Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» имеет физкультурно-спортивную направленность. Физкультурно – спортивная работа является ведущим направлением внеурочной деятельности, так как двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Программа «Спортивные игры» разработана в рамках реализации физкультурно – спортивного направления внеурочной деятельности учащихся 6 классов и предусматривает по 1 часу занятий еженедельно.
Содержание курса
В данной программе впервые практически все обучение построено в виде игровых заданий и упражнений. Подобный подход позволяет работать в группе детям любого школьного возраста (от 11 до 13 лет), он интересен и понятен, позволяет детям полностью раскрывать свои личностные качества и потенциал, более удобен для усвоения материала.
Цели программы:
1. Овладение учащимися основ физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
2.Всестороннее развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, осознание и принятие им общечеловеческих ценностей.
3.Создание предпосылок для успешной учебной, бытовой, семейной и социальной адаптации учащихся к реальным условиям жизни в обществе.
Срок реализации программы: 1 год.
Занятия проводятся:1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год.
Планируемы результаты
Личностными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы и методы проведения занятий:
форма организации деятельности – групповая, индивидуально-групповая.
с целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме.
занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом.
во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный методы занятий.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Спортивная игра «Лапта» | 13 |
2 | Спортивная игра «Пионербол» | 9 |
3 | Спортивная игра «Баскетбол» | 10 |
4 | Эстафеты | 2 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Кол-во час. | Дата проведения |
1 | Спортивная игра "Лапта". | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". Развитие скоростно - силовых качеств. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
2 | Спортивная игра "Лапта". Прыжки через скакалку. | СБУ. С/и "Лапта". Развитие скоростно – силовых качеств. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
3 | Эстафеты с баскетбольным мячом. | Ведение мяча с изменением скорости. Эстафеты. П/и "Снайперы" | Уметь выполнять эстафеты, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
4 | С/и "Лапта". П/и "Снайперы". | Равномерный бег. Развитие скоростно-силовых способностей. Игры "Лапта", "Снайперы". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
5 | Баскетбол. | Ведение мяча с изменением направления, скорости. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
6 | Баскетбол. | Ловля и передача мяча в парах, тройках. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
7 | Баскетбол. | Ловля и передача мяча в движении. Броски в кольцо одной рукой от плеча. Стрит-баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
8 | Баскетбол. | Ведение мяча с изменением направления, скорости. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. Эстафеты. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
9 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Игра в "Пионербол". Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
10 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Игра в "Пионербол". Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
11 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Верхний прием в парах. Игра в "Пионербол". | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
12 | Спортивная игра "Лапта". ОФП. | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". Развитие мышц рук, ног, туловища. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
13 | Спортивная игра "Лапта". Мини-баскетбол. | СБУ. С/и "Лапта". Игра в мини-баскетбол. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
14 | С/и "Лапта". П/и "Снайперы". | Равномерный бег. Развитие скоростно-силовых способностей. Игры "Лапта", "Снайперы". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
15 | Спортивная игра "Лапта". | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
16 | Баскетбол. | Ведение мяча с изменением направления, скорости. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
17 | Баскетбол. | Ловля и передача мяча в движении. Броски в кольцо одной рукой от плеча. Стрит-баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
18 | Баскетбол. П/и "Снайперы" | Ловля и передача мяча в парах, тройках. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. П/и "Снайперы" | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
19 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Игра в "Пионербол". Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
20 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Верхний прием в парах. Игра в "Пионербол". Эстафеты. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
21 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Верхний прием в парах. Игра в "Пионербол". Эстафеты. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
22 | Спортивная игра "Лапта". | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". Игра в футбол в парах. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
23 | С/и "Лапта". П/и "Снайперы". | Равномерный бег. Развитие скоростно-силовых способностей. Игры "Лапта", "Снайперы". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
24 | Спортивная игра "Лапта". Эстафеты. | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". Эстафеты с мячом. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
25 | Баскетбол. | Ведение мяча с изменением направления, скорости. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
26 | Баскетбол. | Ловля и передача мяча в движении. Броски в кольцо одной рукой от плеча. Стрит-баскетбол. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
27 | Спортивная игра "Лапта". Мини-баскетбол. | СБУ. С/и "Лапта". Игра в мини-баскетбол. | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
28 | Баскетбол. П/и "Снайперы" | Ловля и передача мяча в парах, тройках. Броски в кольцо. Игра в баскетбол. П/и "Снайперы" | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, ведение, броски), играть в баскетбол. | 1 | |
29 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Игра в "Пионербол". Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
30 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Игра в "Пионербол". Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
31 | С/и "Пионербол". | Ловля и броски волейбольного мяча через сетку. Верхний прием в парах. Игра в "Пионербол". Эстафеты. | Уметь владеть мячом ( передавать на расстояние, ловля, броски), играть в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | |
32 | Спортивная игра "Лапта". | Специальные беговые упражнения (СБУ). С/и "Лапта". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
33 | Эстафеты. | Ведение мяча с изменением скорости. Эстафеты. П/и "Снайперы" | Уметь выполнять эстафеты, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
34 | С/и "Лапта". П/и "Снайперы". | Равномерный бег. Развитие скоростно-силовых способностей. Игры "Лапта", "Снайперы". | Уметь выполнять специально-развивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. | 1 | |
Материально - техническое обеспечение
1. Спортивный зал
2. Стенка гимнастическая
3. Скамейка гимнастическая
4. Гимнастические маты
5. Мяч малый (теннисный)
6. Мяч гимнастический
7. Мяч баскетбольный
8. Мяч мини - футбольный
9. Скакалка гимнастическая
10. Палка гимнастическая
11. Ракетки бадминтонные
12. Воланы
13. Кегли
14. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
15. Ворота футбольные
16. Аптечка медицинская
17. Секундомер
18. Измерительная лента.
Список литературы
1. Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
3. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
4. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
6. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
7. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.