Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы внеурочной деятельности: развитие основ функциональной грамотности. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Задачи программы:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
находить и извлекать информацию из различных текстов;
применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Объём часов, отпущенных на занятия 102 часа: 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа, продолжительность одного занятия 40 минут.
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются:
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
- портретов писателей, поэтов;
- репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
- художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
- иллюстраций к литературным произведениям;
- опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций.
Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественно - научная грамотность».
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Обучающиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания;
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль « Финансовая грамотность». Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
закладывать основы экономического образа мышления;
воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;
формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть:
1 четверть - модуль «Читательская грамотность».
четверть - модуль «Математическая грамотность».
четверть - модуль «Естественнонаучная грамотность».
четверть - модуль «Финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 4 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий «Функциональная грамотность»
Предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает Финансовую информацию в различном контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание программного материала
Модуль « Основы читательской грамотности». (9 ч)
Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч) Раздел 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности». (9 ч) Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в удожественном тексте. | 2 | | |
3-4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 2 | | |
5 | Работа с текстом. Типы текстов: текст- повествование, описание рассуждение | 1 | | |
6 | Учебный текст как источник информации. | 1 | | |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | | |
8 | Создавать собственные тексты, применять Информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 | | |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | |
Планируемые результаты
Предметные: знать правила пользования библиотекой;
знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно- популярная, справочная);
иметь представление о различных видах литературы;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочную, научно-популярную литературу, периодические издания для младших школьников;
знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
понимать значение терминов, определенных программой;
знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладеть методами аналитико–синтетической переработки информации;
знать и практически применять технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценивать и обрабатывать найденную информацию;
уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Личностные Познавательные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога - библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу.
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | | |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | | |
3 | Задачи на взвешивание. | 1 | | |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | | |
5 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | | |
6-7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | | |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | |
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данной внеурочной деятельности являются:
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитывать чувства справедливости, ответственности;
развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Предметные результаты:
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
уметь выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
приобрести первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 | | |
2 | Воздух и его свойства. | 1 | | |
3 | Углекислый газ в природе и его значение | 1 | | |
4 | Вода. Уникальность воды. | 1 | | |
5 | Почвы и их свойства. | 1 | | |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | | |
7 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | | |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | | |
2 | Деньги в разных странах | 1 | | |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | | |
4 | Как разумно делать покупки? | 1 | | |
5 | Кто такие мошенники? | 1 | | |
6 | Личные деньги | 1 | | |
7 | Сколько стоит «своё дело»? Понятие «своё дело». Игра «Экономические загадки». | 1 | | |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование. 4 класс
№ | Тема | Содержание. |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | | Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. |
2. | Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг. | Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Работа над текстом. | |
3-4. | Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | Чтение произведения Е . В. Медведева «Баранкин, будь человеком» Работа с текстом. | |
5. | Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Работа над текстами разных типов. |
6. | Учебный текст источник информации. Промежуточный мониторинг. | как | Комплексная работа. |
7. | Составление плана на основе исходного текста. | Работа над текстом. Подготовка к ВПР. |
8. | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | Сочинение. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | Выполнение заданий в форме ВПР. |
Модуль «Основы математической грамотности» |
10. | Применение чисел и действий над ними. Вводный мониторинг. | Счет и десятичная система счисления. Комплексная работа. |
11. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике. |
12. | Задачи на взвешивание. | Решение практических задач. |
13. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | Подготовка к олимпиаде. Решение задач. |
14. | Наглядная геометрия. | Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
15-16. | Комбинаторные задачи. | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. |
17. | Проведение рубежной аттестации. | Комплексная работа в форме ВПР. |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
18. | Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг. | Признаки химических реакций. Работа в форме ВПР. |
19. | Воздух и его свойства. | Работа над текстами по теме. |
20. | Углекислый газ в природе и его значение. | Работа над текстами по теме. |
21. | Вода. Уникальность воды. | Работа над текстами по теме. |
22. | Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг. | Выполнение заданий в форме ВПР. |
23. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | Работа над текстами по теме. |
24-25. | Уникальность планеты Земля. | Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
26. | Проведение рубежной аттестации. | Работа в форме ВПР. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» |
27. | Как появились деньги? Вводный мониторинг. | Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами «цена»,»кол-во», «стоимость». |
28. | Деньги в разных странах. | Чтение текстов по теме. Решение задач. |
29. | Деньги настоящие и ненастоящие. | Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме. |
30. | Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг. | Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме. |
31. | Кто такие мошенники? | Беседа по теме. Чтение текстов. |
32. | Личные деньги. | Практическая работа. |
33. | Сколько стоит «своё дело»? | Понятие «своё дело». Игра « Экономические загадки». |
34. | Проведение рубежной аттестации. | Комплексная работа. |
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства 3-4 класс.
Информационно-методическое обеспечение. Список литературы
Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.
Ю.Н.Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. /Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – М.: Просвещение, 2020.
Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно- практической конференции, 2020.
Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы:
Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П.
Чернявская, М.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа:
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html.