Рабочая программа
Внеурочная деятельность
«Занимательная география» 7 класс
2021-2021 уч.год
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2014.
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины, но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» является актуальной в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Занимательная география» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией через интерес к предмету. Программа рассчитана на изучение обучающимися 7-х классов в течение 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
Технологии.
Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы работы.
-Беседы, викторины.
-Исследовательская деятельность.
-Коллективные творческие дела.
-Смотры-конкурсы и выставки.
-Презентации.
-Трудовые дела.
-Наблюдение.
-Игровая деятельность.
-Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Цели и планируемые результаты.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Основные дидактические цели курса:
удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;
развитие интереса к изучению географии;
расширение кругозора учащихся в области географии;
воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;
повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
приобретение практических навыков и умений работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в группе.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«Занимательная география»
Личностные УУД:
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Регулятивные УУД:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое);
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные УУД:
объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
использование карт как моделей;
выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей сред ы, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации
хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира;
расширить географический кругозор;
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомить с профессиями, связанными с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями через проведение заочных экскурсий по достопримечательностям мира;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Содержание курса и тематический план.
Каменная летопись планеты (4 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (10 часов)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (4 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (8 часов)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра (4 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (12 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая
– вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (6 часов)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (4 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (6 часов)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (8 часов)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (4 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть.
Промежуточная аттестация – 2 часа
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Каменная летопись планеты (4 часа) |
1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | | |
2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи | | |
В мире песка и камня (10 часов) |
3 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | | |
4 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | | |
5 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | | |
6 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | | |
7 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | | |
Каньоны мира (4 часа) |
8 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | | |
9 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон. | | |
В мире падающей воды (8 часов) |
10 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | | |
11 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | | |
12 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | | |
13 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | | |
Эти удивительные озера (4часа) |
14 | Самые большие озера мира | | |
15 | Озера с уникальной соленостью. Самые диковинные озера. | | |
В мире мрака и безмолвия (12 часов) |
16 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты | | |
17 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | | |
18 | Сказочный мир подземных дворцов. | | |
19 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. | | |
| Пещера Оптимистическая | | |
20 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России | | |
21 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | | |
Грозное дыхание Земли (6 часов) |
22 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена | | |
23 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | | |
24 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | | |
Тепло подземных вод и природных фонтанов (4 часа) |
25 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | | |
26 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке | | |
Этот удивительный ледяной мир (6 часов) |
27 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | | |
28 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги | | |
29 | Великие оледенения прошлого. | | |
В глубинах неизведанного (8 часов) |
30 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | | |
31 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | | |
32 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | | |
33 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | | |
Гиблые места (4 часа) |
34 | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. | | |
35 | Здоровье и геопатогенные зоны | | |
Режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 90 минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:
Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.
Формы деятельности.
Индивидуальная (результат работы одного ученика);
работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
коллективная деятельность