СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"»



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель программы внеурочной деятельности: развитие основ функциональной грамотности. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Задачи программы:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Объём часов, отпущенных на занятия 102 часа: 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа, продолжительность одного занятия 40 минут.

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются:

  • литературные игры,

  • литературные гостиные,

  • КВНы,

  • конкурсы-кроссворды,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг

  • экскурсии

  • ребусы и т.д.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

- портретов писателей, поэтов;

- репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

- художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

- иллюстраций к литературным произведениям;

- опыты по естествознанию.

Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций.

Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.

Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.

В 3 классе в программу включены модули «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественно - научная грамотность».

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Обучающиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:

  • использовать естественнонаучные знания;

  • выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

  • строить развернутые высказывания;

  • устанавливать надежность информации;

  • сотрудничать.

В 4 классе в программу добавляется модуль « Финансовая грамотность». Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • закладывать основы экономического образа мышления;

  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;

  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть:

1 четверть - модуль «Читательская грамотность».

  1. четверть - модуль «Математическая грамотность».

  2. четверть - модуль «Естественнонаучная грамотность».

  3. четверть - модуль «Финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 4 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий «Функциональная грамотность»

Предметные результаты

Читательская

грамотность

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Находит и извлекает

информацию из различных текстов

Находит и извлекает

математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает

Финансовую информацию в различном контексте


Личностные

Читательская

грамотность

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

Объясняет гражданскую

позицию в конкретных

ситуациях общественной

жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую

позицию в конкретных ситуациях общественной

жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые

действия в конкретных

ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина

страны


Содержание программного материала

Модуль « Основы читательской грамотности». (9 ч)

Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Раздел 2.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) Раздел 1.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч) Раздел 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль: «Основы финансовой грамотности». (9 ч) Раздел 1.

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

Раздел 2.

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

Модуль «Основы читательской грамотности»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1-2

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в удожественном тексте.

2



3-4

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

2



5

Работа с текстом. Типы текстов: текст- повествование, описание рассуждение

1



6

Учебный текст как источник информации.

1



7

Составление плана на основе исходного текста.

1



8

Создавать собственные тексты, применять

Информацию из текста при решении учебно-практических задач.

1



9

Проведение рубежной аттестации.

1




Планируемые результаты

Предметные:
    • знать правила пользования библиотекой;

    • знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);

    • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно- популярная, справочная);

    • иметь представление о различных видах литературы;

    • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочную, научно-популярную литературу, периодические издания для младших школьников;

    • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

    • понимать значение терминов, определенных программой;

    • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

    • овладеть методами аналитико–синтетической переработки информации;

    • знать и практически применять технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;

    • ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценивать и обрабатывать найденную информацию;

    • уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

Личностные

Познавательные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;

    • высказываться в устной и письменной формах;

    • владеть основами смыслового чтения текста;

    • анализировать объекты, выделять главное;

    • осуществлять синтез (целое из частей);

    • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

    • использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;

    • преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • планировать свои действия;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    • адекватно воспринимать оценку педагога - библиотекаря;

    • различать способ и результат действия;

    • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

    • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:

    • проявлять познавательную инициативу;

    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

    • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться, приходить к общему решению;

    • соблюдать корректность в высказываниях;

    • задавать вопросы по существу.

Модуль «Основы математической грамотности»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1



2

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1



3

Задачи на взвешивание.

1



4

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1



5

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1



6-7

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

2



8

Проведение рубежной аттестации.

1



Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данной внеурочной деятельности являются:

    • развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитывать чувства справедливости, ответственности;

    • развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Предметные результаты:

    • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

    • овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

    • уметь выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, цепочками, представлять,

    • анализировать и интерпретировать данные.

    • приобрести первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Движение и взаимодействие частиц. Признаки

химических реакций.

1



2

Воздух и его свойства.

1



3

Углекислый газ в природе и его значение

1



4

Вода. Уникальность воды.

1



5

Почвы и их свойства.

1



6

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1



7

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1



8

Проведение рубежной аттестации.

1




Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

1



2

Деньги в разных странах

1



3

Деньги настоящие и ненастоящие

1



4

Как разумно делать покупки?

1



5

Кто такие мошенники?

1



6

Личные деньги

1



7

Сколько стоит «своё дело»? Понятие «своё дело». Игра «Экономические загадки».

1



8

Проведение рубежной аттестации.

1



Календарно – тематическое планирование. 4 класс



Тема

Содержание.

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении.



Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ.

2.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный

мониторинг.

Е. Велтистов «Мальчик из чемодана».

Работа над текстом.


3-4.

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Чтение произведения Е . В.

Медведева «Баранкин, будь человеком» Работа с текстом.


5.

Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Работа над текстами разных типов.

6.

Учебный текст источник информации. Промежуточный мониторинг.

как

Комплексная работа.

7.

Составление плана на основе исходного текста.

Работа над текстом. Подготовка к ВПР.

8.

Создавать собственные тексты, применять

информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Сочинение.

9.

Проведение рубежной аттестации.

Выполнение заданий в форме ВПР.

Модуль «Основы математической грамотности»

10.

Применение чисел и действий над ними.

Вводный мониторинг.

Счет и десятичная система счисления.

Комплексная работа.

11.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике.

12.

Задачи на взвешивание.

Решение практических задач.

13.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Подготовка к олимпиаде. Решение задач.

14.

Наглядная геометрия.

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

15-16.

Комбинаторные задачи.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

17.

Проведение рубежной аттестации.

Комплексная работа в форме ВПР.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

18.

Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг.

Признаки химических реакций. Работа в форме ВПР.

19.

Воздух и его свойства.

Работа над текстами по теме.

20.

Углекислый газ в природе и его значение.

Работа над текстами по теме.

21.

Вода. Уникальность воды.

Работа над текстами по теме.

22.

Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг.

Выполнение заданий в форме ВПР.

23.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

Работа над текстами по теме.

24-25.

Уникальность планеты Земля.

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

26.

Проведение рубежной аттестации.

Работа в форме ВПР.

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

27.

Как появились деньги? Вводный мониторинг.

Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами «цена»,»кол-во», «стоимость».

28.

Деньги в разных странах.

Чтение текстов по теме. Решение задач.

29.

Деньги настоящие и ненастоящие.

Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме.

30.

Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг.

Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме.

31.

Кто такие мошенники?

Беседа по теме. Чтение текстов.

32.

Личные деньги.

Практическая работа.

33.

Сколько стоит «своё дело»?

Понятие «своё дело». Игра « Экономические загадки».

34.

Проведение рубежной аттестации.

Комплексная работа.


Планируемые результаты освоения программы

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

    • оценивать свою вежливость;

    • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

    • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

    • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

    • знать особенности неподготовленной речи;

    • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

    • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

    • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

    • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

    • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;

    • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства 3-4 класс.












Информационно-методическое обеспечение. Список литературы
  1. Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.

  2. Ю.Н.Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. /Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

  4. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – М.: Просвещение, 2020.

  5. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно- практической конференции, 2020.

  6. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы:
  1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf

  2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П.

Чернявская, М.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа:

  1. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!