СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов ГАПОУ Самарской области ТСПК по дисциплине "Физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внеаудиторная Самостоятельная работа студентов ТСПК, где представлены методические рекомендации по составлению презентаций, кроссвордов, рефератов, проектов.

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная самостоятельная работа студентов ГАПОУ Самарской области ТСПК по дисциплине "Физика"»

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Физика»

Основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС по программе ППССЗ технического и педагогического профиля

Тольятти, 2015г.

Пояснительная записка

Внеаудиторная самостоятельная работа по Дисциплине «Физика» предназначена для студентов 1 курса по программе ППССЗ технического и педагогического профиля.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что внеаудиторная самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится - 60 часов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся :

Самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы:

- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Виды неаудиторной самостоятельной работы студентов:

- составление или решение физического кроссворда:

- творческие работы (реферат, доклад, сообщение);

- составление презентаций;

- исследовательские работы и проекты.

Возможные формы контроля:

- проверка выполненной работы преподавателем;

- отчет- защита студента по выполненной работе перед преподавателем (и/или обучающимися группы);

- выступление на конференциях.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- уровень усвоения обучающимся учебного материала;

- сформированность ключевых (обще-учебных) компетенций;

- обоснованность и чёткость изложения материала;

- уровень оформления работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Физика».



Модуль (тема) дисциплины

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во часов

Модуль 1

Задание: Подготовить сообщения по темам (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже).

- Александр Григорьевич Столетов – русский физик.

- Александр Степанович Попов – русский ученый, изобретатель радио.

- Альтернативная энергетика.

- Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.

- Астероиды.

- Астрономия наших дней.

- Величайшие открытия физики.

- Вселенная и темная материя.

- Галилео Галилей – основатель точного естествознания.

- Законы сохранения механики.

- Значение открытий Галилея.

- Исаак Ньютон – создатель классической физики.

- Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

- Сергей Павлович Королёв – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

- николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира.



12

Модуль 2

Задание: Подготовить сообщения по темам: (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже):

- Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

- Солнце – источник жизни на Земле.

- Физические свойства атмосферы.

- Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

-Реактивные двигители и основы работы тепловой машины.

- Михаил Васильевич Ломоносов – учёный энциклопедист.

- Леонардо да Винчи – учёный изобретатель.

7

Модуль 3

Задание: Подготовить сообщения по темам: (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже):

- Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

- Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

- Голография и её применение.

- Жидкие кристаллы.

- Использование электроэнергии в транспорте.

- Классификация и характеристики элементарных частиц.

- Лазерные технологии и их использование.

- Магнитные измерение (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

- Майкл Фарадей – создатель учения об электромагнитном поле.

- Молния – газовый разряд в природных условиях.

- Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

- переменный электрический ток и его применение.

- Плазма – четвертое состояние вещества.

- Применение жидких кристаллов в промышленности.

- Природа ферромагнетизма.


14

Модуль 4

Задание: Подготовить сообщения по темам: (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже):

- Производство, передача и использование электроэнергии.

- Развитие средств связи и радио.

10

Модуль 4

Задание: Подготовить сообщения по темам: (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже):

- Дифракция в нашей жизни.

- Свет – электромагнитная волна.

- Силы трения.

- Современная спутниковая связь.

- Современная физическая картина мира.

- Современные средства связи.

- Оптические явления в природе.



7

Раздел 5

Задание: Подготовить сообщения по темам: (самостоятельный выбор тем приветствуется) или презентации (темы даны ниже), или кроссворды.

Также можно выполнить исследовательскую работу или проект (темы приведены ниже):

- Управляемый термоядерный синтез.

- Ускорители заряженных частиц.

- Физика и музыка.

- Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

- Ханс Кристиан Эрстед – основоположник электромагнетизма.

- Чёрные дыры.

- Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники.

- Модели атома. Опыт Резерфорда.

- Конструкция и виды лазеров.

- Происхождение солнечной системы.

- Шкала электромагнитных волн.

- Экологические проблемы и возможные пути их решения.

- Планеты солнечной системы.

- Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

- Электронная проводимость металлов.

- Сверхпроводимость.

- Эмилий Христианович Ленц. – русский физик.




Методические рекомендации по выполнению различных видов внеаудиторной самостоятельной работы.

  1. Методические рекомендации по составлению презентаций.

На первом слайде размещается

- название презентации;

- автор: Ф.И.О., группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);

- год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями. Интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов:

Стиль

Необходимо соблюдать единый стиль оформления;

Нужно избегать стилей. Которые будут от самой презентации;

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки.

Фон

Для фона выбираются более холодные тона (синий или зелёный) на одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

Для фона и теста используются контрастные цвета.

Использование цвета

Особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

Нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.



Представление информации

Содержание информации

Следует использовать короткие слова и предложения;

Время глаголов должно быть одинаковым

Следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации;

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

шрифты

Для заготовок не менее 24;

Для остальной информации не менее 18;

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание того же типа;

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки, границы, заливку

Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объём информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.

Наибольшее эффективность достигается тогда. Когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.



Критерии оценивания презентаций:

  1. Содержание:

содержание работы полностью соответствует теме и излагается последовательно.

  1. Расположение информации на странице.

Наиболее важная информация располагается в центре экрана.

  1. Использованы шрифты одного типа.

  2. Для выделения информации использованы рамки. Границы.

  3. Объём информации на слайдах – не более трёх фактов.



Оформление слайдов:

  1. Соблюдён единый стиль оформления.

  2. Использовано не более трёх цветов на слайде – «оценка «5»





2.Методические рекомендации по составлению кроссвордов

В процессе работы обучающиеся:

- просматривают и изучают необходимый материал как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;

- составляют список слов раздельно по направлениям

- составляют вопросы к отобранным словам;

- проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;

- оформляют готовый кроссворд.

Общие требования при составлении кроссвордов:

- не допускается наличие плашек (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

- не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

- загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;

- двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;

- трёхбуквенные слова должны иметь двух пересечений;

- не допускаются в аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);

- не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;

- все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

- на каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;

- рисунок кроссворда должен быть четким;

- сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1 экземпляр – заполненными словами;

2 экземпляр – только с цифрами позиций.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомится с правильными ответами на не решённые позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов – повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания кроссворда:

  1. Соответствие кроссворда установленному объёму – 2 балла максимум.

  2. Как составлены вопросы, качество вопросов:

- уровень сложности: сложные – 1 балл;

- интересные или нет: интересные – 1 балл;

- соответствуют теме или нет: соответствуют – 1 балл;

- взяты из дополнительных источников -1 балл;

- помогают расширить кругозор по данной теме -11 балл;

- связаны с предыдущими темами изучения – 1 балл;

- отсутствие ошибок в словах – 1 балл,

3. Оформление:

- наличие названия – 1балл;

- наличие авторов и исполнителей (кто составил, решил: Фамилия, имя, группа) – 1 балл;

- наличие художественного оформления (рисунки, картинки)- 1 балл;

- имеются новые интересные идеи – 1 балл;

- аккуратность исполнения – 1 балл.

4. Общий вывод (уровень выполнения работы в целом: высокий, средний, низкий; отдельные замечания).

Максимально 14 баллов.

Оценка «5» (отличный кроссворд) – соответствует 14-12 баллам.

Оценка «4» (хороший кроссворд) – соответствует 11-9 баллам.

Оценка «3» (недоработанный кроссворд) – соответствует 8-6 баллам.



3.Методические рекомендации по оформлению рефератов

Титульный лист.

План работы оформляется с названием «Оглавление»; расположение - центру.

Список библиографических источников оформляется под заголовком «Литература».

Список литературы должен включать все использованные источники: сведения о книгах (монографиях, учебниках, пособиях, справочниках и т. д.) должны содержать : фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания. При наличие трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них со словами « и др.». Наименование место издания надо приводить полностью в именительном падеже: допускается сокращение названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). Приведённые библиографические источники должны быть отсортированы в алфавитном порядке по возрастанию. Список должен состоять не менее чем из трёх источников.

Каждая новая часть работы, новая глава, новый параграф начинается с последующей страницы.

Приложение оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет порядковый номер и тематический заголовок. Надпись приложения один (два, три…) оформляется в правом верхнем углу. Заголовок приложения оформляется как заголовок параграфа.

Объём работы не менее 10 листов напечатанных на компьютере страниц; Оглавление, список литературы и приложения не включается в указанное количество страниц.

Текст рукописи печатается шрифтом 14, с интервалом – 1,5.

Поля слева - 3см, справа -1см, сверху и снизу – 2см.

Красная строка – 1,5см. Межабзацный интервал -1,8.

«Оглавление», «Введение», «Заключение», «Приложение», «Литература» а также заголовки глав и параграфов выделяются одинаковым темным, жирным шрифтом.

После цитаты в тексте работы используют знаки: «…»,

Обращение к тексту приложения оформляется следующим образом: (см. Приложение 1).

Оформление схем алгоритмов, таблиц и формул. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть в основном тексте реферата и в разделе приложений. Все иллюстрации именуются рисунками. Все рисунки, таблицы и формулы нумеруются арабскими цифрами и имеют сквозную нумерацию в пределах приложения. Каждый рисунок должен иметь подпись. Например:

Рис.12. Форма главного окна приложения.

На все рисунки, таблицы и формулы в работе должны быть ссылки в виде: «Форма главного окна приложения приведена на рис.12».

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после той страницы, на которой в тексте записки она упоминается первый раз. Если позволяет место рисунок (таблица) может размещаться в тексте на той же странице, где на него даётся первая ссылка.

Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «продолжение». Например: Рис.12. Продолжение.

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для их просмотра надо было повернуть работу по часовой стрелки.

Схемы алгоритмов должны быть выполнены в соответствии со стандартом ЕСПД. Толщина сплошной линии при вычерчивании схем алгоритмов должна быть в пределах от 0,6 до 1,5 мм.

Надписи на схемах должны быть выполнены чертёжным шрифтом.

Высота букв и цифр должна быть не мене 3,5мм.

Номер таблицы размещается в правом верхнем углу над заголовком таблицы, если он есть. Заголовок, кроме первой буквы, выполняется строчными буквами. В аббревиатурах используются только заглавные буквы. Например: ПЭВМ.

Ссылки на таблице в тексте пояснительной записки должны быть в виде слова табл. и номера таблицы. Например: Результаты тестов приведены в табл. 4.

Номер формулы ставится с правой стороны страницы в круглых скобках на уровне формулы.

Ссылка на номер формулы даётся в скобках.

Нумеровать страницы работы по книжному варианту: печатными цифрами, в нижнем правом углу страницы, начиная с теста. «Введение» (с.3). Работа нумеруется сквозно, до последней страницы.

В оглавлении указываются начальные страницы всех частей и параграфов работы (название главы отдельной страницы не имеет), кроме списка литературы и приложений (в тексте нумеруются).

Пишется слово «глава», главы нумеруются римскими цифрами, параграфы арабскими, знак не пишется; части работы «Введение», «Заключение», «Литература» нумерации не имеют.

Название глав и параграфов пишутся с красной строки.

Заголовки «Введение», «Заключение», «Литература» пишутся по середине, вверху листа без ковычек, точка не ставится.

Объём введения и заключения работы 1,5-2страницы печатного текста.

Работа должна быть прошита.

В работе используются три вида шрифта: 1- для выделения названий глав, заголовков «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Литература»: 2- выделения названий параграфов; 3- для текстоки.

4. Методические рекомендации по выполнению проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики. Частных методик, если он используется в рамках определённого предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим и методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цел и через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершится в полнее реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Этот метод проектов всегда предполагает какой - то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема , то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:

- информационные проекты

- исследовательские проекты

- практико-ориентированные проекты

- ролевой проект

-творческий проект.

На практике все пять перечисленных направлений деятельности обучающихся реализуются в каждом проекте.

Требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане, проблемы/задачи, требующей интегрирования знания, исследовательского поиска для её решения (исследования демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.)

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.).

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

  4. Структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных наблюдений пр.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.



Типология проектов:



  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая. Ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико - ориентированный, творческий).

  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

  3. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для целе- коммуникационных проектов).

  4. Характер контактов (среди участников одного колледжа, города, региона, страны, разных стран мира).

  5. Количество участников проекта.

  6. Продолжительность проекта.

  7. В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

- Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности, взятой для исследования темы; формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, в последовательности принятой логики; определение методов исследования; выдвижение гипотез; решения, обозначенной проблемы; разработку путей её решения, в том числе: экспериментальных, опытных; обсуждение полученных результатов; выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем, для дальнейшего развития исследования.

- Ролевые, игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые, придуманными участниками ситуациями результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролевая игра.

- Ознакомительно-ориентировочные (информационные).

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные):

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов из них, то есть оформление результатов проектной деятельности и участие каждого в оформление конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации, полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проектов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательно, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в классе, т.к. преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость современной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причём успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.



Структура проекта:



Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количество участников.

Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематике. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). здесь уместно «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях в научном обществе, в групповой работе, медиатеке, пр. ).



Защита проектов, оппонирование:



- коллективное обсуждение;

- экспертиза;

- результаты внешней оценки;

- выводы.



Этапы проектной деятельности.



Этапы

задачи

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количество участников. Выбор рабочей группы.

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию. Выдвигают (с подачи преподавателя) проблемы («мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию.

Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цель и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематике, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

Организация деятельности

Анализ проблемы. Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам.

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с преподавателем. Активно и самостоятельно над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). «Добывают» недостающие знания.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает студентам в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентаций и т. д. Консультирует студентов (по их просьбе). Наблюдает

Осуществление деятельности

Выполнение проекта.

Консультируются с преподавателем. Участвуют в промежуточных обсуждениях, полученных данных в группах (на занятиях, в научном обществе, в библиотеке). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Консультирует студентов по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность студентов. Наблюдает.

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов.

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы.



Оценка проекта.



Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения студентов в процесс самостоятельного «добывания знаний» и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остаётся вне сферы внимания преподавателя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, преподавателю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из студентов, это позволит ему быть более объективным при защите проектов.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим обучающимся или группой (самооценка), преподавателем и одногруппниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается средняя арифметическая величина.



Примерные параметры внешней оценки проекта:



- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

- реальность, практическая направленность и значимость работы;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

- логичность и последовательность изложения;

- четкость формулировок, обобщений, выводов;

- аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

- стилистическая и языковая культура изложения;

- полнота библиографии;

- наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

- активность каждого участника проект в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- характер обобщения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- доказательность применяемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

- перспектива доработки (потенциал);

- эстетика оформления результатов проведённого проекта;

- соответствие оформления проекта стандартным требованиям.



Критерии оценки защита проекта:



- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;

- объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

- культура речи;

- чувство времени;

- использование наглядных средств;

- культура речи;

- чувство времени;

- использование наглядных средств;

- умение удерживать внимание аудитории;

- умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

- готовность к дискуссии;

- доброжелательность, контактность.

Приветствуется, если выбрана исследовательская работа и обучающийся работает по ней в течение года. Если нет, то надо подготовить с каждого раздела: либо кроссворд, либо презентацию, либо реферат, либо сообщение.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!