СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по литературному чтению, посвящённое жизни и творчеству А.С. Пушкина 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по литературному чтению»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова










«У лукоморья…»







Выполнила:

Шлык Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов





Наименование: «лучшая методическая

разработка внеурочного занятия, посвящённая

жизни и/или творчеству А.С. Пушкина


Внеурочное мероприятие

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема: жизнь и творчеству А.С. Пушкина

Возраст участников: 8-10 лет

Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятия: народная и литературная сказка.

  • Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.

  • Учить детей определять виды сказок.

  • Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.

Развивающие:

  • Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

Планируемые результаты:

• умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев;

• владение навыками монологической и диалогической речи;

• умение пользоваться литературоведческими понятиями;

• умение работать в группах и самостоятельно;

• пересказывать текст от лица разных персонажей.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина;

  • Репродукции картин к произведениям А. С. Пушкина;

  • Конверты с заданиями на каждую станцию;

  • Призовые фишки за правильные ответы.



Ход урока


Структура мероприятия:

    1. Станция 1

    2. Станция 2

    3. Станция 3

    4. Станция 4

    5. Станция 5

    6. Станция 6

    7. Станция 7

    8. Рефлексия

    9. Подведение итогов

    10. Список источников

    11. Приложение


Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый вечер, ребята. Послушайте внимательно стихотворение (отрывок из поэмы Евгений Онегин), подумайте, чему или кому будет посвящена наша встреча.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы…

Ведущий: Правильно, ребята это отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и сегодня мы предлагаем вам принять участие в квесте, который посвящён памяти величайшему российскому поэту, имя и творчество которого широко известно во всём мире. Он является, по сути, основоположником современного русского литературного языка. Дату 10 февраля нельзя считать праздничной. Наоборот, эта памятная дата трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин. Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. Первая дуэль произошла, когда Пушкин А. С. был ещё лицеистом. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Увы, последняя 29-я дуэль оказалась для него роковой.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому с раннего детства. Когда мы становимся старше, мы знакомимся с новыми произведениями поэта. Они посвящены Родине, природе, дружбе, любви. Пушкин - великий русский поэт, который внес огромный вклад в мировую поэзию.

С раннего детства Александр Сергеевич рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров. Александр Сергеевич знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.

Об этом удивительном поэте можно говорить бесконечно. И сегодня мы предлагаем вспомнить то, что вы знаете о Пушкине А. С., его произведениях. А поможет нам в этом квест – игра, сейчас вам необходимо разделиться на команды (жеребьёвка), выбрать капитанов команд. И так, вам необходимо пройти восемь станций, выполнив, правильно задания на каждой станции капитаны команд получат конверт с пазлом, пройдя все станции и собрав, все пазлы, вы сможете собрать фразу послание А.С. Пушкина к читателям и выиграть в нашей игре. Работая в команде, не забудьте, что каждый из вас может внести свой вклад в победу. Поэтому важно выслушать мнение каждого члена команды при выполнении заданий.

Станция № 1 «Лицейская»

-Наше путешествие мы начнем с первой остановки, название которой "Лицейская".

Учащимся предлагаются вопросы по теме "Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина".

(. За правильный ответ команда получает бонус.)

1. В какой город и в какое заведение был отдан А. С. Пушкин на обучение, когда ему исполнилось 12 лет? (г. Санкт-Петербург, Императорский Царскосельский лицей)

2. Какое событие было знаковым в жизни Пушкина 12 августа 1811 года? (он выдержал экзамен и был принят в лицей, одним из 30 воспитанников)

3. Когда начинался и оканчивался учебный год у лицеистов? (с 1 июля по 1 августа)

4. С кем из лицеистов Пушкин сохранил дружеские связи? (с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским, Дельвигом)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!


Станция № 2 «Знатоки древностей»

Команды получают записанные на листах слова из пушкин­ских сказок. Устаревшее слово из пушкинской сказки необходи­мо заменить современным. Побеждает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.

Снарядился — ... (собрался);

инда — ... (даже);

очи — ... (глаза);

перст — ... (палец);

нрав — ... (характер);

тягаться — ... (соперничать);

кручиниться — ... (печалиться);

величать — ... (называть);

терем — ... (дом);

молвил — ... (сказал);

хватилася — ... (вспомнила).

Станция № 3 «Знатоки сказок А. С. Пушкина»

Мы продолжаем наш путь, следующая остановка "Сказочная", на которой вы, ребята, перенесетесь в прекрасный мир сказок всеми нами любимого

А.С. Пушкина.

  1. У кого из героев сказок А. С. Пушкина был «толоконный лоб»? (у Попа)

  2. Кто из героев сказок был «в чешуе, как жар горя»? (33 богатыря)

  3. К кому обращены слова: «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною?» (к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

  4. Как звали царицу, которая сияла, как заря? (Шамаханская царица)

  5. Какую птицу посадили на спицу? (петушка из «Сказки о золотом петушке»)

  6. На съедение каким зверям хотела отправить царевну злая мачеха в «Сказке о мертвой царевне»? (волкам)

  7. Кем царевна стала для богатырей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)? (сестрой)

  8. Кем приходилась царевне обладательница волшебного зеркальца? (мачехой)

Молодцы! Ребята, вы показали хорошие знания сказок А. С. Пушкина.

Станция № 4 «Собери сказку»

Команде предлагается два набора карточек. В пер- ном наборе на карточках написаны названия сказок, во втором — персонажи.

Задание: соедините героев с названием сказки. Победа при­суждается команде, которая первой справится с заданием.

Сказки

Персонажи

« Сказка о царе Салтане»

Поп

Владычица морская

« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Баба Бабариха

Балда

« Сказка о рыбаке и рыбке»

Чернавка

Царевна-Лебедь

« Сказка о попе и о работнике его Балде»

Братья

Рыбка

Станция № 5 «Художественная галерея»

-Приближаемся к остановке "Художественная галерея". Здесь вам нужно показать ваши рисунки к произведениям А. С. Пушкина. Команда должна назвать произведения великого поэта, имена литературных героев, изображённых на рисунках, выполненных учащимися.

Подведение итогов конкурса. За каждый правильный ответ шестиклассники получают баллы, а художники бонусы за выполненные рисунки.

Станция № 6 «Внимательный читатель»

Ведущий зачитывает по очереди командам цитаты из сказок, Учащиеся должны назвать персонаж, которому принадлежат | слова. Дополнительный балл можно присудить за правильное название сказки, из которой взята реплика.

  • «Не печалься, ступай себе с Богом!» (Золотая рыбка)

  • «Поживи-ка на моём подворье, окажи своё усердие и про ворье». (Поп)

  • «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...» (Елисей)

  • «Братец мой! Не видал я девы красной. На стороже я сток только в очередь мою». (Месяц)

  • «Кабы я была царица... я б для батюшки царя родила бог» тыря!» (Третья сестра)

  • «Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев* поджидал». (Братья)

Станция 7 «Великолепный сыщик»

Ведущий читает шуточные описания предметов. Команды уга­шают, что это за предмет и кому он принадлежит.

  • Устройство для наблюдения за собой со стороны. (Зеркаль­це — царице)

  • Механизм из золота, который указывал на сторону, откуда надо было ждать войны. (Золотой петушок — царю Дадопу)

  • Средство передвижения, не имеющее видимых механизмов управления. В нём часто передвигаются, держа в руках сред­ство для уборки. (Ступа — Бабе-Яге из «Пролога к “Руслану и Людмиле”»)

  • Маленький зверёк, поедающий совсем не пригодные для пи­тания вещи и добывающий для своего хозяина драгоценные камни и металлы. (Белочка — царю Гвидону)

  • Ёмкость, в которой трудолюбивые хозяйки прошлого с помо­щью определённых магических движений превращали гряз­ное бельё в чистое. Загрузка белья вертикальная, вес зависит от размеров ёмкости. (Корыто — Старухе)

Рефлексия

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Приклейте на доску тот стикер, который соответствует вашему настроению на данный момент.

Итоги мероприятия

Сегодня мы с вами перенеслись в мир творчества А. С. Пушкина, вспомнили сказки поэта, услышали прекрасные строки пушкинских стихотворений, вспомнили Лицейский период жизни великого гения русской литературы, . Мне было очень приятно вместе с вами ещё раз прикоснуться к творчеству великого поэта. Я благодарю вас, настоящих знатоков творчества А.С.Пушкина, за прекрасное путешествие, благодаря которому мы вспомнили великого гения и его замечательные произведения. Благодарю вас, ребята, за урок.

(Оценивание и награждение победителей на основе выводов жюри).

Подведение итогов жюри. Награждение команд.



Список источников

  1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/tiematichieskoie_razvliechieniie_po_skazkam_a_s_pushkina_dlia_dietiei_5_7liet

  2. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/11/viktorina-_pole_chudes_skazki_a.s.pushkina.pptx

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-dosuga-chitaite-pushkina-druzja.html

  4. https://www.maam.ru/detskijsad/pushkinskii-vecher-yeto-pushkin-yeto-chudo-yeto-prelest-bez-konca.html

  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/10/01/stsenariy-letnego-razvlecheniya-puteshestvie-po



Приложение

Станция

Баллы

Станция № 1 «Лицейская»


Станция № 2 «Знатоки древностей»


Станция № 3 «Знатоки сказок А. С. Пушкина»


Станция № 4 «Собери сказку»


Станция № 5 «Художественная галерея»


Станция № 6 «Внимательный читатель»


Станция 7 «Великолепный сыщик»





Станция № 2 «Знатоки древностей»

  • Снарядился — ...

  • инда — ...

  • очи — ...

  • перст — ...

  • нрав — ...

  • тягаться — ...

  • кручиниться — ...

  • величать — ...

  • терем — ...

  • молвил — ...

  • хватилася — ...

  • Снарядился — ...

  • инда — ...

  • очи — ...

  • перст — ...

  • нрав — ...

  • тягаться — ...

  • кручиниться — ...

  • величать — ...

  • терем — ...

  • молвил — ...

  • хватилася — ...





Станция № 4 «Собери сказку»

Сказки

Персонажи

« Сказка о царе Салтане»

Поп

Владычица морская

« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Баба Бабариха

Балда

« Сказка о рыбаке и рыбке»

Чернавка

Царевна-Лебедь

« Сказка о попе и о работнике его Балде»

Братья

Рыбка


Станция № 5 «Художественная галерея»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!