СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность: "Занимательная география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность: "Занимательная география"»









Рабочая программа

Внеурочная деятельность

«Занимательная география» 7 класс

































2021-2021 уч.год


Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2014.

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины, но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» является актуальной в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Занимательная география» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией через интерес к предмету. Программа рассчитана на изучение обучающимися 7-х классов в течение 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.

Технологии.
  • Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

  • Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.

  • Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения

  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.

Формы работы.

-Беседы, викторины.

-Исследовательская деятельность.

-Коллективные творческие дела.

-Смотры-конкурсы и выставки.

-Презентации.

-Трудовые дела.

-Наблюдение.

-Игровая деятельность.

-Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.


Цели и планируемые результаты.

Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Основные дидактические цели курса:

  • удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;

  • развитие интереса к изучению географии;

  • расширение кругозора учащихся в области географии;

  • воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;

  • подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
  • наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;

  • повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;

  • приобретение практических навыков и умений работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в группе.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

«Занимательная география»

Личностные УУД:

    • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

    • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Регулятивные УУД:

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

    • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

    • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

    • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

    • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое);

    • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

    • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

    • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

    • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

    • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

    • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

    • объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    • определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

    • устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    • анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

    • использование карт как моделей;

    • выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;

    • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей сред ы, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации

    • хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира;

    • расширить географический кругозор;

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

    • познакомить с профессиями, связанными с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями через проведение заочных экскурсий по достопримечательностям мира;

    • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

    • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

    • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.


Содержание курса и тематический план.

Каменная летопись планеты (4 часа)

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

В мире песка и камня (10 часов)

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Каньоны мира (4 часа)

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

В мире падающей воды (8 часов)

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Эти удивительные озёра (4 часа)

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

В мире мрака и безмолвия (12 часов)

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая

– вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Грозное дыхание Земли (6 часов)

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

Тепло поземных вод и природных фонтанов (4 часа)

Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

Этот удивительный ледяной мир (6 часов)

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

В глубинах неизведанного (8 часов)

Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

Гиблые места (4 часа)

Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть.

Промежуточная аттестация – 2 часа

Календарно- тематическое планирование.

Тема занятия

Дата по

плану

Дата по

факту

Каменная летопись планеты (4 часа)

1

Каменная летопись планеты.

Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута.



2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи



В мире песка и камня (10 часов)

3

Что такое пустыня?

Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни?



4

Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.



5

Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне

Намиб.



6

Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби.



7

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.



Каньоны мира (4 часа)

8

Почему и где образуются каньоны? Самый величественный

каньон мира.



9

Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон.



В мире падающей воды (8 часов)

10

Водопад Анхель. Водопад Йосемитский.



11

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад.



12

Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.

другие водопады мира.



13

Карельский водопад Кивач.

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.



Эти удивительные озера (4часа)

14

Самые большие озера мира



15

Озера с уникальной соленостью. Самые диковинные озера.



В мире мрака и безмолвия (12 часов)

16

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов,

сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты



17

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища

пещер. Пещерные города.



18

Сказочный мир подземных дворцов.



19

Пещерная система Флинт-Мамонтова.




Пещера Оптимистическая



20

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России



21

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и

полезные ископаемые.



Грозное дыхание Земли (6 часов)

22

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название

«вулкан» и другие имена



23

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют

вулканы. Что извергают вулканы.



24

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты.

Вулканический туризм.



Тепло подземных вод и природных фонтанов (4 часа)

25

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер

Исландии.



26

Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке



Этот удивительный ледяной мир (6 часов)

27

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на

Земле?



28

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги



29

Великие оледенения прошлого.



В глубинах неизведанного (8 часов)

30

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень



31

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал.

Неопознанные шумы.



32

Полярные сияния. Гало и другие видения.



33

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман

багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?



Гиблые места (4 часа)

34

Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно.



35

Здоровье и геопатогенные зоны




Режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 90 минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:

Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.

Формы деятельности.
  • Индивидуальная (результат работы одного ученика);

  • работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);

  • коллективная деятельность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!