СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность Юный пользователь ПК

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность. Планирование 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность Юный пользователь ПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу внеурочной деятельности «Юный пользователь ПК»







Уровень образования (класс): начальное общее, 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б»







Количество часов: 140




Уровень: базовый




Учитель: Спицына А.А.











Программа разработана на основе авторской программы

авт. А.А. Спицына









1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.

2. Общая характеристика курса

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Целью обучения по программе «Юный пользователь ПК» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;

  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;

  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;

  • развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

  • сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку

3. Описание места курса в учебном плане

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения: представленная программа организации работы «Юный пользователь ПК»» реализуется в течение двух лет: в 3, 4 классах начальной школы. Программа предусматривает работу : 35 часов в 3, 4 классах (1 час в неделю, итого 140 часов.

Формы организации внеурочной деятельности

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

  • вводное занятие

  • комбинированное учебное занятие,

  • занятие-презентация,

  • экскурсия, виртуальная экскурсия,

  • демонстрация,

  • игры

  • проектная деятельность


2. Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Первый год обучения 3 класс

1. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на уроке информатики.

1

0


2. Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека.

1

0

3. Системный блок.

1

0

4. Работа с мышью

0

1

5. Работа на компьютерной клавиатуре. Упражнения из серии «Ловкие руки»

0

1

6. Хранение информации на компьютере.

1

0

7. Файлы и папки

1

0

8-11 Знакомство со стандартной программой «Калькулятор»

0

3

12-25. Текстовый редактор WORD

2

12

26-31. Развивающие игры

5

0

32-33. Знакомство с медиапродукцией

1

1

Итого

35



Второй год обучения 4 класс

1. Инструктаж по ТБ. Работа с ПК и введение в информатику.

1

0

2. Компьютер и программное обеспеченье.

1

0

3. Графический редактор PAINT

1

0

4. Текстовый редактор Microsoft Word (работа с текстом)

0

1

5. Работа с таблицами

0

1

6. Работа с таблицами

0

1

7. Работа с текстовым редактором Microsoft Word (Word Art)

0

1

8-9. Создание презентаций с помощью Power Point

0

2

10. Элементарные вычисления на калькуляторе

0

1

11-15. Работа в текстовом процессоре WORD

1

4

16-17. Решение головоломок (логических задач)

1

1

18-21. Разработка простейших компьютерных программ

0

3

22-25. Работа на клавиатурном тренажере

0

3

26-29. Мультимедийная информация и ее применение в обучении

1

3

30-36. Сетевые технологии. Интернет

2

5

Итого

35

Третий год обучения

5. Содержание обучения


Первый год обучения

Тема 1. Вводные знания. Информационные технологии, информация.

Тема 2. Информация вокруг нас

Организация хранения информации в компьютере.

Знакомство с информацией в программе «Роботландия».

Информация в компьютере. Диски. Дискеты.

Тема 3. Графический редактор PAINT

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.

Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).

Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.

Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».

Тема 4. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»

Назначение программы. Структура окна.

Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.

Тема 5. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»

Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора.

Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.

Тема 6.Текстовый редактор WORD

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты

редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Создание, хранение и считывание документа.

Основные операции с текстом Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца).

Сохранение файла на дискету и загрузка с дискеты.

Режим вставки (символов, рисунков).

Рисунок в WORD. Параметры страницы.

Оформление текстов с помощью WORDART.

Таблицы. Составление кроссвордов. Поиск и исправление ошибок.

Копирование и перемещение текста.

Урок-КВН.

Творческая работа Забавное рисование из знаков препинания.

Итоговая работа по WORD.

Тема 7. Развивающие игры.

Игры на внимательность (поиск предметов) Стратегические игры. Выигрышная стратегия. Построения древа игры.

Тема 8. Знакомство с медиапродукцией

Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков.

Демонстрация мультфильмов, сказок (диск «Никита»).


Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?

Тема 2. Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации

Тема 3. Графический редактор PAINT. Работа с палитрой цветов

Тема 4. Создание презентаций с помощью Power Point.

Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста.

Работа со стилями.

Создание нового слайда, фон слайда.

Вставка рисунков и других объектов на слайд.

Создание скриншотов.

Анимация на слайдах

Тема 5. Элементарные вычисления на калькуляторе (Сложение и вычитание чисел)

Тема 6. Работа в текстовом процессоре WORD.

Форматирование документа, вставка рисунков.

Создание таблиц, вставка специальных символов.

Создание перекрестных ссылок.

Форматирование абзацев.

Сохранение документа.

Печать.

Тема 7. Решение головоломок (логических задач).

Тесты на внимательность.

Тема 8. Разработка простейших компьютерный программ.

Работа в среде программирования «Логомиры».

Простейшие элементы программирования в офисных приложениях.

Работа над проектом «моя первая программа».

Основные принципы работы компьютерных программ

Тема 9. Работа на клавиатурном тренажере.

Основные блоки клавиш. Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором.

Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки онлайн».

Тема 10. Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы.

Звуковые редакторы.

Видео редакторы.

Плееры, их отличие.

Тема 11. Сетевые технологии.

Интернет.

Компьютерные сети.

Локальная компьютерная сеть.

Глобальная компьютерная сеть. Браузеры.

Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.

Образовательные сайты.

Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Подведение итогов.

4. Личностные метапредметные и предметные результаты изучения курса


Личностные результаты.

К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:


  • правила техники безопасности;

  • правила работы за компьютером;

  • назначение и работу графического редактора PAINT;

  • назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;

  • возможности текстового редактора WORD;

  • понятие информации, свойства информации;

  • назначение и работу программы Power Point;

  • Основные блоки клавиш;

  • Компьютерные сети;

  • информационные процессы;

  • понятие информации, свойства информации;

  • типы моделей;

  • основные понятия логики;

  • устройство персонального компьютера, основные блоки;

  • устройства ввода и вывода информации;

  • основные операционные системы и их отличия;

  • определение файла и файловой системы;

  • классификации вирусов;

  • способы защиты информации;

  • понятие алгоритм;

  • свойства алгоритмов.

Формы и виды контроля


Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, защиты проектной работы (в конце каждого года).

Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

1

Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.

1

Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

1

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999.

1

Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

1

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011 г.

1

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011 г.

1

Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

1

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся: Ч. 1. М.: Просвещение, 1993.

1

Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

1

  1. Печатные пособия

Набор плакатов

1 компл.

  1. Технические средства обучения

Компьютер

1

Проектор

1

Экран

1

  1. Мультимедийные средства обучения

CD, DVD

Комплект

  1. Оборудование класса

Стенд для размещения творческих работ учащихся

1

Компьютерный стол учительский

1

Компьютерные столы для учащихся

11


8. Планируемые результаты изучения курса

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

  • включить, выключить компьютер;

  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

  • набирать информацию на русском регистре;

  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

  • работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор

  • работать со стандартными приложениями Windows;

  • Создавать презентации;

  • пошагово выполнять алгоритм практического задания ;

  • осуществлять поиск информации на компьютере;

  • осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;

  • работать с программами Power Point, Черепашка, Чертежник.

  • работать с разными видами информации

  • строить суждения;

  • решать логические задачи;

  • находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;

  • работать с основными блоками компьютера, и подключать их;

  • пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;

  • запускать операционные системы Windows. Linux. Mac OS ;

  • работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);

  • пользоваться антивирусными программами;

  • осуществлять ручной поиск вредоносных программ

  • распознавать некоторые вирусы

  • составлять алгоритмы;

  • реализовывать алгоритмы

  • решать задачи с использованием блок-схем

  • осуществлять отбор нужной информации.

Метапредметными результатами являются: развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.

уметь:

  • оценивать результаты своей работы

  • осуществлять проектную деятельность;

  • работать в команде































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









«Юным умникам и умницам»

(наименование)






Автор-составитель учитель начальных классов

Спицына Александра Александровна_




























Пояснительная записка

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвертом классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвертого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


Модель занятия в 4 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.


Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.


Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)

В 4 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.


Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Учебно-тематический план (34 часа)


занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

2


1

Развитие концентрации внимания.

3

1

Тренировка внимания

4


1

Тренировка слуховой памяти.

5

1

Тренировка зрительной памяти.

6

1

Развитие логического мышления.

7

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

8

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. . Задания по перекладыванию спичек.

9

1

Виды информации. Развитие навыков поиска закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

10

1

Логика. Развитие навыков поиска закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

11

1

Множества. Обобщение. Развитие умения решать нестандартные задачи.

12

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

13

1

Обобщения между множествами. Развитие умения решать нестандартные задачи.

14

1

Алгоритм. Развитие умения решать нестандартные задачи с применением алгоритма.

15

1

Развитие быстроты реакции.

16

17

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

18

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

19

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

20

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

21

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

22

1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

23

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

24

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

25

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

26

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

27

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

28

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы

29

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

30

1

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

31

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

32

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

33

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

34

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.


Учебно–тематический план


Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

8

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

6

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

7

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

9

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

3

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

9

Тренировка внимания. Развитие мышления.

6

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1



34


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 3-ем классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

  • - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • -выделять существенные признаки предметов;

  • -сравнивать между собой предметы, явления;

  • -обобщать, делать несложные выводы;

  • -классифицировать явления, предметы;

  • -определять последовательность событий;

  • -судить о противоположных явлениях;

  • -давать определения тем или иным понятиям;

  • -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • -выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)»

Методическое пособие для 4 класса

2.

Сдобина А.И., Шекова Т.А., Иркутск, 2011г.

«Умники и умницы», авторская адаптационная программа внеурочной деятельности (7-10 лет)

Методическое пособие для 1-4 класса



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!