СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по читательской грамотности на тему: Пингвины.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Здравствуйте.

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к занятию? Если да, то поднимите руку вверх. -Вижу, что все готовы, присаживайтесь за свои рабочие места.

-Чтобы узнать, какая будет тема нашего занятия, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (просмотр видеоролика 15-20 секунд)

-Ребята, кто хочет сказать, какая у нас будет тема занятия?

-Верно. Тема нашего занятия: «Пингвины».

-Обратите внимание на слайд. Там представлен шифр, а внизу к каждому символу расшифровка. Ваша задача разгадать шифр, пользуясь расшифровкой. Кто разгадает, поднимите руку вверх и назовите цель нашего занятия.

-…, назови пожалуйста цель нашего занятия. (Цель: расширить знания о пингвинах)

-Ребята, у кого получилась такая же цель? Хлопните один раз в ладоши.

-Молодцы. Цель нашего занятия будет такой, расширить знания о пингвинах.

-Сейчас нам нужно узнать план занятия. Обратите своё внимание на слайд. На нём представлены пункты плана, но они представлены не по порядку.

-Вам необходимо их расположить в правильной последовательности.

-Если вы готовы озвучить план, то поднимите руку вверх.

(План занятия:

    1. Выполнить речевую гимнастику
    2. Прочитать текст вслух на время
    3. Выполнить задания по тексту)

-Ребята, у кого получилось также, поднимите руку вверх.

-Молодцы. Теперь мы знаем план занятия.

- Знакомство с текстом и выполнение заданий позволит нам не только потренировать свои мыслительные навыки, но и оценить содержание прочитанного текста на тему «Пингвины».

-Ребята, кто помнит, какой был первый пункт плана. Поднимите руку. (ответ)

-Верно. Нам нужно сделать речевую гимнастику. Как думаете, для чего мы будем выполнять речевую гимнастику? Отвечаем по поднятой руке.

-Верно. Речевая гимнастика поможет нам говорить красиво, чётко и быстро.

-Сейчас я буду говорить по одному предложению и вы должны повторить, каждое предложение за мной.

-Начинаем.

Ат-ат-ат, белый ворот, чёрные фрак

Арк-арк-арк, кто забрёл в наш зоопарк

Ин-ин-ин, это житель южных льдин

Ин-Ин-Ин, называемый пингвин.

-Какие вы молодцы! Все слова проговорили чётко и ясно.

-Кто помнит, как звучал второй пункт плана?

-Верно. Сейчас нам нужно прочитать текст вслух за одну минуту, чтобы проверить, сколько слов в минуту вы читаете.

-Возьмите рабочий лист.

-Найдите текст «Пингвины».

-Вижу, что все нашли.

-Вам необходимо в течении минуты читать данный текст вслух, как только время закончится, вам нужно простым карандашом поставить галочку там, где вы остановились.

-Время пошло.

-Время подошло к концу.

-Сейчас вам необходимо посчитать сколько слов вы успели прочитать и записать количество прочитанных слов под текстом.

-Как запишите количество прочитанных слов, положите ручки домиком.

-Вижу, что все посчитали и записали.

-Поднимите руку те, кто прочитал от 100 до 110 слов.

-Поднимите руку те, кто прочитал от 110 до 120 слов.

-Поднимите руку те, кто прочитал больше 120 слов.

-Какие вы молодцы.

-Напоминаю, что сейчас вы должны читать 120 слов в минуту. И большинство из вас уже читают норму слов.

-Сейчас вам нужно самостоятельно прочитать до конца весь текст.

-Как прочитаете, положите руки домиком.

-Вижу, что все прочитали текст до конца.

-Кто хочет попробовать рассказать кратко,  о чём говорилось в тексте? Отвечаем по поднятой руке.

(ответ)

-Отлично.

-Теперь можем приступать к выполнению первого задания.

-Прочитайте пожалуйста первое задание самостоятельно.

-…, скажи пожалуйста, что нам нужно будет сделать в первом задании. (ответ)

-Ребята, все поняли, что нужно делать в этом задании? Если да, то поднимите руку вверх.

(Если кому то не понятно:

-В первом задании нужно определить основную мысль текста. То есть, о ком говорится и записать главную мысль в рабочий лист.)

-Вижу, что все поняли, что нужно делать в первом задании. На выполнение этого задания даётся 1,5 минуты. Кто выполнит это задание раньше, поднимите руку вверх. Можете приступать к выполнению. Время пошло.

-Время подошло к концу.

-Кто хочет сказать, какая основная мысль в данном тексте? (ответ)

-Хорошо.

(Если, не правильно сказали основную мысль:

-А у кого получилась другая основная мысль? Поднимите руку вверх.)

-Отлично. Главная мысль представлена в первом предложении, что пингвины - это удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц.

-Кто записал эту основную мысль? Поднимите руку вверх.

-Молодцы!

-Теперь прочитайте второе задание самостоятельно.

-Ребята, всем понятно, что нужно делать? Если да, поднимите руку вверх.

-Отлично.

-…, повтори пожалуйста, что нужно сделать в этом задании. (придумать заголовок к пятому абзацу текста)

-Верно. Сейчас приступайте выполнять это задание самостоятельно. На выполнение даётся 1,5 минуты. Кто выполнит раньше, поднимите руку вверх. Время пошло.

-Время закончилось.

-Кто хочет назвать заголовок к пятому абзацу? Поднимите руку вверх. (ответ)

-Очень интересно, молодец! У кого получилось придумать  другой заголовок? Поднимите руку вверх. (ответ)

-Я с вами соглашусь. В этом абзаце говорится про самца. Поэтому заголовок может быть такой, «эстафеты принимает самец». Либо похожие варианты.

-У кого получился такой же или похожий заголовок, поднимите руку вверх.

-Какие вы молодцы! Можем переходить к следующему заданию.

-В этом задании вам нужно написать два примера, чем питаются пингвины. Всем понятно, что нужно делать? Если да, то поднимите руку вверх.

-Отлично. Выполняем задание самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимите руку вверх. (рыбы, моллюски, ракообразные).

( Если не полностью сказали:

-Ребята, у кого-нибудь есть ещё варианты ответов?)

-Верно. Пингвины питаются рыбой, некрупными моллюсками и ракообразными.

-Дополните ваш ответ, если вы что-то не записали.

-Отлично. Можем переходить к следующему заданию.

-Кто хочет прочитать четвертое задание? (читает)

-…, повтори пожалуйста, что нужно сделать в четвёртом задании. (ответ)

-Сейчас ребята вам нужно подумать, что такое «кармёжка» и записать определение в рабочий лист.

-Кто выполнит это задание, поднимите руку вверх.

(Кормёжка – питание, приём пищи).

-Ребята, все согласны, что кармёжка- это питание (или приём пищи)? Если да, то покажите класс.

-Отлично.

-Переходим к 5 заданию. В нём вам нужно заполнить таблицу, пользуясь информацией из текста. На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты. Кто выполнит раньше, поднимите руку вверх.

(ответ: 1. Вес императорского пингвина 40 кг

             2. Где пингвины проводят более половины жизни: в воде

             3.Скорость пингвина под водой: 15 км/ч

             4. Могут ли пингвины летать: нет )

-Ребята, у всех получились такие ответы? Если да, то поднимите руку вверх.

(Объяснение, если возникли затруднения:

1 вопрос: в тексте написано, что императорский пингвин весит до 40 кг, поэтому ответ 40 килограмм. Эта информация представлена во втором абзаце, во второе предложение.

2 вопрос: Пингвины проводят больше времени в воде, так как это написано в первом абзаце в последнем предложении, что суша необходима им только в период линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берега.

3 вопрос: скорость пингвина под водой 15 км/ч, это написано в третьем абзаце во втором предложении.

4 вопрос: пингвины не могут летать, так как об этом говорится в третьем абзаце в первом предложении.)

-Отлично. С этим заданием мы справились.

-Переходим к шестому заданию.

-Прочитайте пожалуйста про себя, что нужно сделать в данном задании.

-…, скажи пожалуйста, как ты понял(а), что нужно делать в этом задании. (записать сколько букв, звуков и слогов в слове яйцо)

-Ребята, всем понятно, что нужно делать, если да покажите класс.

(Если кто-то не понял:

-Сейчас нужно вам посчитать сколько букв в слове яйцо и записать в специальное поле. Затем нужно посчитать, сколько звуков в этом слове и слогов. И конечно же их тоже записать)

-Приступаем к выполнению задания. Кто выполнит, поднимите руку вверх. (ответ: Яйцо - 4 б., 5 зв., 2 сл.)

-У всех получился такой же ответ? Если да, то поднимите руку вверх.

(Если у кого-то получился другой ответ:

-Скажи пожалуйста, какой ответ получился у тебя?)

-Молодцы. В слове яйцо- 4 буквы, 5 звуков, потому что буква «Я» даёт нам 2 звука. И 2 слога, потому что в данном слове две гласных буквы.

-Переходим к седьмому заданию.

-В этом задании нам нужно будет решить задачу.

Сейчас я вам её прочитаю. «Самый крупный – императорский пингвин весит 40 кг. Птинец императорского пингвина – 300 г. На сколько масса 1 взрослого пингвина больше массы 2-х птенцов?»

-О ком говорится в этой задаче? Кто хочет ответить, поднимите руку вверх. ( об императорском пингвине и птенце императорского пингвина)

-Верно. А что нам нужно узнать? ( на сколько масса 1 взрослого пингвина больше массы 2-х птенцов)

-Верно. Нам известна масса взрослого пингвина? Если да, то покажите класс.

-Хорошо. А нам известна масса одного птенца? Если да, то хлопните один раз.

-Отлично. Как вы думаете, что нам нужно будет сделать в первом действии? (Два варианта решений: 40 кг – 300х2= 39 кг 400 г; 40кг-300г=39 кг 700 г и 39 кг 700 г-300 г=39 кг 400 г)

-Верно. Сначала мы узнаем, на сколько больше весит взрослый пингвин, одного маленького птенца. То есть из 40 кг- 300 г= 39 кг 700 г. Это мы получили, на сколько взрослый пингвин весит больше одного маленького птенца.

-Что нам нужно сделать во втором действии? (39 кг 700 г-300 г=39 кг 400 г.)

-Верно. Нам нужно вычесть ещё массу одного птенца. То есть 39 кг 700 г- 300 г= 39 кг 400 г. Это и будет ответом в данном задании.

-Кто хочет сказать, ответ этой задачи? (Масса одного взрослого пингвина больше на 39 кг 400 г массы 2-х птенцов)

-Верно. Переходим к следующей задаче.

-Прочитайте задачу и попробуйте решить её самостоятельно. Как решите, поднимите руку вверх.

(180:20 = 9 (ч))

-Ребята, у всех получился такой же ответ? Если да, то поднимите руку вверх.

(Если у кого-то получился не такой ответ:

-Мы знаем, что скорость пингвина по воде 20 км/ч.

-Нам нужно узнать время за которое он проплывёт 180 км/ч. Вспоминаем формулу по нахождению времени: время= расстояние:скорость. Поэтому мы 180:20=9 ч)

-Отлично. Кто хочет сказать ответ? ( Императорский пингвин доплывёт до айсберга за 9 часов)

-Молодец!

-Переходим к выполнению последнего задания.

-Прочитайте пожалуйста задачу самостоятельно.

-…, что нам нужно найти в данной задаче? (площадь бассейна)

-Верно. Кто вспомнит формулу, по которой рассчитывается площадь? (Площадь=длина*ширину)

-Молодец. Сейчас в данную формулу подставьте числа и решите данный пример.

-Кто решит задачу, поднимите руку вверх. (29 м*14м= 406 м2)

-Верно.

-Кто хочет сказать ответ? Поднимите руку вверх. ( площадь бассейна 406 м2)

-Отлично. Запишите обязательно ответ. Как запишите, положите руки домиком.

-Вижу, что все уже записали.

--Ребята, как вы думаете, нам удалось выполнить все пункты плана? Если да, то поднимите две руки вверх.

-Да, нам действительно удалось выполнить все пункты плана.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним интересным текстом.

- Кто может ответить по поднятой руке, как он назывался?

-…, отвечай.

-…, верно. Сегодня мы с вами познакомились с текстом , который назывался «Пингвины».

-Ответьте по поднятой руке, о чем шла речь в данном тексте.

-..., отвечай

-Правильно,  в тексте рассказывалось всё о пингвинах. О том, где они обитают, о их размерах и так далее. Благодаря этому тексту, мы расширили свои знания о пингвинах.

 

-Ребята, кто помнит, как звучала цель нашего занятия? Отвечаем по поднятой руке.

-.., отвечай

-Верно, нам было необходимо расширить свои знания о пингвинах.

- Хлопните 1 раз ладоши, если считаете, что  мы достигли с вами сегодняшней цели занятия.

-Ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятие.

-Поднимите руку, кто желает ответить.

- Кто готов ответить, что мы делали в первом пункте плана? Отвечаем по поднятой руке.

-Верно, мы выполняли речевую гимнастиаку.

- Поднимите руку, кто помните о чем говорилось во втором пункте плана.

-Правильно, мы с вами читали текст на время.

- Ответьте также по поднятой руке, кто помнит, что мы делали в третьем пункте плана.

-Верно, мы с вами выполняли задания по тексту.

-Ребята, вы  большие молодцы и вспомнили все пункты плана.

-Сейчас я вам предлагаю взять карточки и пододвинуть их к себе.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…)

-На этих карточках вам сейчас нужно продолжить фразы, чтобы подвести итоги нашего занятия.

-Начинаем заполнять карточки. На заполнение даётся 1,5 минуты.

-Время вышло.

Карточки передаём на первые парты.

-Мы хотим вас поблагодарить за сегодняшнее занятие, а особенно хочется похвалить тех, кто сегодня активно отвечал на вопросы и правильно решал задачи.

-Спасибо за занятие.

-До свидания!

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по читательской грамотности на тему: Пингвины.»

Рабочий лист

ФИО_______________________________________________

Пингвины

Пингвины - удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.

Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.

Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до 18 минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.

Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.

Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через 3 месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Через 1,5 месяца возвращаются самцы, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через 6 месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.

Обитают пингвины в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Этот материк омывают воды Тихого, Индийского и Атлантического океанов, которые иногда неофициально объединяют в Южный океан. Вопреки распространенному мнению, Северный Ледовитый океан Антарктиду не омывает.

Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и ракообразными. Линька у пингвинов происходит раз в году. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят.

Задания

  1. Определи и запиши основную мысль текста. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Придумай заголовок к пятому абзацу текста. ____________________________________________________________________________________________________________

  3. Чем питаются пингвины? Запиши не менее двух примеров. ___________________________________________________

  4. Напиши, как ты понимаешь значение слова «кормёжка». Кормёжка – это ______________________________________

  5. Используя информацию из текста, заполни таблицу:

    Вес императорского пингвина


    Где пингвины проводят более половины жизни?


    Скорость пингвина под водой


    Могут ли пингвины летать?


  6. Запиши, сколько букв, звуков и слогов в слове «яйцо».

Яйцо - ___б., __ зв., ___ сл.

  1. Самый крупный — императорский пингвин весит 40 кг. Птенец императорского пингвина – 300 г. На сколько масса 1 взрослого пингвина больше массы 2 –х птенцов?












































































  2. Скорость императорского пингвина по воде 20 км/ч. За сколько часов он доплывёт до айсберга, если расстояние от берега до айсберга 180 км?












































































  3. Найди площадь бассейна прямоугольной формы, длина которого равна 29 м, а ширина 14 м.

























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!