Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова
«У лукоморья…»
Выполнила:
Шлык Юлия Сергеевна,
учитель начальных классов
Наименование: «лучшая методическая
разработка внеурочного занятия, посвящённая
жизни и/или творчеству А.С. Пушкина
Внеурочное мероприятие
Учебная дисциплина: литературное чтение
Тема: жизнь и творчеству А.С. Пушкина
Возраст участников: 8-10 лет
Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятия: народная и литературная сказка.
Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.
Учить детей определять виды сказок.
Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
• умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев;
• владение навыками монологической и диалогической речи;
• умение пользоваться литературоведческими понятиями;
• умение работать в группах и самостоятельно;
• пересказывать текст от лица разных персонажей.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина;
Репродукции картин к произведениям А. С. Пушкина;
Конверты с заданиями на каждую станцию;
Призовые фишки за правильные ответы.
Ход урока
Структура мероприятия:
Станция 1
Станция 2
Станция 3
Станция 4
Станция 5
Станция 6
Станция 7
Рефлексия
Подведение итогов
Список источников
Приложение
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый вечер, ребята. Послушайте внимательно стихотворение (отрывок из поэмы Евгений Онегин), подумайте, чему или кому будет посвящена наша встреча.
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы…
Ведущий: Правильно, ребята это отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и сегодня мы предлагаем вам принять участие в квесте, который посвящён памяти величайшему российскому поэту, имя и творчество которого широко известно во всём мире. Он является, по сути, основоположником современного русского литературного языка. Дату 10 февраля нельзя считать праздничной. Наоборот, эта памятная дата трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин. Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. Первая дуэль произошла, когда Пушкин А. С. был ещё лицеистом. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Увы, последняя 29-я дуэль оказалась для него роковой.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому с раннего детства. Когда мы становимся старше, мы знакомимся с новыми произведениями поэта. Они посвящены Родине, природе, дружбе, любви. Пушкин - великий русский поэт, который внес огромный вклад в мировую поэзию.
С раннего детства Александр Сергеевич рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров. Александр Сергеевич знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.
Об этом удивительном поэте можно говорить бесконечно. И сегодня мы предлагаем вспомнить то, что вы знаете о Пушкине А. С., его произведениях. А поможет нам в этом квест – игра, сейчас вам необходимо разделиться на команды (жеребьёвка), выбрать капитанов команд. И так, вам необходимо пройти восемь станций, выполнив, правильно задания на каждой станции капитаны команд получат конверт с пазлом, пройдя все станции и собрав, все пазлы, вы сможете собрать фразу послание А.С. Пушкина к читателям и выиграть в нашей игре. Работая в команде, не забудьте, что каждый из вас может внести свой вклад в победу. Поэтому важно выслушать мнение каждого члена команды при выполнении заданий.
Станция № 1 «Лицейская»
-Наше путешествие мы начнем с первой остановки, название которой "Лицейская".
Учащимся предлагаются вопросы по теме "Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина".
(. За правильный ответ команда получает бонус.)
1. В какой город и в какое заведение был отдан А. С. Пушкин на обучение, когда ему исполнилось 12 лет? (г. Санкт-Петербург, Императорский Царскосельский лицей)
2. Какое событие было знаковым в жизни Пушкина 12 августа 1811 года? (он выдержал экзамен и был принят в лицей, одним из 30 воспитанников)
3. Когда начинался и оканчивался учебный год у лицеистов? (с 1 июля по 1 августа)
4. С кем из лицеистов Пушкин сохранил дружеские связи? (с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским, Дельвигом)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!
Станция № 2 «Знатоки древностей»
Команды получают записанные на листах слова из пушкинских сказок. Устаревшее слово из пушкинской сказки необходимо заменить современным. Побеждает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.
Снарядился — ... (собрался);
инда — ... (даже);
очи — ... (глаза);
перст — ... (палец);
нрав — ... (характер);
тягаться — ... (соперничать);
кручиниться — ... (печалиться);
величать — ... (называть);
терем — ... (дом);
молвил — ... (сказал);
хватилася — ... (вспомнила).
Станция № 3 «Знатоки сказок А. С. Пушкина»
Мы продолжаем наш путь, следующая остановка "Сказочная", на которой вы, ребята, перенесетесь в прекрасный мир сказок всеми нами любимого
А.С. Пушкина.
У кого из героев сказок А. С. Пушкина был «толоконный лоб»? (у Попа)
Кто из героев сказок был «в чешуе, как жар горя»? (33 богатыря)
К кому обращены слова: «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною?» (к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Как звали царицу, которая сияла, как заря? (Шамаханская царица)
Какую птицу посадили на спицу? (петушка из «Сказки о золотом петушке»)
На съедение каким зверям хотела отправить царевну злая мачеха в «Сказке о мертвой царевне»? (волкам)
Кем царевна стала для богатырей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)? (сестрой)
Кем приходилась царевне обладательница волшебного зеркальца? (мачехой)
Молодцы! Ребята, вы показали хорошие знания сказок А. С. Пушкина.
Станция № 4 «Собери сказку»
Команде предлагается два набора карточек. В пер- ном наборе на карточках написаны названия сказок, во втором — персонажи.
Задание: соедините героев с названием сказки. Победа присуждается команде, которая первой справится с заданием.
Сказки | Персонажи |
« Сказка о царе Салтане» | Поп Владычица морская |
« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Баба Бабариха Балда |
« Сказка о рыбаке и рыбке» | Чернавка Царевна-Лебедь |
« Сказка о попе и о работнике его Балде» | Братья Рыбка |
Станция № 5 «Художественная галерея»
-Приближаемся к остановке "Художественная галерея". Здесь вам нужно показать ваши рисунки к произведениям А. С. Пушкина. Команда должна назвать произведения великого поэта, имена литературных героев, изображённых на рисунках, выполненных учащимися.
Подведение итогов конкурса. За каждый правильный ответ шестиклассники получают баллы, а художники бонусы за выполненные рисунки.
Станция № 6 «Внимательный читатель»
Ведущий зачитывает по очереди командам цитаты из сказок, Учащиеся должны назвать персонаж, которому принадлежат | слова. Дополнительный балл можно присудить за правильное название сказки, из которой взята реплика.
«Не печалься, ступай себе с Богом!» (Золотая рыбка)
«Поживи-ка на моём подворье, окажи своё усердие и про ворье». (Поп)
«Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...» (Елисей)
«Братец мой! Не видал я девы красной. На стороже я сток только в очередь мою». (Месяц)
«Кабы я была царица... я б для батюшки царя родила бог» тыря!» (Третья сестра)
«Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев* поджидал». (Братья)
Станция 7 «Великолепный сыщик»
Ведущий читает шуточные описания предметов. Команды угашают, что это за предмет и кому он принадлежит.
Устройство для наблюдения за собой со стороны. (Зеркальце — царице)
Механизм из золота, который указывал на сторону, откуда надо было ждать войны. (Золотой петушок — царю Дадопу)
Средство передвижения, не имеющее видимых механизмов управления. В нём часто передвигаются, держа в руках средство для уборки. (Ступа — Бабе-Яге из «Пролога к “Руслану и Людмиле”»)
Маленький зверёк, поедающий совсем не пригодные для питания вещи и добывающий для своего хозяина драгоценные камни и металлы. (Белочка — царю Гвидону)
Ёмкость, в которой трудолюбивые хозяйки прошлого с помощью определённых магических движений превращали грязное бельё в чистое. Загрузка белья вертикальная, вес зависит от размеров ёмкости. (Корыто — Старухе)
Рефлексия
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Приклейте на доску тот стикер, который соответствует вашему настроению на данный момент.
Итоги мероприятия
Сегодня мы с вами перенеслись в мир творчества А. С. Пушкина, вспомнили сказки поэта, услышали прекрасные строки пушкинских стихотворений, вспомнили Лицейский период жизни великого гения русской литературы, . Мне было очень приятно вместе с вами ещё раз прикоснуться к творчеству великого поэта. Я благодарю вас, настоящих знатоков творчества А.С.Пушкина, за прекрасное путешествие, благодаря которому мы вспомнили великого гения и его замечательные произведения. Благодарю вас, ребята, за урок.
(Оценивание и награждение победителей на основе выводов жюри).
Подведение итогов жюри. Награждение команд.
Список источников
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/tiematichieskoie_razvliechieniie_po_skazkam_a_s_pushkina_dlia_dietiei_5_7liet
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/11/viktorina-_pole_chudes_skazki_a.s.pushkina.pptx
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-dosuga-chitaite-pushkina-druzja.html
https://www.maam.ru/detskijsad/pushkinskii-vecher-yeto-pushkin-yeto-chudo-yeto-prelest-bez-konca.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/10/01/stsenariy-letnego-razvlecheniya-puteshestvie-po
Приложение
Станция | Баллы |
Станция № 1 «Лицейская» | |
Станция № 2 «Знатоки древностей» | |
Станция № 3 «Знатоки сказок А. С. Пушкина» | |
Станция № 4 «Собери сказку» | |
Станция № 5 «Художественная галерея» | |
Станция № 6 «Внимательный читатель» | |
Станция 7 «Великолепный сыщик» | |
Станция № 2 «Знатоки древностей»
Снарядился — ... инда — ... очи — ... перст — ... нрав — ... тягаться — ... кручиниться — ... величать — ... терем — ... молвил — ... хватилася — ... | Снарядился — ... инда — ... очи — ... перст — ... нрав — ... тягаться — ... кручиниться — ... величать — ... терем — ... молвил — ... хватилася — ... |
Станция № 4 «Собери сказку»
Сказки | Персонажи |
« Сказка о царе Салтане» | Поп Владычица морская |
« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Баба Бабариха Балда |
« Сказка о рыбаке и рыбке» | Чернавка Царевна-Лебедь |
« Сказка о попе и о работнике его Балде» | Братья Рыбка |
Станция № 5 «Художественная галерея»