СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по музыке 1-2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа соответствует фгос

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по музыке 1-2 класс»

ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Лукин А.А.

«_____»_______2018 г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Колокольчики»

для 1-2 класса

2018 / 2019 учебный год



Рассмотрено и согласовано на заседании Составлена учителем

___________________________________ Кузнецовой С.А.

Протокол №___от «____»__________2018 г.

Зам.директора по В.Р. _______Панфилова В.И..


Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Дети 7-9 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.



Программа внеурочной деятельности  « Колокольчики » рассчитана на два года обучения, 66 учебных часов

(1 час в неделю) в 1 классе и (1 час в неделю) во 2 классе.

Продолжительность занятия 30 минут.



Цель данной программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.



Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

1) Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.



Формы  проведения  занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,  разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.



2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.



Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Начинаются занятия с 10 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата.





Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

-готовность и способность к саморазвитию

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность;

- понимать значении музыки в жизни человека, знать основные закономерности музыкального искусства, иметь общее представление о музыкальной картине мира;

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

Содержание курса внеурочной деятельности:

1 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

8

7

9

8

32



2 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

8

7

10

8

33



Содержание учебного предмета 1 год обучения

Наименование разделов учебной программы

Планируемые результаты к каждому разделу программы

Система оценки планируемых результатов выраженная в видах и формах контроля

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Направ ления проект ной деятель- ности

обучаю щихся


Использо вание резерва учебного времени

С песенкой по лесенке….


Знать: общие правила пения, понятие «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд.

Уметь контролировать посадку, положение корпуса, головы во время пения.

Текущий.

Пение:

« Солнышко» Т. Попатенко; « Танец маленьких утят»; «Листопад» « Падают листья» А. Филиппенко.




Музыка вокруг нас


Знать: основные типы дыхания; правила по формированию певческого дыхания Уметь выполнять дыхательные упражнения; самостоятельно производить смену дыхания в процессе пения, различные его приёмы.


Текущий.

Пение: Разучивание песен о зиме; частушек на школьную тему.



Что такое петь чисто

Знать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; Уметь: различать звуки по высоте (высокие-низкие). - одновременно начинать и заканчивать песню

Промежуточн ый.

Пение: разучивание русских народных песен «Вдоль по улице молодчик идёт», «Весёлые гуси», «Жил - поживал самовар»



Я играю и пою


Знать особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Уметь развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).


Текущий


Пение:

Разучивание песни «Мамин день» А. Волгина; «Весенняя капель»; «Во поле берёза стояла»; «По малину в сад пойдём»; «Огородная - хороводная».



Я хочу услышать музыку

Знать понятие активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Уметь интонировать произведения в различных видах мажора и минора, выполнять

Текущий

Промежуточный

Пение: «Пёстрый колпачок» Г. Струве; «Зелёные ботинки» (А. Гаврилов, Р. Алдонина); «Карабас и Тарантас» Автор и исполнитель Наиль Шайдуллин.




Твори и фантазируй

Знать основные правила поведения на сцене, при занятиях любыми видами музыкальной деятельности; Уметь: - пользоваться звукоусилительной аппаратурой, петь под фонограмму. - сдерживать эмоциональноповеденческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; инсценировать песни. - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Итоговый

Пение: «Если добрый ты» слова: М. Пляцковского, музыка: Б. Савельева; «Песенка львёнка и черепахи» слова С. Козлова, музыка Ген. Гладкова; «Дружба крепкая» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева.





Календарно - тематическое планирование 1 год обучения



Тема



Кол-во часов


Дата


Основные виды учебной деятельности


1 четверть

В мире загадочных звуков

1

Рождение музыки


1


Вводное занятие


2


Звуки музыкальные смешные и печальные


1



Слушание классической музыки П.Чайковского «Детский альбом», Д.Кабалевского «Клоуны»



С песенкой по лесенке



3


Наш гость – песня


1



Разучивание песни « Солнышко»



4


Наш гость – танец


1



Разучивание песни « Танец маленьких утят»


5


Наш гость – марш


1



Учимся шагать под музыку



Вместе весело играть


6



Инсценировка песни « В траве сидел кузнечик»



1



Театрализация


7


Встреча музыкальных жанров




1


Слушание музыки, разучивание песни А. Островского «Солнечный круг»



Что такое петь чисто



8


Музыка в осенних красках



1



Разучивание песни: «Листопад» « Падают листья»



2 четверть

Музыка вокруг нас



1


« Семь волшебных звонких нот»



1



Знакомство с нотами



2


В музыкальной гостиной


1



Слушание музыки П.И. Чайковского



3


Путешествие к дядюшке Эхо


1



Знакомство с музыкальными терминами ритм и динамика




Фольклор в музыке



4


Урок русской частушки



1



Разучивание частушек о школе


5


Песенная Россия


1



Русские народные песни исполнение, слушание


Музыка в любимых сказках



6


« Волк и семеро козлят»,«Репка»



1



Играем в театр


С песенкой по лесенке


7


Мы встречаем Новый год



1




Разучивание песен о зиме


3 четверть

Музыка образ движение


1


Ритмы танцевальные


1



Ритмика и танцевальные движения



2


В хороводе мы были



1



Водим хоровод


Музыка со всего света



3


Рисуем музыку


1



Слушание классической музыки



4


В музыкальной гостиной



1



На Родине М. И. Глинка слушание


5


А мы масленицу ждем



1



Игры конкурсы песни



Детский оркестр



6


Мы играем в оркестр



1



Игра на детских шумовых инструментах


7


Мы играем в оркестр



1



История происхождения муз. инструментов


Я играю и пою



8


Песенку про мамочку мы с тобой поем



1




Разучивание песни «Мамин день»



9


У кого, какой голос?



1



Игра

4 четверть


Я хочу услышать музыку



1


Загадочный инструмент


1



Знакомство со скрипкой



2


Волшебная шкатулка



1



Игра угадай мелодию


3


В музыкальной гостиной



1



Музыка к сказкам



Твори и фантазируй



4



Коммуникативная игра «Дирижеры»


1



Учимся дирижировать


5



В музыкальной гостиной


1




Слушаем классическую музыку



6



Ритмы танцевальные


1



Танцы народов мира



7


В музыкальной гостиной



1




Музыка диско


8


Урок фантазии и творчества



1



Урок - концерт



Личностные универсальные учебные действия:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

- коммуникативное развитие.

Познавательные универсальные учебные действия:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.



Содержание учебного предмета 2 года обучения

Наименование разделов учебной программы

Планируемые результаты к каждому разделу программы

Система оценки планируемых результатов выраженная в видах и формах контроля

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Направления проектной деятельности обучающихся


Использование резерва учебного времени

Я хочу услышать музыку




















Учимся петь чисто и красиво

Знать: общие правила пения, понятие «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Уметь контролировать посадку, положение корпуса, головы во время пения.


Знать: основные типы дыхания; правила по формированию певческого дыхания Уметь выполнять дыхательные упражнения; самостоятельно производить смену дыхания в процессе пения, различные его приёмы.


Знать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; Уметь: различать звуки по высоте (высокие-низкие). - одновременно начинать и заканчивать песню.

Текущий.












Текущий.










Промежуточ ный.

Пение: «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучеломяучело»







Пение: «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы






Пение: «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая «Песенкачудесенка»




В певческой стране

Знать особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Уметь развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).


Текущий

Пение: «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..



С песенкой по лесенке

Знать понятие активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Уметь интонировать произведения в различных видах мажора и минора, выполнять ритмическую устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчиво интонировать одноголосое пение при сложном аккомпанементе.


Промежуточный

Пение: Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».




Твори и фантазируй

Знать основные правила поведения на сцене, при занятиях любыми видами музыкальной деятельности; Уметь: - пользоваться звукоусилительной аппаратурой, петь под фонограмму. - сдерживать эмоциональноповеденческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; инсценировать песни. - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

Итоговый

Пение: Чичков Ю., сл. Пляцковского М. « Мой щенок». «Песня о волшебном цветке». Шаинский В., сл. Пляцковского М. «Мир похож на цветной луг». «Улыбка».






Календарно - тематическое планирование 2 год обучения




Тема



Кол-во часов


Дата


Основные виды учебной деятельности


1 четверть

Фольклор в музыке


1


Фольклор пришел из далека.



1



Введение.

Русская народная музыка


2


Мы водим хоровод


1




Разучивание русских народных песен


Я хочу услышать музыку



3


Музыка в осенних красках



1



Слушание классической музыки: А. Вивальди, П. Чайковского «Осень»


4


Музыка в осенних красках



1


Разучивание песни « Осень постучалась к нам»


Занимательная музыка


5


В музыкальной гостиной



1



Танцуем вальс


6


Симфоническая музыка


1



Слушание классической музыки



Музыка вокруг нас



7


Рисуем музыку


1



Игры и конкурсы



8


Музыка вокруг нас



1



Урок фантазии и творчества


2 четверть

Вместе весело играть



1



Играем в театр


1



Инсценировка Муз сказки «Алёнушка и лиса»


2

В певческой стране


1





Исполнение караоке детских песен по желанию


Я играю и пою



3


Путешествие на веселом поезде


1



«Паровозик», «Змейка», «Вопрос-ответ»


4


Оркестр русских народных инструментов


1



Знакомство с оркестром, игра на народных шумовых инструментах



Музыка в любимых сказках



5


«Ветер по морю гуляет»



1



Слушание Н.А. Римский - Корсаков



6


«Три чуда»



1



Слушание Н.А. Римский - Корсаков


Учимся петь чисто и красиво



7


Здравствуй Новый год



1



Разучивание новогодних песен

3 четверть

Музыка со всего света



1



В музыкальной гостиной



1



Слушание классической музыки



2


Музыкальные термины


1




3


Играем в оркестр



1



Игра на муз инструментах


4


Рисуем музыку


1



А.Лопатина, М.Скребцова «Волшебный мир музыки



5


В стране музыкальных

Инструментов



1



Знакомство с муз. инструментами.


Музыкальная сказка



6


Балет « Щелкунчик»



1



Слушание просмотр видео фильма



7


Инсценировка песни « Песенка крокодила Гены»



1



Играем в театр


В певческой стране




8


Хор и хоровое пение



1



Разучивание песен к 8 марта


9


Хор и хоровое пение



1



Разучивание песен к 8 марта


10


И танцуем и поем

Пусть музыка звучит всегда

Твори и фантазируй



1



дискотека

Видео /запись концертных выступлений ребят школы.

4 четверть

Твори и фантазируй



1


Весенние посиделки


1



караоке



2



В музыкальной гостиной




1




Музыка М.И Глинки: слушание

С песенкой по лесенке



3


В певческой стране



1



Песни из мультфильмов


4


Рисуем песню



1



Вместе весело играть



5


Играем в театр


1



Инсценировка песни



6


Инсценировка песни


1


Решение ребусов, головоломок загадок



7


Пусть музыка звучит всегда



1



концерт


8


Итоговое занятие по темам учебного года



1



повторение



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности



1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002

2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005 г.

3.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

4.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963 г.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

8.Интернет-источник. http://v-olschan.ru/article241



Оборудование .Проектор, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!