
- Письменно ответьте на вопрос: «В чем заключались экономические и политические цели индийского похода для России?».
Рассказ учителя. Заговор 11 марта 1801 г.
Недовольство внешней политикой Павла лишь усилило раздражение дворянства, и без того считавшего царя самодуром, если не душевнобольным. Заговор против Павла возглавил военный губернатор Петербурга П.А. Пален. В заговоре участвовали последний фаворит Екатерины П.А. Зубов с братьями В.А. и Н.А. Зубовыми, генерал Л.Л. Беннигсен, граф Н.П. Панин, племянник воспитателя Павла Н.И. Панина. О заговоре знал наследник вел. кн. Александр, опасавшийся, что отец лишит его престолонаследия.
В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики, отстранив охрану, проникли в Михайловский замок
и ворвались в покои Павла. Возможно, они договаривались лишь арестовать его, но возникла ссора, кто-то (вероятно, Н.Зубов) ударил Павла золотой табакеркой в висок, остальные душили его шарфом. Официальная версия: император скончался от апоплексического удара
Коллективная работа. (Если останется время).
Познакомьтесь с текстом рубрики «Мнение историков».
- Какое, из приведенных в рубрике мнений о Павле I, вам ближе всего? Свой ответ обоснуйте.
Закрепление изученного.
Вопросы на стр.68
Подведение итогов, выставление оценок.
Задание на дом.
Пар. 25, подготовиться к письменному опросу.