СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по православной культуре. "Радости встречи. Сретение Господне"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема внеурочной деятельности: Радости встречи. Сретение Господне. Цель: Формирование познавательного интереса учащихся к православной  культуре русского народа, знакомство с историей православного праздника «Сретение Господне»

Задачи урока:

Познакомить детей с особенностями православных праздников;

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей  Родины; Развивать коммуникативные навыки учащихся.

 Личностные УУД  Эмоциональность,  чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь. 

Регулятивные УУД Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата  

Познавательные УУД Умение находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД  Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника

 Ожидаемые результаты:

осознавать внутренний, духовно-нравственный смысл православного праздника, соблюдать русские национальные традиции.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Сретение Господне», видео, карточки, наглядный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, работа с текстом, игра, контроля, стимулирования.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Приёмы работы: составление срестословицы, самостоятельная работа, работа с иллюстрацией, творческая работа, работа с дополнительной литературой (поиск), одно задание на двоих.

Приёмы обучения: создание благоприятной атмосферы, создание ситуации успеха, педагогическое сотрудничество, возможность поделиться своими успехами и достижениями

                                                     Ход урока I.Организационный момент

Здравствуйте, гости дорогие

 Веселья вам  да радости!

Давно мы вас поджидаем,

урок без вас не начинаем!      

Здравствуйте ребята. (присаживаемся, показываю ладошками)

 -Я рада вас видеть, в этот прекрасный зимний денёк!

Начнём наш  урок с улыбки.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня  ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (звучит колокольный звон) Будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон, Светлым гимном, Зазвучал со всех сторон. -Ребята, где можно услышать звон колоколов? (в храме) -А когда мы его слышим? (в воскресенье, в дни православных праздников) Значит, мы сегодня продолжим говорить о двунадесятых православных праздниках.

В храме всегда хорошо, чисто, аккуратно, лампады горят. Постарайтесь и вы навести порядок в своей душе. II.Проверка домашнего задания.

Давайте повторим с вами  пройденный материал. Я предлагаю поиграть в игру «Найди ошибку»

Посмотрите, ребята на слайде написаны вопросы уже с ответами. Нам нужно с вами проверить правильность ответа. Даю несколько секунд. Прочитайте. 

-Я читаю вопрос, а тот, кто знает ответ, поднимает руку, и говорит полный правильный  ответ.

  1. Назовите город, где родился Спаситель? (Вифлеем)
  2. В каком городе по преданию, родилась Пресвятая Богородица?  (Назарет)
  3.  Назовите город, где находился храм, в котором воспитывалась Мария? (Иерусалим)
  4. В какой стране Иосиф и Мария скрывали Младенца Иисуса от Ирода? (Египет)
  5. Святая земля, где родился и жил Иисус Христос? (Палестина)

Молодцы все ответили правильно

-О каком важном событии говорят эти слова? (о двунадесятом празднике Рождестве Христове, который празднуется 7 января)

Праздник Рождества вносит в мир духовное начало. После Рождества наступают Святки и длятся до Крещения.

А когда мы отмечаем праздник Крещения?(19 января)

-В честь кого этот праздник?

Ответы детей. ( Этот праздник в честь крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, это время духовного очищения, на Крещение под звон колоколов и молитвенных песен совершается великое водосвятие)

– Молодцы!

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А завершает зимний цикл великих православных праздников ещё одно очень важное событие. Прежде чем озвучит тему урока, я предлагаю вам разделиться на 2 группы и  поработать в группах.

Я  даю два  конверта, в котором лежат картинки с изображением икон: 1.Икона Покровы Богородицы, Икона Рождество, Икона Крещение, Икона Введение во храм Богородицы, икона Сретения Господня. -Назовите знакомые иконы, а теперь покажите незнакомую икону, о которой мы ещё не говорили. -Как вы думаете, что на ней изображено? (встреча ) (сретенье)  Сообщение темы урока Жизнь состоит из встреч и ожиданий, Из явных и сокрытых знаний, О важности одной из встреч, Будем вести сегодня речь. Итак, тема нашего урока «Сретение Господне»

Работа в тетради -Ребята открываем тетради 

- Запишите пожалуйста число, и тему урока Сретение Господне

-Какую цель мы поставим перед собой (познакомиться с православным праздником)

-Какие задачи поставим перед собой (узнать, что это за праздник, узнать  о приметах и традициях праздника)

Молодцы Сегодня мы с вами поговорим   о   православном празднике,  который называется Сретение Господне.

IV.Актуализация знаний

Дети, бывало ли с вами так, встретившись с хорошим человеком, у вас остаётся это в памяти надолго. (да)

-Жил в давние времена в Иерусалиме старец, по имени Симеон. Он был человеком праведным и мудрым, занимался переводом священных книг и не выходя из храма, молился Богу.

Бог сказал ему, что он не умрет. Пока не увидит Спасителя. Симеон долго ждал  обещания Божия. И вот Мария и старец Иосиф понесли Иисуса Христа в храм, когда ему было 40 дней, чтобы поблагодарить Бога за его рождение. (Я предлагаю вам посмотреть удивительную историю) (просмотр мультфильма)

О каком чуде вы, узнали, просмотрев историю праздника?

Исполнились ли слова пророка?

Ответы детей. (Да.Через 300 лет Симеон встретил Младенца (Сретение значит встреча). Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал:» Теперь,Господи ,я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя».)

Молодцы.

Ребята - это событие, когда святые Симеон и Анна через 300 лет встретили в храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его. Это событие называется праздником Сретение Господне, т.е. встреча Господа.  И празднуется  Православною Церковью 15 февраля.

Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, принявшим на свои руки Бога Иисуса Христа.

Работа в тетради. Ребята запишите в тетради  дату празднования праздника

Сретенье Господня (15 февраля) -Радость праздника Сретенье Господня,  отражена в православных иконах.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с иллюстрацией (индивидуально, каждый высказывает своё мнение)

Ребята посмотрите на слайд перед вами  икона «Сретенье Господне».

- Вам задание.

-Можем ли мы, глядя на икону узнать какое радостное событие, произошло в жизни этих людей.

 -Что это за событие?

-А кто стоит у храма?

-Старец просто стоит, или встречает кого - то?

-Как вы думаете, кого вышел встретить Старец?

-Скажите, пожалуйста, как называется этот момент?

Встреча – это радостное событие (на церковном языке – Сретение).

 Ответы детей. (На иконе изображён Семеон, Мария, Иосиф, Анна. Это   момент встречи. В центре Мария и Симеон, принимающий дитя.)

Молодцы.

Икона «Сретенье Господне» имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников. На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента. (Такая икона есть у нас в православном храме имени Димитрия Солунского)

VI.Первичная проверка понимания

Работа в группах

- Ребята, а вы знаете, что в народе существует поверье, что на праздник Сретение – зима с весной встречается, борются, кто одолеет, тому идти вперед.

В народе есть приметы праздника. Что бы узнать  о приметах праздника Сретенье? Мы с вами поиграем в игру «Собери примету». Для этого разделимся на две команды. Одна команда это зима, а вторая команда это весна. Перед вами два конверта, в которых  написаны фразы. С помощью этих фраз вам нужно составить и озвучить  приметы праздника. В конверте есть маленькая подсказка, кто догадается, тот выполнит задание быстрей. (приметы для зимы и весны на одинаковых цветом листах)

Даю вам одну минутку для составления примет праздника. Проверяем, что у вас получилось.

(дети читают приметы)

-Какова погода на Сретение, такова и весна будет.

-На Сретенье снежок – весною – дожжок.

-Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет – то ранняя.

-На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов

-Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.

-Если на Сретение будет переметывать дорогу, зима протяженная.

-В Сретение ветер – плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.

-В Сретенье  начинали  кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

-Солнце - на лето, зима - на мороз.

-Если снег идёт на Сретенье -значит весна холодной будет.

Молодцы. Кто догадался о подсказке?

Индивидуальное задание (работа с дополнительной литературой)

Ребята продолжаем с вами говорить о православном празднике Сретенье.

Следующее для вас индивидуальное задание.  В праздник Сретенья существуют традиции, но какие мы с вами не знаем. Нам предстоит выяснить. Вам предложено несколько  традиций православных праздников, вы должны прочитать и выбрать традицию или традиции, которые относятся к нашему празднику. Обоснуйте свой ответ. Прочитаем быстро и найдём традиции праздника Сретенье.

Крещенская вода, которую повсеместно набирают из источников и уносят из церквей, обладает исключительными свойствами. По поверьям, она может исцелить от любых недугов, защитить людей и помочь в борьбе с искушениями, освящение дома свежей крещенской водой.

На Крещение купались в проруби, а в Вербное воскресенье легонько ударяли друг друга веточками ивы.

На Троицу нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет).

В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. В православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.

В день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками. А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути. Сретенская свеча – громница.

В праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»).

На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – символ Солнца, а также жаворонков - символ Весны.

На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.

Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.

Нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

Молодцы.

В Православии Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы. Эта свеча – оберег от огня и молнии, ее зажигали и ставили перед иконами во время грозы, чтобы уберечься от пожара. Когда приходили из церкви на Сретение, громницу обязательно зажигали в доме – чтоб весеннее половодье не испортило урожай, чтоб мороз не заморозил деревья. (Наши предки чтят этот обычай и бережно относятся к  свече)

А сейчас мы поработаем в парах

 -Вам даны слова. Выбери  те слова, которые могут зажечь в  вашей душе  огонёк Благодати и запишите себе в тетрадь: спокойный, злой, непослушный, добрый, кроткий, вспыльчивый, терпеливый, боголюбивый, послушный, благочестивый (ответы детей) .

-Проверяем, что у вас получилось

Молодцы!

-Ребята, чему учит нас праздник Сретенья?  (Этот радостный праздник встречи учит нас тому, что Бог идет навстречу добрым, благочестивым, людям, делающим добрые дела).

Физкультминутка

Я вижу вы устали.  Минутка здоровья.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся

-Как живёте?

- Вот так!

-  Как даёте?

- Вот так!

- Как берёте?

- Вот так!

- Как молчите?

- Вот так!

-Как поёте?

-Вот так

 -Как грозите?

-Вот так!

-Как шалите?

-Вот так!

- Ночью спите?

- Вот так!

-Как сидите?

-Вот так?

-Отдохнули? (Да)

СРЕТЕНИЕ называли праздником Света. Наши предки поклонялись солнцу, совершали обряды, жгли костры, народ веселился  пляскамии и хороводами. По древнему преданию, февраль должен быть шумным и веселым, и тогда весна наступит быстрее.

-Ветер весенний предтеча, Развеял снежные сны, Сретение-первая встреча, Встреча зимы и весны

Народ устал от долгих зимних дней и поэтому с нетерпением ждали возвращения весны. Наши предки считали, что мало ждать весну, надо её зазывать, помогать прийти. Они были уверены, что добрыми делами, обрядами, гуляньями помогают весеннему пробуждению.

И сейчас я вас прошу помочь мне зазвать весну.

Вы должны  дополнить моё предложение

 В Сретение полагалось

Есть – до икоты,

 Петь – до хрипоты

 Плясать – до упаду

Молодцы. А сейчас  мы встретим весну с вами. Вы поможете? (да) Сценка «На завалинке»

Закрепление знаний

-Давайте закрепим наши знания, которые получили на уроке

-О чём нам говорит праздник  Сретения? (о радостном событии Сретении Господнем,о встрече Нового и Ветхого Завета, о встрече зимы с весной)

Молодцы

1. Работа в группе (разгадать крестословицу) Что бы знания закрепить в группе нужно  крестословицу решить По вертикали: По-старинному «встреча». Имя пророчицы, пришедшей в Иерусалимский храм в день, когда состоялось Сретение Господне. Так прозвали старца Симеона за то, что он принял на руки Младенца Христа. Благочестивый старец, ожидавший Мессию. По горизонтали: Страна, где Иосиф и Мария спасали Младенца от Ирода. Город, где родилась Мария и где прошло детство Иисуса Христа. В храме этого города произошла встреча Младенца Христа со старцем Симеоном.

Ответы: Сретение, Анна, Богоприимец, Симеон, Египет, Назарет , Иерусалим.

Молодцы! 2.  Работа в парах.

Следующее задание,  которое вы должны выполнить в паре. Задание называется «Проверь себя». Хорошо ли вы помните кого как зовут? -Спаситель мира                              (Иисус Христос)

-Пресвятая Богородица                         (Мария)

-Обручник Марии                                 (Иосиф)

-Мать Пресвятой Богородицы               (Анна)

-Отец Марии                           (Иоаким)

-Старец, прозванный Богоприимцем                            (Симеон)

Проверяем друг друга.(выявляем ошибки)

Молодцы

Работа в группах.

 А сейчас задание командам поиграем в игру «Кто быстрей». Вам нужно собрать пословицы о  празднике Сретение. (Раздаются разрезные пословицы, нужно собрать слова в правильном порядке)

«Сретенье — зима с летом встретились», «Солнце на лето, зима на мороз»

 Проверка задания

Молодцы!

И последнее индивидуальное задание.

В день праздника Сретения, дарили друг другу бумажных птиц, хранили их дома как обереги. На ваших птичках, которые вы сделаете своими руками, напишите поздравления, выразите в них свое настроение и подарите их друг другу и нашим гостям (на заранее приготовленных бумажных птицах дети пишут поздравления, дарят гостям и друг другу) Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашего урока. -О каком радостном православном празднике вы сегодня узнали?

 -Когда он отмечается?

-Какие открытия вы для себя сделали сегодня на уроке? (ответы)

 -Ребята, а для чего нужны христианские праздники? (Чтобы знать культуру своего народа, его обычаи, традиции, обряды, историческое прошлое).

-Встреча с Господом у всякого иная, У каждого своя к нему дорога

Душу свою от черствости спасая, Люди всегда стремятся к Богу. Со Сретением Господним!

Домашнее задание по выбору учащихся

-Составить  синквейн- это стихотворение состоящее из пяти строк

1 строка-существительное

2 строка-два прилагательных

3строка-три глагола

4строка- фраза, крылатое выражение, поговорка

5 строка-существительное (выражение )подводящее итог

Используя  главное событие в жизни всего православного народа праздник (Сретение, православный, зимний,   празднуем, радуемся, встречаем).

-Подготовить сообщение о празднике Сретенье. -Письменно ответить на вопросы:

Для чего Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в храм? Какую жертву Богу принесла Мария? Почему старца Симеона назвали Богоприимцем? Что предсказал Симеон Богоприимец Марии? Что вам известно об Анне Пророчице? Когда Православная Церковь празднует Сретение Господне?

Рефлексия.

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые.

На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

-Я вас благодарю за урок

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие. Приложение к уроку

                

Икона «Рождество Христово                                       Икона «Крещение Господне»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»                Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы            Икона  «Сретенье Господне»

 

 

 

 

 

 

Тема внеурочной деятельности: Радости встречи. Сретение Господне. Цель: Формирование познавательного интереса учащихся к православной  культуре русского народа, знакомство с историей православного праздника «Сретение Господне»

Задачи урока:

Познакомить детей с особенностями православных праздников;

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей  Родины; Развивать коммуникативные навыки учащихся.

 Личностные УУД  Эмоциональность,  чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь. 

Регулятивные УУД Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата  

Познавательные УУД Умение находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД  Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника

 Ожидаемые результаты:

осознавать внутренний, духовно-нравственный смысл православного праздника, соблюдать русские национальные традиции.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Сретение Господне», видео, карточки, наглядный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, работа с текстом, игра, контроля, стимулирования.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Приёмы работы: составление срестословицы, самостоятельная работа, работа с иллюстрацией, творческая работа, работа с дополнительной литературой (поиск), одно задание на двоих.

Приёмы обучения: создание благоприятной атмосферы, создание ситуации успеха, педагогическое сотрудничество, возможность поделиться своими успехами и достижениями

                                                     Ход урока I.Организационный момент

Здравствуйте, гости дорогие

 Веселья вам  да радости!

Давно мы вас поджидаем,

урок без вас не начинаем!      

Здравствуйте ребята. (присаживаемся, показываю ладошками)

 -Я рада вас видеть, в этот прекрасный зимний денёк!

Начнём наш  урок с улыбки.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня  ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (звучит колокольный звон) Будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон, Светлым гимном, Зазвучал со всех сторон. -Ребята, где можно услышать звон колоколов? (в храме) -А когда мы его слышим? (в воскресенье, в дни православных праздников) Значит, мы сегодня продолжим говорить о двунадесятых православных праздниках.

В храме всегда хорошо, чисто, аккуратно, лампады горят. Постарайтесь и вы навести порядок в своей душе. II.Проверка домашнего задания.

Давайте повторим с вами  пройденный материал. Я предлагаю поиграть в игру «Найди ошибку»

Посмотрите, ребята на слайде написаны вопросы уже с ответами. Нам нужно с вами проверить правильность ответа. Даю несколько секунд. Прочитайте. 

-Я читаю вопрос, а тот, кто знает ответ, поднимает руку, и говорит полный правильный  ответ.

  1. Назовите город, где родился Спаситель? (Вифлеем)
  2. В каком городе по преданию, родилась Пресвятая Богородица?  (Назарет)
  3.  Назовите город, где находился храм, в котором воспитывалась Мария? (Иерусалим)
  4. В какой стране Иосиф и Мария скрывали Младенца Иисуса от Ирода? (Египет)
  5. Святая земля, где родился и жил Иисус Христос? (Палестина)

Молодцы все ответили правильно

-О каком важном событии говорят эти слова? (о двунадесятом празднике Рождестве Христове, который празднуется 7 января)

Праздник Рождества вносит в мир духовное начало. После Рождества наступают Святки и длятся до Крещения.

А когда мы отмечаем праздник Крещения?(19 января)

-В честь кого этот праздник?

Ответы детей. ( Этот праздник в честь крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, это время духовного очищения, на Крещение под звон колоколов и молитвенных песен совершается великое водосвятие)

– Молодцы!

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А завершает зимний цикл великих православных праздников ещё одно очень важное событие. Прежде чем озвучит тему урока, я предлагаю вам разделиться на 2 группы и  поработать в группах.

Я  даю два  конверта, в котором лежат картинки с изображением икон: 1.Икона Покровы Богородицы, Икона Рождество, Икона Крещение, Икона Введение во храм Богородицы, икона Сретения Господня. -Назовите знакомые иконы, а теперь покажите незнакомую икону, о которой мы ещё не говорили. -Как вы думаете, что на ней изображено? (встреча ) (сретенье)  Сообщение темы урока Жизнь состоит из встреч и ожиданий, Из явных и сокрытых знаний, О важности одной из встреч, Будем вести сегодня речь. Итак, тема нашего урока «Сретение Господне»

Работа в тетради -Ребята открываем тетради 

- Запишите пожалуйста число, и тему урока Сретение Господне

-Какую цель мы поставим перед собой (познакомиться с православным праздником)

-Какие задачи поставим перед собой (узнать, что это за праздник, узнать  о приметах и традициях праздника)

Молодцы Сегодня мы с вами поговорим   о   православном празднике,  который называется Сретение Господне.

IV.Актуализация знаний

Дети, бывало ли с вами так, встретившись с хорошим человеком, у вас остаётся это в памяти надолго. (да)

-Жил в давние времена в Иерусалиме старец, по имени Симеон. Он был человеком праведным и мудрым, занимался переводом священных книг и не выходя из храма, молился Богу.

Бог сказал ему, что он не умрет. Пока не увидит Спасителя. Симеон долго ждал  обещания Божия. И вот Мария и старец Иосиф понесли Иисуса Христа в храм, когда ему было 40 дней, чтобы поблагодарить Бога за его рождение. (Я предлагаю вам посмотреть удивительную историю) (просмотр мультфильма)

О каком чуде вы, узнали, просмотрев историю праздника?

Исполнились ли слова пророка?

Ответы детей. (Да.Через 300 лет Симеон встретил Младенца (Сретение значит встреча). Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал:» Теперь,Господи ,я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя».)

Молодцы.

Ребята - это событие, когда святые Симеон и Анна через 300 лет встретили в храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его. Это событие называется праздником Сретение Господне, т.е. встреча Господа.  И празднуется  Православною Церковью 15 февраля.

Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, принявшим на свои руки Бога Иисуса Христа.

Работа в тетради. Ребята запишите в тетради  дату празднования праздника

Сретенье Господня (15 февраля) -Радость праздника Сретенье Господня,  отражена в православных иконах.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с иллюстрацией (индивидуально, каждый высказывает своё мнение)

Ребята посмотрите на слайд перед вами  икона «Сретенье Господне».

- Вам задание.

-Можем ли мы, глядя на икону узнать какое радостное событие, произошло в жизни этих людей.

 -Что это за событие?

-А кто стоит у храма?

-Старец просто стоит, или встречает кого - то?

-Как вы думаете, кого вышел встретить Старец?

-Скажите, пожалуйста, как называется этот момент?

Встреча – это радостное событие (на церковном языке – Сретение).

 Ответы детей. (На иконе изображён Семеон, Мария, Иосиф, Анна. Это   момент встречи. В центре Мария и Симеон, принимающий дитя.)

Молодцы.

Икона «Сретенье Господне» имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников. На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента. (Такая икона есть у нас в православном храме имени Димитрия Солунского)

VI.Первичная проверка понимания

Работа в группах

- Ребята, а вы знаете, что в народе существует поверье, что на праздник Сретение – зима с весной встречается, борются, кто одолеет, тому идти вперед.

В народе есть приметы праздника. Что бы узнать  о приметах праздника Сретенье? Мы с вами поиграем в игру «Собери примету». Для этого разделимся на две команды. Одна команда это зима, а вторая команда это весна. Перед вами два конверта, в которых  написаны фразы. С помощью этих фраз вам нужно составить и озвучить  приметы праздника. В конверте есть маленькая подсказка, кто догадается, тот выполнит задание быстрей. (приметы для зимы и весны на одинаковых цветом листах)

Даю вам одну минутку для составления примет праздника. Проверяем, что у вас получилось.

(дети читают приметы)

-Какова погода на Сретение, такова и весна будет.

-На Сретенье снежок – весною – дожжок.

-Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет – то ранняя.

-На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов

-Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.

-Если на Сретение будет переметывать дорогу, зима протяженная.

-В Сретение ветер – плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.

-В Сретенье  начинали  кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

-Солнце - на лето, зима - на мороз.

-Если снег идёт на Сретенье -значит весна холодной будет.

Молодцы. Кто догадался о подсказке?

Индивидуальное задание (работа с дополнительной литературой)

Ребята продолжаем с вами говорить о православном празднике Сретенье.

Следующее для вас индивидуальное задание.  В праздник Сретенья существуют традиции, но какие мы с вами не знаем. Нам предстоит выяснить. Вам предложено несколько  традиций православных праздников, вы дол

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по православной культуре. "Радости встречи. Сретение Господне"»

Черноусова Наталья Ивановна,

учитель православной культуры.

МБОУ «Казацкая СОШ»

Тема внеурочной деятельности: Радости встречи. Сретение Господне.
Цель: Формирование познавательного интереса учащихся к православной 
культуре русского народа, знакомство с историей православного праздника «Сретение Господне»

Задачи урока:

Познакомить детей с особенностями православных праздников;

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей  Родины; Развивать коммуникативные навыки учащихся.

 Личностные УУД  Эмоциональность,  чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь. 

Регулятивные УУД Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата  

Познавательные УУД Умение находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД  Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника

 Ожидаемые результаты:

осознавать внутренний, духовно-нравственный смысл православного праздника, соблюдать русские национальные традиции.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Сретение Господне», видео, карточки, наглядный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, работа с текстом, игра, контроля, стимулирования.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Приёмы работы: составление срестословицы, самостоятельная работа, работа с иллюстрацией, творческая работа, работа с дополнительной литературой (поиск), одно задание на двоих.

Приёмы обучения: создание благоприятной атмосферы, создание ситуации успеха, педагогическое сотрудничество, возможность поделиться своими успехами и достижениями

Ход урока
I.Организационный момент

Здравствуйте, гости дорогие

Веселья вам  да радости!

Давно мы вас поджидаем,

урок без вас не начинаем!

Здравствуйте ребята. (присаживаемся, показываю ладошками)

-Я рада вас видеть, в этот прекрасный зимний денёк!

Начнём наш урок с улыбки.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (звучит колокольный звон)
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном,
Зазвучал со всех сторон.
-Ребята, где можно услышать звон колоколов? (в храме)
-А когда мы его слышим? (в воскресенье, в дни православных праздников)
Значит, мы сегодня продолжим говорить о двунадесятых православных праздниках.

В храме всегда хорошо, чисто, аккуратно, лампады горят. Постарайтесь и вы навести порядок в своей душе.
II.Проверка домашнего задания.

Давайте повторим с вами пройденный материал. Я предлагаю поиграть в игру «Найди ошибку»

Посмотрите, ребята на слайде написаны вопросы уже с ответами. Нам нужно с вами проверить правильность ответа. Даю несколько секунд. Прочитайте.

-Я читаю вопрос, а тот, кто знает ответ, поднимает руку, и говорит полный правильный ответ.

  1. Назовите город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

  2. В каком городе по преданию, родилась Пресвятая Богородица? (Назарет)

  3. Назовите город, где находился храм, в котором воспитывалась Мария? (Иерусалим)

  4. В какой стране Иосиф и Мария скрывали Младенца Иисуса от Ирода? (Египет)

  5. Святая земля, где родился и жил Иисус Христос? (Палестина)

Молодцы все ответили правильно

-О каком важном событии говорят эти слова? (о двунадесятом празднике Рождестве Христове, который празднуется 7 января)

Праздник Рождества вносит в мир духовное начало. После Рождества наступают Святки и длятся до Крещения.

А когда мы отмечаем праздник Крещения?(19 января)

-В честь кого этот праздник?

Ответы детей. ( Этот праздник в честь крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, это время духовного очищения, на Крещение под звон колоколов и молитвенных песен совершается великое водосвятие)

– Молодцы!


III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А завершает зимний цикл великих православных праздников ещё одно очень важное событие. Прежде чем озвучит тему урока, я предлагаю вам разделиться на 2 группы и поработать в группах.

Я даю два конверта, в котором лежат картинки с изображением икон: 1.Икона Покровы Богородицы, Икона Рождество, Икона Крещение, Икона Введение во храм Богородицы, икона Сретения Господня.
-Назовите знакомые иконы, а теперь покажите незнакомую икону, о которой мы ещё не говорили.
-Как вы думаете, что на ней изображено? (встреча ) (сретенье)
Сообщение темы урока
Жизнь состоит из встреч и ожиданий,
Из явных и сокрытых знаний,
О важности одной из встреч,
Будем вести сегодня речь. Итак, тема нашего урока «Сретение Господне»

Работа в тетради
-Ребята открываем тетради

- Запишите пожалуйста число, и тему урока Сретение Господне

-Какую цель мы поставим перед собой (познакомиться с православным праздником)

-Какие задачи поставим перед собой (узнать, что это за праздник, узнать о приметах и традициях праздника)

Молодцы
Сегодня мы с вами поговорим о православном празднике, который называется Сретение Господне.

IV.Актуализация знаний

Дети, бывало ли с вами так, встретившись с хорошим человеком, у вас остаётся это в памяти надолго. (да)

-Жил в давние времена в Иерусалиме старец, по имени Симеон. Он был человеком праведным и мудрым, занимался переводом священных книг и не выходя из храма, молился Богу.

Бог сказал ему, что он не умрет. Пока не увидит Спасителя. Симеон долго ждал обещания Божия. И вот Мария и старец Иосиф понесли Иисуса Христа в храм, когда ему было 40 дней, чтобы поблагодарить Бога за его рождение. (Я предлагаю вам посмотреть удивительную историю) (просмотр мультфильма)

О каком чуде вы, узнали, просмотрев историю праздника?

Исполнились ли слова пророка?

Ответы детей. (Да.Через 300 лет Симеон встретил Младенца (Сретение значит встреча). Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал:» Теперь,Господи ,я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя».)

Молодцы.

Ребята - это событие, когда святые Симеон и Анна через 300 лет встретили в храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его. Это событие называется праздником Сретение Господне, т.е. встреча Господа. И празднуется Православною Церковью 15 февраля.

Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, принявшим на свои руки Бога Иисуса Христа.

Работа в тетради.
Ребята запишите в тетради дату празднования праздника

Сретенье Господня (15 февраля)
-Радость праздника Сретенье Господня, отражена в православных иконах.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с иллюстрацией (индивидуально, каждый высказывает своё мнение)

Ребята посмотрите на слайд перед вами икона «Сретенье Господне».

- Вам задание.

-Можем ли мы, глядя на икону узнать какое радостное событие, произошло в жизни этих людей.

-Что это за событие?

-А кто стоит у храма?

-Старец просто стоит, или встречает кого - то?

-Как вы думаете, кого вышел встретить Старец?

-Скажите, пожалуйста, как называется этот момент?

Встреча – это радостное событие (на церковном языке – Сретение).

Ответы детей. (На иконе изображён Семеон, Мария, Иосиф, Анна. Это момент встречи. В центре Мария и Симеон, принимающий дитя.)

Молодцы.

Икона «Сретенье Господне» имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников. На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента. (Такая икона есть у нас в православном храме имени Димитрия Солунского)

VI.Первичная проверка понимания

Работа в группах

- Ребята, а вы знаете, что в народе существует поверье, что на праздник Сретение – зима с весной встречается, борются, кто одолеет, тому идти вперед.

В народе есть приметы праздника. Что бы узнать о приметах праздника Сретенье? Мы с вами поиграем в игру «Собери примету». Для этого разделимся на две команды. Одна команда это зима, а вторая команда это весна. Перед вами два конверта, в которых написаны фразы. С помощью этих фраз вам нужно составить и озвучить приметы праздника. В конверте есть маленькая подсказка, кто догадается, тот выполнит задание быстрей. (приметы для зимы и весны на одинаковых цветом листах)

Даю вам одну минутку для составления примет праздника. Проверяем, что у вас получилось.

(дети читают приметы)

-Какова погода на Сретение, такова и весна будет.

-На Сретенье снежок – весною – дожжок.

-Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет – то ранняя.

-На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов

-Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.

-Если на Сретение будет переметывать дорогу, зима протяженная.

-В Сретение ветер – плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.

-В Сретенье начинали кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

-Солнце - на лето, зима - на мороз.

-Если снег идёт на Сретенье -значит весна холодной будет.

Молодцы. Кто догадался о подсказке?

Индивидуальное задание (работа с дополнительной литературой)

Ребята продолжаем с вами говорить о православном празднике Сретенье.

Следующее для вас индивидуальное задание. В праздник Сретенья существуют традиции, но какие мы с вами не знаем. Нам предстоит выяснить. Вам предложено несколько традиций православных праздников, вы должны прочитать и выбрать традицию или традиции, которые относятся к нашему празднику. Обоснуйте свой ответ. Прочитаем быстро и найдём традиции праздника Сретенье.

Крещенская вода, которую повсеместно набирают из источников и уносят из церквей, обладает исключительными свойствами. По поверьям, она может исцелить от любых недугов, защитить людей и помочь в борьбе с искушениями, освящение дома свежей крещенской водой.

На Крещение купались в проруби, а в Вербное воскресенье легонько ударяли друг друга веточками ивы.

На Троицу нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет).

В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. В православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.

В день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками. А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути. Сретенская свеча – громница.

В праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»).

На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – символ Солнца, а также жаворонков - символ Весны.

На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.

Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.

Нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

Молодцы.

В Православии Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы. Эта свеча – оберег от огня и молнии, ее зажигали и ставили перед иконами во время грозы, чтобы уберечься от пожара. Когда приходили из церкви на Сретение, громницу обязательно зажигали в доме – чтоб весеннее половодье не испортило урожай, чтоб мороз не заморозил деревья. (Наши предки чтят этот обычай и бережно относятся к свече)


А сейчас мы поработаем в парах

-Вам даны слова. Выбери те слова, которые могут зажечь в вашей душе огонёк Благодати и запишите себе в тетрадь:
спокойный, злой, непослушный, добрый, кроткий, вспыльчивый, терпеливый, боголюбивый, послушный, благочестивый (ответы детей) .

-Проверяем, что у вас получилось

Молодцы!

-Ребята, чему учит нас праздник Сретенья?
(Этот радостный праздник встречи учит нас тому, что Бог идет навстречу добрым, благочестивым, людям, делающим добрые дела).

Физкультминутка

Я вижу вы устали. Минутка здоровья.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся

-Как живёте?

- Вот так!

-  Как даёте?

- Вот так!

- Как берёте?

- Вот так!

- Как молчите?

- Вот так!

-Как поёте?

-Вот так

-Как грозите?

-Вот так!

-Как шалите?

-Вот так!

- Ночью спите?

- Вот так!

-Как сидите?

-Вот так?

-Отдохнули? (Да)

СРЕТЕНИЕ называли праздником Света. Наши предки поклонялись солнцу, совершали обряды, жгли костры, народ веселился пляскамии и хороводами. По древнему преданию, февраль должен быть шумным и веселым, и тогда весна наступит быстрее.

-Ветер весенний предтеча,
Развеял снежные сны,
Сретение-первая встреча,
Встреча зимы и весны

Народ устал от долгих зимних дней и поэтому с нетерпением ждали возвращения весны. Наши предки считали, что мало ждать весну, надо её зазывать, помогать прийти. Они были уверены, что добрыми делами, обрядами, гуляньями помогают весеннему пробуждению.

И сейчас я вас прошу помочь мне зазвать весну.

Вы должны дополнить моё предложение

В Сретение полагалось

Есть – до икоты,

Петь – до хрипоты

Плясать – до упаду

Молодцы. А сейчас мы встретим весну с вами. Вы поможете? (да) Сценка «На завалинке»

Закрепление знаний

-Давайте закрепим наши знания, которые получили на уроке

-О чём нам говорит праздник Сретения? (о радостном событии Сретении Господнем,о встрече Нового и Ветхого Завета, о встрече зимы с весной)

Молодцы

1. Работа в группе (разгадать крестословицу)
Что бы знания закрепить в группе нужно крестословицу решить
По вертикали:
По-старинному «встреча».
Имя пророчицы, пришедшей в Иерусалимский храм в день, когда состоялось Сретение Господне.
Так прозвали старца Симеона за то, что он принял на руки Младенца Христа.
Благочестивый старец, ожидавший Мессию.
По горизонтали:
Страна, где Иосиф и Мария спасали Младенца от Ирода.
Город, где родилась Мария и где прошло детство Иисуса Христа.
В храме этого города произошла встреча Младенца Христа со старцем Симеоном.

Ответы: Сретение, Анна, Богоприимец, Симеон, Египет, Назарет , Иерусалим.

Молодцы!
2. Работа в парах.

Следующее задание, которое вы должны выполнить в паре. Задание называется «Проверь себя». Хорошо ли вы помните кого как зовут?
-Спаситель мира (Иисус Христос)

-Пресвятая Богородица (Мария)

-Обручник Марии (Иосиф)

-Мать Пресвятой Богородицы (Анна)

-Отец Марии (Иоаким)

-Старец, прозванный Богоприимцем (Симеон)

Проверяем друг друга.(выявляем ошибки)

Молодцы

Работа в группах.

А сейчас задание командам поиграем в игру «Кто быстрей». Вам нужно собрать пословицы о празднике Сретение. (Раздаются разрезные пословицы, нужно собрать слова в правильном порядке)

«Сретенье — зима с летом встретились», «Солнце на лето, зима на мороз»

Проверка задания

Молодцы!

И последнее индивидуальное задание.

В день праздника Сретения, дарили друг другу бумажных птиц, хранили их дома как обереги. На ваших птичках, которые вы сделаете своими руками, напишите поздравления, выразите в них свое настроение и подарите их друг другу и нашим гостям (на заранее приготовленных бумажных птицах дети пишут поздравления, дарят гостям и друг другу)
Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашего урока.
-О каком радостном православном празднике вы сегодня узнали?

-Когда он отмечается?

-Какие открытия вы для себя сделали сегодня на уроке? (ответы)

-Ребята, а для чего нужны христианские праздники? (Чтобы знать культуру своего народа, его обычаи, традиции, обряды, историческое прошлое).

-Встреча с Господом у всякого иная,
У каждого своя к нему дорога

Душу свою от черствости спасая,
Люди всегда стремятся к Богу.
Со Сретением Господним!

Домашнее задание по выбору учащихся

-Составить синквейн- это стихотворение состоящее из пяти строк

1 строка-существительное

2 строка-два прилагательных

3строка-три глагола

4строка- фраза, крылатое выражение, поговорка

5 строка-существительное (выражение )подводящее итог

Используя главное событие в жизни всего православного народа праздник (Сретение, православный, зимний, празднуем, радуемся, встречаем).

-Подготовить сообщение о празднике Сретенье.
-Письменно ответить на вопросы:

Для чего Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в храм?
Какую жертву Богу принесла Мария?
Почему старца Симеона назвали Богоприимцем?
Что предсказал Симеон Богоприимец Марии?
Что вам известно об Анне Пророчице?
Когда Православная Церковь празднует Сретение Господне?

Рефлексия.

Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые.

На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

-Я вас благодарю за урок

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.
Приложение к уроку

Икона «Рождество Христово Икона «Крещение Господне»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы Икона «Сретенье Господне»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!