Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех
отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина
является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в средней школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых
передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания
экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах и среднем звене, для того чтобы на предметных уроках в дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся данного возраста испытывают к компьютеру сверхдоверие и
обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Общая характеристика курса:
Цель данного курса: дать учащимся начальные знания в области
информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Microsoft Office, текстовом редакторе, графическом редакторе.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим
элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами
являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением
педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания
в течение части занятия или нескольких занятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса:
Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»
(15 ч.)
Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на
развитие памяти. Упражнения – головоломки. Упражнения-исследования.
Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического
мышления.
Программа для рисования TuxPaint. (7 ч.)
Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку».
Рисование в программе.
Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с
интерфейсом текстового процессора Microsoft Office. Настройка рабочей
среды. . Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста.
Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста,
действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные
списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы.
Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие
текстового документа.
Технология обработки графической информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений
инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник,
Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование
компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение
созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Создание компьютерных презентаций (17 ч.)
Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные
возможности программы Power Point. Знакомство с интерфейсом
программы. Добавление новых слайдов в презентацию. Выбор макета. Дизайн слайда. Ввод и редактирование текста. Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к показу.
Проектная индивидуальная работа (5 ч.)
Создание, разработка, оформление мультимедийного проекта и его защита.
Состав учебно-методического и материального обеспечения данного курса:
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Наименование тем | В том числе | Дата |
Теория | Практика |
| Упражнения на чтение: «Пропущенная буква». | | | |
| Упражнения на чтение: «Практика чтения» | | | |
| Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах кубиков» | | | |
| Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная шляпа» | | | |
| Упражнение по математике:«Порядок чисел» | | | |
| Упражнение по математике: «Практика использования денег» | | | |
| Математические игры на развитие памяти | | | |
| Упражнения-головоломки. Головоломка Танграмм. | | | |
| Упражнения-головоломки.Построй аналогичную модель | | | |
| Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня. | | | |
| Упражнения-иследования.Чтение названия цветов | | | |
| Упражнения-исследования. Изучение часов. Понимание времени на часах | | | |
| Алгоритм. Нахождениелогической последовательности расположения предметов. | | | |
| Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами. | | | |
| Упражнения на развитие внимания. Найди отличие | | | |
| Знакомство с программой для рисования TuxPaint. | | | |
| Работа в программе TuxPaint.Упражнение «Раскрась картинку» | | | |
| Работа в программе TuxPaint.Упражнение «Раскрась картинку» | | | |
| Рисование в программе TuxPaint | | | |
| Рисование в программе TuxPaint | | | |
| Рисование в программе TuxPaint | | | |
| Рисование в программе TuxPaint. Конкурс рисунков | | | |
| Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Office | | | |
| Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. | | | |
| Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу | | | |
| Набор текста по образцу. Редактирование текста. | | | |
| Действия с фрагментами текста | | | |
| Изменение шрифта текстового документа | | | |
| Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. | | | |
| Вставка в текстовый документ таблицы | | | |
| Редактирование таблицы | | | |
| Рисование таблицы | | | |
| Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование. | | | |
| Создание рисунка с помощью панели Рисование.Конкурс рисунков. | | | |
| Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды | | | |
| Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандашь, Кисть, Распылитель, Заливка. | | | |
| Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс | | | |
| Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник. | | | |
| Настройка инструментов. | | | |
| Редактирование компьютерного рисунка | | | |
| Создание рисунка с помощью геометрических фигур | | | |
| Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами | | | |
| Работа с фрагментами рисунка | | | |
| Сборка рисунка из деталей | | | |
| Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. | | | |
| Конкурс рисунков. | | | |
| Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Power Point | | | |
| Знакомство с интерфейсом программы | | | |
| Добавление новых слайдов. Макет презентации | | | |
| Дизайн слайда | | | |
| Ввод и редактирование текста. | | | |
| Вставка в слайд рисунков, схем | | | |
| Вставка в слайд таблицы | | | |
| Настройка анимационных эффектов | | | |
| Настройка анимационных эффектов | | | |
| Настройка времени показа презентации | | | |
| Переход между слайдами с помощью гиперссылок | | | |
| Подготовка презентации к показу | | | |
| Создание презентации «Геометрические фигуры» | | | |
| Разработка и создание собственной презентации | | | |
| Разработка и создание собственной презентации | | | |
| Разработка и создание собственной презентации | | | |
| Демонстрация и защита презентации | | | |
| Разработка собственного мультимедийного проекта | | | |
| Создание собственного мультимедийного проекта | | | |
| Создание собственного мультимедийного проекта | | | |
| Оформление собственного мультимедийного проекта | | | |
| Защита собственного мультимедийного проекта | | | |