ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________Лукин А.А.
«_____»_______2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Колокольчики»
для 1-2 класса
2018 / 2019 учебный год
Рассмотрено и согласовано на заседании Составлена учителем
___________________________________ Кузнецовой С.А.
Протокол №___от «____»__________2018 г.
Зам.директора по В.Р. _______Панфилова В.И..
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Дети 7-9 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Программа внеурочной деятельности « Колокольчики » рассчитана на два года обучения, 66 учебных часов
(1 час в неделю) в 1 классе и (1 час в неделю) во 2 классе.
Продолжительность занятия 30 минут.
Цель данной программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1) Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Начинаются занятия с 10 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-готовность и способность к саморазвитию
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы;
- уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- понимать значении музыки в жизни человека, знать основные закономерности музыкального искусства, иметь общее представление о музыкальной картине мира;
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
Содержание курса внеурочной деятельности:
1 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
8 | 7 | 9 | 8 | 32 |
2 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
8 | 7 | 10 | 8 | 33 |
Содержание учебного предмета 1 год обучения
Наименование разделов учебной программы | Планируемые результаты к каждому разделу программы | Система оценки планируемых результатов выраженная в видах и формах контроля | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий | Направ ления проект ной деятель- ности обучаю щихся | Использо вание резерва учебного времени |
С песенкой по лесенке…. | Знать: общие правила пения, понятие «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Уметь контролировать посадку, положение корпуса, головы во время пения. | Текущий. | Пение: « Солнышко» Т. Попатенко; « Танец маленьких утят»; «Листопад» « Падают листья» А. Филиппенко. | | |
Музыка вокруг нас | Знать: основные типы дыхания; правила по формированию певческого дыхания Уметь выполнять дыхательные упражнения; самостоятельно производить смену дыхания в процессе пения, различные его приёмы. | Текущий. | Пение: Разучивание песен о зиме; частушек на школьную тему. | | |
Что такое петь чисто | Знать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; Уметь: различать звуки по высоте (высокие-низкие). - одновременно начинать и заканчивать песню | Промежуточн ый. | Пение: разучивание русских народных песен «Вдоль по улице молодчик идёт», «Весёлые гуси», «Жил - поживал самовар» | | |
Я играю и пою | Знать особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Уметь развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | Текущий | Пение: Разучивание песни «Мамин день» А. Волгина; «Весенняя капель»; «Во поле берёза стояла»; «По малину в сад пойдём»; «Огородная - хороводная». | | |
Я хочу услышать музыку | Знать понятие активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Уметь интонировать произведения в различных видах мажора и минора, выполнять Текущий | Промежуточный | Пение: «Пёстрый колпачок» Г. Струве; «Зелёные ботинки» (А. Гаврилов, Р. Алдонина); «Карабас и Тарантас» Автор и исполнитель Наиль Шайдуллин. | | |
Твори и фантазируй | Знать основные правила поведения на сцене, при занятиях любыми видами музыкальной деятельности; Уметь: - пользоваться звукоусилительной аппаратурой, петь под фонограмму. - сдерживать эмоциональноповеденческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; инсценировать песни. - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. | Итоговый | Пение: «Если добрый ты» слова: М. Пляцковского, музыка: Б. Савельева; «Песенка львёнка и черепахи» слова С. Козлова, музыка Ген. Гладкова; «Дружба крепкая» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева. | | |
Календарно - тематическое планирование 1 год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
1 четверть В мире загадочных звуков |
1 | Рождение музыки | 1 | | Вводное занятие |
2 | Звуки музыкальные смешные и печальные | 1 | | Слушание классической музыки П.Чайковского «Детский альбом», Д.Кабалевского «Клоуны» |
С песенкой по лесенке |
3 | Наш гость – песня | 1 | | Разучивание песни « Солнышко» |
4 | Наш гость – танец | 1 | | Разучивание песни « Танец маленьких утят» |
5 | Наш гость – марш | 1 | | Учимся шагать под музыку |
Вместе весело играть |
6 | Инсценировка песни « В траве сидел кузнечик» | 1 | | Театрализация |
7 | Встреча музыкальных жанров | 1 | | Слушание музыки, разучивание песни А. Островского «Солнечный круг» |
Что такое петь чисто |
8 | Музыка в осенних красках | 1 | | Разучивание песни: «Листопад» « Падают листья» |
2 четверть Музыка вокруг нас |
1 | « Семь волшебных звонких нот» | 1 | | Знакомство с нотами |
2 | В музыкальной гостиной | 1 | | Слушание музыки П.И. Чайковского |
3 | Путешествие к дядюшке Эхо | 1 | | Знакомство с музыкальными терминами ритм и динамика |
| Фольклор в музыке |
4 | Урок русской частушки | 1 | | Разучивание частушек о школе |
5 | Песенная Россия | 1 | | Русские народные песни исполнение, слушание |
Музыка в любимых сказках |
6 | « Волк и семеро козлят»,«Репка» | 1 | | Играем в театр |
С песенкой по лесенке |
7 | Мы встречаем Новый год | 1 | | Разучивание песен о зиме |
3 четверть Музыка образ движение |
1 | Ритмы танцевальные | 1 | | Ритмика и танцевальные движения |
2 | В хороводе мы были | 1 | | Водим хоровод |
Музыка со всего света |
3 | Рисуем музыку | 1 | | Слушание классической музыки |
4 | В музыкальной гостиной | 1 | | На Родине М. И. Глинка слушание |
5 | А мы масленицу ждем | 1 | | Игры конкурсы песни |
Детский оркестр |
6 | Мы играем в оркестр | 1 | | Игра на детских шумовых инструментах |
7 | Мы играем в оркестр | 1 | | История происхождения муз. инструментов |
Я играю и пою |
8 | Песенку про мамочку мы с тобой поем | 1 | | Разучивание песни «Мамин день» |
9 | У кого, какой голос? | 1 | | Игра |
4 четверть Я хочу услышать музыку |
1 | Загадочный инструмент | 1 | | Знакомство со скрипкой |
2 | Волшебная шкатулка | 1 | | Игра угадай мелодию |
3 | В музыкальной гостиной | 1 | | Музыка к сказкам |
Твори и фантазируй |
4 | Коммуникативная игра «Дирижеры» | 1 | | Учимся дирижировать |
5 | В музыкальной гостиной | 1 | | Слушаем классическую музыку |
6 | Ритмы танцевальные | 1 | | Танцы народов мира |
7 | В музыкальной гостиной | 1 | | Музыка диско |
8 | Урок фантазии и творчества | 1 | | Урок - концерт |
Личностные универсальные учебные действия:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
- коммуникативное развитие.
Познавательные универсальные учебные действия:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Содержание учебного предмета 2 года обучения
Наименование разделов учебной программы | Планируемые результаты к каждому разделу программы | Система оценки планируемых результатов выраженная в видах и формах контроля | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий | Направления проектной деятельности обучающихся | Использование резерва учебного времени |
Я хочу услышать музыку Учимся петь чисто и красиво | Знать: общие правила пения, понятие «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Уметь контролировать посадку, положение корпуса, головы во время пения. Знать: основные типы дыхания; правила по формированию певческого дыхания Уметь выполнять дыхательные упражнения; самостоятельно производить смену дыхания в процессе пения, различные его приёмы. Знать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; Уметь: различать звуки по высоте (высокие-низкие). - одновременно начинать и заканчивать песню. | Текущий. Текущий. Промежуточ ный. | Пение: «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучеломяучело» Пение: «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы Пение: «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая «Песенкачудесенка» | | |
В певческой стране | Знать особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Уметь развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | Текущий | Пение: «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский «Хомячок» сл и муз. Абелян Г.. | | |
С песенкой по лесенке | Знать понятие активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Уметь интонировать произведения в различных видах мажора и минора, выполнять ритмическую устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчиво интонировать одноголосое пение при сложном аккомпанементе. | Промежуточный | Пение: Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго». | | |
Твори и фантазируй | Знать основные правила поведения на сцене, при занятиях любыми видами музыкальной деятельности; Уметь: - пользоваться звукоусилительной аппаратурой, петь под фонограмму. - сдерживать эмоциональноповеденческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; инсценировать песни. - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; | Итоговый | Пение: Чичков Ю., сл. Пляцковского М. « Мой щенок». «Песня о волшебном цветке». Шаинский В., сл. Пляцковского М. «Мир похож на цветной луг». «Улыбка». | | |
Календарно - тематическое планирование 2 год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
1 четверть Фольклор в музыке |
1 | Фольклор пришел из далека. | 1 | | Введение. Русская народная музыка |
2 | Мы водим хоровод | 1 | | Разучивание русских народных песен |
Я хочу услышать музыку |
3 | Музыка в осенних красках | 1 | | Слушание классической музыки: А. Вивальди, П. Чайковского «Осень» |
4 | Музыка в осенних красках | 1 | | Разучивание песни « Осень постучалась к нам» |
Занимательная музыка |
5 | В музыкальной гостиной | 1 | | Танцуем вальс |
6 | Симфоническая музыка | 1 | | Слушание классической музыки |
Музыка вокруг нас |
7 | Рисуем музыку | 1 | | Игры и конкурсы |
8 | Музыка вокруг нас | 1 | | Урок фантазии и творчества |
2 четверть Вместе весело играть |
1 | Играем в театр | 1 | | Инсценировка Муз сказки «Алёнушка и лиса» |
2 | В певческой стране | 1 | | Исполнение караоке детских песен по желанию |
Я играю и пою |
3 | Путешествие на веселом поезде | 1 | | «Паровозик», «Змейка», «Вопрос-ответ» |
4 | Оркестр русских народных инструментов | 1 | | Знакомство с оркестром, игра на народных шумовых инструментах |
Музыка в любимых сказках |
5 | «Ветер по морю гуляет» | 1 | | Слушание Н.А. Римский - Корсаков |
6 | «Три чуда» | 1 | | Слушание Н.А. Римский - Корсаков |
Учимся петь чисто и красиво |
7 | Здравствуй Новый год | 1 | | Разучивание новогодних песен |
3 четверть Музыка со всего света |
1 | В музыкальной гостиной | 1 | | Слушание классической музыки |
2 | Музыкальные термины | 1 | | |
3 | Играем в оркестр | 1 | | Игра на муз инструментах |
4 | Рисуем музыку | 1 | | А.Лопатина, М.Скребцова «Волшебный мир музыки |
5 | В стране музыкальных Инструментов | 1 | | Знакомство с муз. инструментами. |
Музыкальная сказка |
6 | Балет « Щелкунчик» | 1 | | Слушание просмотр видео фильма |
7 | Инсценировка песни « Песенка крокодила Гены» | 1 | | Играем в театр |
В певческой стране |
8 | Хор и хоровое пение | 1 | | Разучивание песен к 8 марта |
9 | Хор и хоровое пение | 1 | | Разучивание песен к 8 марта |
10 | И танцуем и поем Пусть музыка звучит всегда Твори и фантазируй | 1 | | дискотека Видео /запись концертных выступлений ребят школы. |
4 четверть Твори и фантазируй |
1 | Весенние посиделки | 1 | | караоке |
2 | В музыкальной гостиной | 1 | | Музыка М.И Глинки: слушание |
С песенкой по лесенке |
3 | В певческой стране | 1 | | Песни из мультфильмов |
4 | Рисуем песню | 1 | | |
Вместе весело играть |
5 | Играем в театр | 1 | | Инсценировка песни |
6 | Инсценировка песни | 1 | | Решение ребусов, головоломок загадок |
7 | Пусть музыка звучит всегда | 1 | | концерт |
8 | Итоговое занятие по темам учебного года | 1 | | повторение |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005 г.
3.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
4.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963 г.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8.Интернет-источник. http://v-olschan.ru/article241
Оборудование .Проектор, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты.