СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель познакомить обучающихся с основными направлениями внешней политики России в первой трети XVI в.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.»

Конспект урока История России (7 класс)

Дата __________

Тема: Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Цели и задачи: познакомить с основными направлениями внешней политики России в первой трети XVI в., анализировать ее последствия; характеризовать особенности внешней политики России в изучаемый период.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: капитуляция, острог, сейм; применять основные хронологические понятия, термины; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии; описывать основные направления внешней политики России в первой трети XVI в.; оценивать внешнюю политику Ивана III и Василия III; характеризовать внешнеполитические задачи России; составлять хронологические таблицы; использовать сведения из исторической карты как источника информации, приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности; личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; осваивать гуманистические традиции и ценности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою российскую идентичность.

Оборудование: учебник, тетради, доска, ноутбук

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

При Василии III произошло укрепление единодержавия. Развивался централизованный государственный аппарат. Возросла мощь русской армии. В ее составе появилось постоянное подразделение — наряд (отряд артиллерии). Государь вел активную внешнюю политику.

Тема урока: «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)



План урока

1. Литва и Балтика.

2. Царь и император.

3. На юго-восточных границах.

Проблемный вопрос

— Что определяло внешнюю политику России в первой трети XVI в.?

III. Введение в новый материал

Начало XVI в. — завершающий этап процесса собирания русских земель вокруг Москвы, время укрепления Российского государства и власти великого князя, проведения активной внешней политики. Эти события связаны с именем Василия III — сына Ивана III и отца Ивана Грозного. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Василием III? Как он их решал?

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах внешней политики России в первой трети XVI в.

Первая группа работает с п. 1 § 5 учебника, картой «Русско-литовские войны в начале XVI в.» и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Вторая группа работает с п. 2 § 5 учебника и дополнительным материалом, предложенным учителем (карта «Священная Римская империя в начале XVI в.» и др.).

Третья группа работает с п. 3 § 5 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, карта «Государства - наследники Орды», справочники, энциклопедии и т. д.).

IV. Работа по теме урока

1. Литва и Балтика

(Презентация работы первой группы.)

Примерное содержание сообщения

Основные задачи России на западном направлении:

1) стремление включить в состав своего государства земли Древней Руси — получить новые пахотные земли с крестьянами, что давало возможность увеличить численность не только служилого сословия, но и налогоплательщиков, а следовательно, упрочить могущество государства;

2) обеспечение бесперебойной внешней торговли и развитие экономических связей с другими государствами — борьба за выход к Балтийскому морю, по которому проходили важные европейские торговые пути того времени.

Литва. После принятия Польшей и Литвой в 1413 г. Городельской унии, подтверждавшей объединение двух государств, лишь князья-католики могли занимать государственные должности. В конце XV в. православные князья Воротынские, Вельские, Одоевские, Новосильские и другие стали переходить от литовского правителя Казимира IV на службу к Ивану III. Споры о судьбе княжеств, находившихся теперь на границе двух государств, привели к двум русско-литовским войнам. В ходе войны 1487—1494 гг. России удалось овладеть Вязьмой, Мценском, Любутском и расширить свою территорию на западе. В результате войны 1500—1503 гг. к Москве перешли Новгород-Северские земли, Брянск, Гомель.

Василий III продолжил политику своего отца. В 1514 г. русские войска взяли Смоленск. По перемирию 1522 г. Смоленские земли отходили к России.

Политика России в Прибалтике. Включивший в состав своего государства Новгород Иван III столкнулся в Прибалтике с интересами Ливонского ордена и Швеции. В 1481—1482 гг. начались военные действия между немцами и Псковом, а после побед присланной на помощь псковичам московской рати был заключен мир.

Затем Иван III перешел от обороны северо-западных рубежей к политике защиты русской торговли от обременительного посредничества со стороны Ганзейского союза. В 1487 г. он ликвидировал привилегии ганзейцев в торговле с Новгородом, а в 1492 г. начал строительство напротив ливонской крепости Нарва Ивангорода — первого русского порта на Балтике. Ганза запретила государствам — членам Ганзейского союза торговать с Россией через Ивангород, а также продавать русскому государству железо, цветные металлы и некоторые другие стратегически важные товары. Иван III решил прорвать ганзейскую блокаду. Союзником России выступила Дания. Однако, несмотря на некоторые успехи в борьбе с Ливонским орденом в 1501 — 1503 гг., России так и не удалось обеспечить свои интересы на Балтике. Только в 1514 г. после ряда уступок она добилась снятия торговой блокады.

Вывод. Военные успехи московских правителей значительно отодвинули границы России на западном и юго-западном направлении и позволили завершить процесс образования единого Русского государства, укрепили его военную мощь и международный авторитет.

2. Царь и император

(Презентация работы второй группы.)

Примерное содержание сообщения

Основные задачи российской дипломатии:

1) укрепление авторитета Российского государства на Западе;

2) привлечение союзников в борьбе с Польшей и Литвой.

В 1514 г. между Священной Римской империей и Россией был заключен договор, по которому стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в борьбе с Сигизмундом I, признавали право российского государя на Киев и другие западнорусские земли. Максимилиан I оговорил вступление договора в силу условиями, несколько сокращавшими его союзнические обязательства. Василий III отказался от каких-либо изменений, что дало повод императору в мае 1515 г. выступить с протестом и объявить договор не имеющим силы с самого начала.

Вывод. Хотя подписанный договор остался нереализованным, император Священной Римской империи признал равный ему статус российского государя. Этот факт в Европе постарались предать забвению, но русские напоминали об этом западным дипломатам, в первую очередь польским и литовским.

3. На юго-восточных границах

(Презентация работы третьей группы.)

Примерное содержание сообщения

Основные задачи России на юго-восточном направлении:

1) сохранение и упрочение национального суверенитета Российского государства, желание расширить территорию государства на южном и восточном направлениях;

2) стремление обезопасить внешние рубежи от постоянных набегов «наследников» Золотой Орды — Казанского и Крымского ханств.

После победы в 1480 г. над Большой Ордой хана Ахмата особое место во внешней политике России заняли отношения с Казанским и Крымским ханствами.

Иван III, не имея достаточных сил для покорения Казанского ханства, возвел на казанский престол своего ставленника Мухаммед-Эмина. В начале правления Василию III пришлось начать войну с Казанью. Поход был неудачен, но казанцы запросили мира, который и был заключен в 1508 г.

Без союза с Крымом невозможно было противостоять Литве. Крымское ханство являлось с 1475 г. вассалом турецкого султана. При посредничестве крымского хана Менгли-Гирея в 1498—1499 гг. были установлены дипломатические отношения России с Османской империей. Несмотря на попытки европейцев втянуть Россию в антитурецкую коалицию, она сохраняла мирные отношения с османами до середины XVII в.

К 1520-м гг. относится начало нового этапа отношений Москвы с Крымом и Казанью, которые возобновили набеги на русскую территорию.

Осада Казани в 1523 г. и в 1530 г. вновь окончилась для России неудачей. Однако татарская знать, опасаясь новых походов русских войск, заключила перемирие с Василием III.

В 1521 г., выполняя союзные обязательства перед Сигизмундом, крымский хан Мухаммед I Гирей объявил набег на Москву. Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан, под Коломной крымчаки и казанцы объединили свои армии вместе.

Русское войско после поражения на реке Оке было вынуждено отступить. Татары подошли к стенам столицы. Василий III в то время находился в Волоколамске, где он собирал армию. Мухаммед-Гирей, опустошив округу, повернул обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска.

В 1527 г. было отражено очередное нападение на Москву. Собравшись в Коломенском, русские войска заняли оборону в 20 км от Оки. Осада Москвы и Коломны длилась пять дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осетр. Очередное степное нашествие было отбито. Российскому правительству пришлось спешно укреплять оборону южных рубежей государства. Были построены каменные крепости в Туле, Коломне, Зарайске. Каждый год весной по берегу Оки размещались полки.

Вывод. Иван III и Василий III проводили внешнеполитический курс, отвечавший интересам и возможностям страны.

(Обсуждение результатов работы в группах.)

V. Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

Исследовав и проанализировав внешнюю политику русского государства в первой трети XVI в., мы выяснили, что ее приоритетными направлениями были:

1) борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли;

2) борьба за выход к Балтийскому морю;

3) подчинение своему влиянию «наследников» Золотой Орды - Казанского и Крымского ханств.

Домашнее задание

1. Прочитать § 5.

2. Ответить на вопросы № 1 и № 2 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа » на с. 40 учебника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!