ПРОГРАММА
(СПОРТИВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ)
(Учебно-тренировочная группа 1 года обучения детей 13-15 лет на 2022-2023 год)
Ващенкова И.А.
Учитель физической культуры
Пояснительная записка
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно – тренировочного процесса спортсменов – ориентировщиков на различных этапах многолетней тренировки
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
-привлечение детей и подростков к систематическим занятие спорта
-содействию всестороннему, гармоничному физическому развитию и укрепление здоровья учащихся;
-подготовка инструкторов и судей по спортивному ориентированию
При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов – ориентировщиков, результаты научно исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицины, гигиене и психологии.
Программа рассчитана на 3 года для учащихся 13-15 лет не имеющих спортивной подготовки.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 час учебно – тренировочной работы в неделю и проводится в форме теоритических (лекции, семинары, чтение методической, учебной литературы) и практических занятий (тренировка, соревнования, походы, открытые занятия для школьников, судейство соревнований и т.д.). Всего за один год обучения 34 часа.
Цель программы - Обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным ориентированием, туристическим многоборьем и краеведением, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Задачи программы:
воспитание моральных и волевых качеств;
укрепление здоровья;
всестороннее физическое развитие;
привитие основных гигиенических навыков;
подготовка ребят к сдаче нормативных требований;
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
развитие мотивации к ЗОЖ, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
развитие познавательного интереса к Спортивному ориентированию, туризму и краеведению, включение в познавательную деятельность ребят, приобретение определенных знаний по ориентированию, краеведению, технике пешеходного туризма.
Планируемые результаты:
1 год обучение:
должны знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 3-юношеский разряд по спортивному ориентированию
Знать меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;
Знать правила по подвижным и спортивным играм;
различать стороны горизонта, измерять расстояние шагами, работать с компасом;
год обучения:
применение тактико-технические приемы для выбора пути движения, уметь бегло читать карту, выполнять несложные задания по корректировке карт, принимать участие в соревнованиях по ориентированию и туристскому многоборью, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 2-юношеский разряд
3 год обучения:
Беглое чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. Участие в соревнованиях по СО, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить III-спортивный разряд
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа, лекция.
Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, карт
Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала занятия следует проводить на местности в форме соревнований, походов.
Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
Формы:
практические занятия
игровые программы
спортивные тренировки
соревнования
походы
зачетные занятия.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Для Учебно – тренировочной группы 1 года обучения
№/пп | Тема занятий | Часы | Дата |
Теоретическая подготовка |
1.1 | История возникновение спортивного ориентирования | 1 | |
1.2 | Предупреждения травматизма на занятиях и соревнованиях | 1 | |
1.3 | Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки | 1 | |
1.4 | Основы техники и тактики спортивного ориентирования | 4 | |
1.5 | Правила соревнований по спортивному ориентированию | 1 | |
1.6 | Основы туристской подковки | 1 | |
| Итог | 11 | |
Практическая подготовка |
2.1 | Общая физическая подготовка | 10 | |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 5 | |
2.3 | Технико – тактическая подготовка | 5 | |
2.4 | Контрольные упражнения и соревнования | 3 | |
| Всего | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учебно – тренировочной группы 1года обучения
1 Теоретическая подготовка
Краткий обзор возникновение спортивного ориентирование в России и за рубежом.
Техника безопасности в тренировочном процессе и на соревнованиях. Виды травм на спортивной тренировке.
Важность непрерывного тренировочного процесса. Тренировочный процесс как совершенствование физических качеств.
Изучение топографических карт, работа с азимутом.
Правила вида спорта "Спортивное ориентирование" (утв. приказом Министерства спорта РФ от 3 мая 2017 г. N 403)
Оборудование бивака. Подготовка к одно дневному походу.
Практическая подготовка
Общефизическая подготовка
Всестороння физическая подготовка – основа для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании.
Средствами общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта: легкая атлетика, лыжным гонками, туризмом.
К числу общеразвивающих упражнений относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Применение общеразвивающих упражнений способствует улучшению функций сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы.
Строевые и походные шаги. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибания руг, вращения, махи, рывки.
Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа – поднимание и отпускание ног. Упражнение с партнером.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Иры на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации.
Специальная подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов – ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.
Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности. Бег с картой. Ходьба на лыжах. Туристские походы.
Упражнения для развития ловкости. Ходьба по гимнастической скамейке, кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышения. Упражнения на равновесие.
Упражнения для развития быстроты. Бег с высокого и низкого старта на дистанции 30м и 60м. челночный бег. Бег на месте с элементами спортивного ориентирование.
Технико – тактическая подготовка
Основной задачей технико – тактической подготовки на этапе начальной подготовки спортивной специализации является формирование рациональной временной, изучение действий в основных тактических ситуациях. Это применение цветных спортивных карт и топографических знаков. Компас и работа с ними. Приемы чтение карты. Приемы «взятия» КП.
Контрольные упражнения и соревнования
Сдача контрольных нормативов: бег 30м, бег 1000м, устойчивость внимание.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Для Учебно – тренировочной группы 2 года обучения
№/пп | Тема занятий | Часы | Дата |
Теоретическая подготовка |
1.1 | История спортивного ориентирование в России. | 1 | |
1.2 | Оказание первой доврачебной помощи | 1 | |
1.3 | Физиологические основы формирование двигательных навыков | 1 | |
1.4 | Основы техники и тактики спортивного ориентирования | 1 | |
1.5 | Основы туристской подковки | 1 | |
| Итог | 5 |
Практическая подготовка |
2.1 | Общая физическая подготовка | 15 | |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 5 | |
2.3 | Технико – тактическая подготовка | 7 | |
2.4 | Контрольные упражнения и соревнования | 3 | |
| Всего | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учебно-тренировочной группы 2 года обучения
1 Теоретическая подготовка
Обзор состояние и развитие ориентирование в России. Первые судьи и первые рисовальщики спортивных карт. История работы федерации спортивного ориентирование.
Остановка кровотечение, наложение шин при переломах. Способы транспортировки пострадавшего.
общие понятия о двигательных навыках человека. Дневник самоконтроля.
КП-выбор пути до привязки. Способы прохождение дистанции: бег по азимуту, бег с чтением рельефа.
Основы туристических узлов. Обустройство бивака. Особенности организации многодневного похода.
Практическая подготовка
Общефизическая подготовка
Упражнения на развитие всех физических качеств. Сгибание и разгибание туловища. Подтягивание на перекладинах. Поднимание на носках, приседание, махи, подскоки. прыжковые упражнения.
Специальная физическая подготовка
Упражнения направленные на развитие физических и специальных физических качеств: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.
Для развитие выносливости кроссовая подготовка на пересеченной местности, спортзале, стадионе. Ходьба на лыжах. Туристические походы.
Применения упражнений для развития быстроты. Бег на 30 и 60, в определенных зонах нагрузках «А», «В», «С».
Упражнения для развития ловкости. Упражнение на равновесие, выпрыгивание. прыжки в высоту. Слалом между деревья на лыжах.
Упражнения на развития силы и силовой выносливости. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамье.
Технико – тактическая подготовка
Применения средств и методов, направленных на приобретение опыта и проверки технико-тактической навыков в различных условиях соревновательной деятельности.
Контрольные упражнения и соревнования: бег 30м, кросс 2 км по пересеченной местности, устойчивость внимание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Для Учебно – тренировочной группы 3 года обучения
№/пп | Тема занятий | Часы |
Теоретическая подготовка |
1.1 | История спортивного ориентирование Зарубежном | 1 | |
1.2 | Понятие о спортивных травм | 1 | |
1.3 | Самоконтроль | 1 | |
1.4 | Основы техники и тактики спортивного ориентирования | 1 | |
1.5 | Основы туристской подковки | 1 | |
| Итог | 5 |
Практическая подготовка |
2.1 | Общая физическая подготовка | 15 | |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 5 | |
2.3 | Технико – тактическая подготовка | 4 | |
2.4 | Контрольные упражнения и соревнования | 5 | |
| Всего | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учебно-тренировочной группы 3 года обучения
1 Теоретическая подготовка
Европейские и мировые соревнования по спортивному ориентированию. Знаменитые спортсмены и судьи по спортивному ориентированию в России и в мире.
Классификация спортивных травм. Травмы на тренировка и на соревнованиях по спортивному ориентированию их профилактика. Оказание первой помощи.
Введение дневника самоконтроля. Расчет максимального пульса. Разминка спортсменов.
Разделение дистанции между КП на отдельные опорные пункты. Техника движения в подъем, спуски, по кустам, горизонталям и т.д. Использование солнце при движение азимутом.
Основы туристических узлов. Многодневные походы. Организация бивака.
2 Практическая подготовка
2.1. Общефизическая подготовка
Средством общефизической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта: легкой атлетикой, лыжными гонками, туризмом, марафон, плаванье.
2.2 Специальная физическая подготовка
Основной подход удивляется на развитие всех физических качеств спортсменов – ориентировщиков.
Упражнения на развития выносливости: кроссовая подготовка на пересеченной местности, бег с картой, ходьба на лыжах, туристические походы.
Упражнения на развития быстроты: бег в различных зонах мощности, челночный бег, специальные беговые упражнения, эстафеты.
Упражнения на развитие ловкости: подвижные игры, бег с препятствиями.
2.3. Технико - тактическая подготовка
Приобретение навыков в различной соревновательной деятельности: городские, областные, межрегиональные старты. Углубленное изучение топографических знаков. Измерение расстояние на местности. Движение по азимуту в закрытой и открытой местности. Выход на контрольные пункты с различных привязок, техника отметки КП и ухода с КП.
Контрольные упражнения и соревнования
Сдача нормативов: бег 60м, 2 км по пересеченной местности, челночный бег 3×10м/с, устойчивость внимание. Участие в соревнование своего региона и межрегиональные старты.
Список литературы
Вяткин Л.А., Немытов Д.Н., СидорчукЕ.В. Туризм и спортивное ориентирование//учебное пособие
Лосев А.С., Тренировка ориентировщика – разрядников.//учебное пособие -М1999
Моргунова Т.В, Обучающие тесты по спортивному ориентированию//учебное пособие; -Из-во «Советский спорт», 2002г.
Интернет ресурс: https://user.gto.ru/norm