Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 32» |
Внедрение инновационных технологий в начальной школе |
|
|
Учитель: Чубар И.В. |
2017 год |
Внедрение инновационных технологий в начальной школе
Нет ничего нового под солнцем,
Но есть кое-что старое, чего мы не знаем.
Лоренс Питер
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
В своей работе я апробирую технологию проблемно - диалогического обучения.
Технология проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая.
Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. На практике применение данной технологии помогает достичь высоких результатов. Немного остановлюсь на тех приемах, которые заинтересовали меня и моих учеников, и которые я чаще использовала на своих уроках.
«Ассоциации»
Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Что может произойти в произведении с таким названием?)
Таблица «ЗХУ» (Знаю – хочу знать – узнал)
Перед учащимися ставятся вопросы:
Что вы знаете об этом писателе?
Какие знаете его произведения?
Особенности произведений этого писателя
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
З- что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У- что мы узнали, и что осталось узнать |
Произведение «Заячьи лапы» К.Паустовского | Характер героев | |
«Перепутанные логические цепи»
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в
хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
« Синквейн»
В переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Наиболее удачно используется данная стратегия на уроках познания мира и литературного чтения.
Примеры:
Вода | Погода | Ассоль |
Течет, растворяет | Светит, льет | Необычная, добрая |
Чистая, прозрачная, холодная | Солнечная, ясная, теплая | Ждет, надеется, мечтает |
Вода - главное богатство на Земле | Хорошая погода радует людей | Жила в ожидании чуда |
Жизнь | Работа(настроение) | Сказка |
«Бортовой журнал»
Этот прием - способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
| |
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.
Я разбила игры на группы по характеру познавательной деятельности.
1.Игры, требующие исполнительской деятельности.
2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
4.Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
6.Дидактические игры.
В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
Необходимость игры в качестве элемента обучения признают ведущие педагоги, вот как об этом говорит В. А. Сухомлинский: «…чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Введение элементов игры дает возможность учителю решить сразу несколько задач, потому что игра позволяет одновременно развлекать, учить и воспитывать. Играя, обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, что особенно важно для детей пассивных, у которых есть проблемы в обучении. Кроме того, игровая форма обучения позволяет выполнить больший объём работы, чем при обучении традиционными методами. Кроме того, игра укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе, как учащемся.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на некоторых этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint , видеоролики.
Апробацию других инновационных технологий планирую внедрить в своей дальнейшей работе.
Учитель начальных классов
Чубар И.В.