СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ»

Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ



В каждом человеке солнце,

только дайте ему светить

Сократ

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и неотъемлемую составную часть образовательного процесса школы.

Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность в филиале нашей школы организуется по следующим направлениям развития личности: социальное, нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

В рамках моего выступления хотелось бы подробнее остановиться на общекультурном направлении. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитии художественно-эстетического вкуса, общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры.

Данное направление реализуется следующими программами внеурочной деятельности: «Цветные ладошки», «Волшебные ручки», «Разноцветные сказки», «Палитра красок», «Капелька».

Как известно, для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны недоразвитие восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, общая двигательная неловкость, а также с низкий уровень социального развития. Это обуславливает трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения.

Занятия внеурочной деятельностью в полной мере способствуют развитию познавательных, творческих и эстетических способностей обучающихся, в процессе занятий реализуется комплексный подход в коррекции нарушений речи, сенсомоторной сферы, развитие интеллектуальных способностей детей с умственной отсталостью. В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активнее строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Многие дети ограничены или вообще лишены возможности говорить и тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, помогающим им раскрывать чувства и эмоции, переживания, знания, отношение к окружающему миру. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

В процессе предметного рисования и лепки учащиеся знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства. Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении.

Перед изображением того или иного предмета мы с ребятами рассматриваем объект, обследуем его. Обследование проводится в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, величины, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование предмета его целостным восприятием. В качестве натуры на занятиях используются игрушки, готовые лепные поделки и др. В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения соединяется воспринятое со словом: называется предмет, который дети рисуют, его качества и свойства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация. Занятия способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего обучения в школе, помогают также воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

На занятиях внеурочной деятельности широко используем нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками, свечой, ватными палочками, крупой, поролоном, мятой бумагой, с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. Рисуем методом тычка, штрихом. Используем кляксографию, пластилинографию.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.

Применение данных способов изображения предметов обогащают представления учащихся о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. У них развивается познавательный интерес, происходит обогащение и активизация словарного запаса, развивается воображение, проявляется индивидуальность, самостоятельность, повышается уровень развития зрительно-моторной координации, развивается мелкая моторика рук.

С занятиями по рисованию тесно переплетаются занятия по аппликации, которые позволяют решать задачи сенсорного обучения. Процесс конструирования сопровождается объяснениями учителя, комментированием, игровыми действиями. Особое внимание уделяется формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Ребёнок не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

При особой организации и коррекционно-развивающей направленности обучения учащиеся с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные и сюжетные изображения, отражающие содержание художественного произведения, а также передавать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом. Ярким доказательством эффективности работы по данному направлению является участие детей и их победы на городских и региональных конкурсах и фестивалях: «Я люблю этот мир», «Храните детские сердца», «Вестник добра», «Возродим Русь святую!» и др.

Внеурочная деятельность также является важным средством воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру. На занятиях создаю условия для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративного творчества, игрушки, интересные картины, иллюстрации к произведениям детской художественной литературы. Обыгрывание того или иного персонажа создает условия для эмоционального восприятия ребёнком содержания художественного произведения.

Для обогащения содержания изобразительной деятельности организую наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами. Дети сначала под руководством взрослого, а затем сами выбирают фон и размер листа бумаги, ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны сотворчество, использование игровых приемов. Внесение игрушек, персонажей, беседы с детьми от лица того или иного персонажа рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятиях по внеурочной деятельности. Дети проявляют большой интерес к созданию коллективных композиций, при этом главное - научить их согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей коллективной работе.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; использовать цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию проводится в процессе становления всех видов изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования.

Особую роль в становлении эстетической культуры детей играет развитие их художественного восприятия при рассматривании иллюстраций известных художников к произведениям художественной литературы, при ознакомлении с произведениями графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. В беседе обращаю внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация. Важно вести детей от позиции «нравится не нравится» к обоснованной: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изображение и его персонажи.

Ребенок с ОВЗ способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отреагировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декоративно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа картины, получать удовольствие от посещения музеев, театров и выставок.

Вся целостная система эстетического воспитания способствует личностному развитию ребенка, усвоению норм правильного, адекватного поведения в обществе. Будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, изобразительная деятельность способствует развитию каждой из этих функций, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания. В процессе занятий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое до конца, умение преодолевать трудности и т.п.

Таким образом, правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой фундамент для всестороннего развития детей, их познавательных и творческих способностей. Возможность участвовать в разнообразных направлениях внеурочной деятельности качественно улучшает жизнь ребенка с интеллектуальными нарушениями, расширяет его представления о мире, формирует и развивает базовые жизненные компетенции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!