СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение как одно из важных направлений в работе учителя-словесника при введении ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Указанная работа направлена на исследование и решение проблемы, связанной с остуствием интереса учащихся к чтению книг.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение как одно из важных направлений в работе учителя-словесника при введении ФГОС»


«Внеклассное чтение – одно из важных направлений в работе учителя-словесника при введении ФГОС»

Гребенюк Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 41», город Братск


В настоящее время мы являемся свидетелями того, как падает катастрофическими темпами читательский интерес учащихся. Общество испытывает жесточайший духовный кризис. В нынешних информационных условиях у подрастающего поколения почти не возникает естественной мотивации для осознанного, вдумчивого чтения книг. Согласно данным статистики, сам факт чтения у школьников 5-11 классов ограничивается банальным выполнением домашних заданий и поиском информации в интернете. Как увлечь учащихся классической литературой? Как активизировать интерес? Как сформировать мотивацию?

Падает интерес к чтению, отсюда проблема развития речи подрастающего поколения. В последние десятилетия в связи с бурным развитием новых информационных технологий резко понизился уровень речевого развития общества в целом и школьников в частности, поскольку им свойственно пополнять свой активный словарный запас, черпая материал из окружающей среды, нежели из художественной литературы. У учеников наблюдается ясно выраженное косноязычие, формирующееся на базе интенсивного усвоения аналоговых систем общения, таких как язык sms-сообщений, компьютерный сленг, конечно же, молодежный жаргон, в совокупности замещающие нормы литературного языка в процессе коммуникации. Это, в свою очередь, пагубно сказывается на объеме и составе как активного, так и пассивного словарного запаса современных школьников. К факторам, составляющим основу косноязычия нынешнего подрастающего поколения, также относятся:

  1. Полное отсутствие интереса к самому процессу чтения и, как следствие, крайне малое количество сколько-нибудь прочитанных современными школьниками художественных произведений классической литературы;

  2. Низкий уровень языковой культуры СМИ, по которым можно подчас составлять хит-парад ошибок;

  3. Отсутствие мотивации учеников к обогащению своего словарного запаса;

  4. Чрезмерное увлечение популярными произведениями отечественной литературы, предназначенных для массового чтения, в которых преобладает форма при отсутствии, в большинстве случаев, идейно-художественного содержания и эстетического направления;

  5. Отсутствие должного внимания к состоянию речевой ситуации в современном мире.

Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания, и классической детской литературы, и модернизированной, всё-таки, чтение отводится на второй план. Предпочтение дается телевидению, компьютерным играм, музыке, Интернету. Почему же школьники предпочитают жить в мире «стрелялок» и «монстров» вместо того, чтобы познакомиться с интересными героями интересных книг?

Внеклассное чтение – педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Специфика внеклассного чтения литературных произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой – выбор педагога. За внеклассным чтением закрепились следующие основные цели: расширение и углубление читательского кругозора, познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирования у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору. Средства педагогической организации внеклассного чтения разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, видеофильмы, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с библиотекой и библиотечно-библиографическими видами помощи читателю, а также непосредственную учебную деятельность в доступном круге чтения, систематическое его изучение как сферы избирательного общения.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а, во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Учителя-словесники должны стремиться при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, то есть радостью и победой.

В прошлом учебном году наша школа стала пилотной площадкой опережающего введения ФГОС основного общего образования» муниципального уровня. Возник вопрос, как организовать по-новому внеклассное чтение. Решила начать проект «Книжное дерево моей семьи». Для начала приготовила для каждого читательское портфолио: он необычный, в него нельзя положить пенал или линейку, но можно собрать очень полезные материалы про увлекательные книжки, которые дети будут читать и обсуждать вместе с членами своей семьи. Они отнесли его домой и показали родителям. Правило 1. Читаем вместе.

В истории каждой семьи есть интересные факты, события, случаи. Стоит о них узнать, чтобы лучше понять, как жили раньше бабушки и дедушки, что интересует и радует родителей. Для этого надо учиться задавать вопросы и внимательно слушать ответы. Правило 2. Слушаем с интересом.

Каждая страница Портфолио – это хороший повод поговорить о чтении и любимых книгах. Каждое задание – это возможность провести вместе несколько приятных минут, придумать оригинальное решение, найти ответ. Выполненные задания по прочитанным книгам отмечать на экране чтения. Это всегда приятно.
Правило 3. Читаем с удовольствием. (В портфолио размещаются разные книги. Здесь есть произведения, которые с удовольствием читали дети ещё в прошлом веке, но и сегодня эти книжки приносят радость читателям. Есть современные книги, которые появились совсем недавно. Выбирая книгу для чтения, необходимо узнать о её авторе, стране и времени написания.
Правило 4. Выбираем вдумчиво. Шаг за шагом, книжка за книжкой учащиеся будут получать новые знания, впечатления, опыт. Совместное чтение и обсуждение книг позволят крепче подружиться со своими родителями, бабушками и дедушками, составить дерево своей семьи. Потом, когда они вырастут, станут взрослыми, расскажут об этом своим детям. Так образуется связь времён.
Правило 5. Относимся бережно. Внеклассное чтение – одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. Опыт учащихся, учёт их читательских интересов – это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

В классе всех учащихся распределяю по группам. Важен психологический комфорт в группах, так как основная работа делается во внеурочное время. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ребята всегда ждут с нетерпением. Чаще выходим из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения в библиотеку, актовый зал. За две-три недели до урока раздаются задания. Это домашнее задание для групп творческого характера, проблемные вопросы, что помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности. Считаю, что на данных уроках должно царить сотворчество, содружество, а учащиеся должны быть творцами урока.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среди базовых национальных ценностей особое место занимают такие понятия, как: патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, продолжении рода; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие. Данный проект «Книжное дерево моей семьи» позволяет ребёнку приблизиться к этим ценностям не только на словах, но и на деле. Смысл совместной работы с детьми заключается в том, чтобы они поняли и почувствовали свою причастность к семейным традициям, которые складывались не одно десятилетие, неожиданно открыли для себя, что их дедушки и бабушки, папа и мама тоже когда-то были маленькими, читали детские книжки и радовались, когда побеждали хорошие герои, а злые были наказаны. Выращивая вместе книжное дерево, поможем ребёнку лучше понять, а значит, и полюбить художественную литературу. Возможно, что именно этот проект станет началом их большого читательского пути. Семья, счастливые воспоминания детства, любимые книги – то, что наполняет жизнь гармонией, радостью, укрепляет душевные силы. Проект «Книжное дерево моей семьи» выполняет эту важную воспитательную задачу. Сейчас в современной школе, кроме обычных предметов, появились междисциплинарные программы, одна из них – «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Планируемые результаты обучения представляют собой весьма внушительный список, который занимает несколько страниц. Вот те позиции, на которые будет работать проект «Книжное дерево моей семьи».

Личностные УУД: читая книги из списка рекомендуемой литературы, учащийся получит опыт оценки жизненных ситуаций и поступков героев художественны произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей.

Регулятивные УУД: работая над данным проектом, учащийся научится самостоятельно формулировать задание (для себя и других), определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные УУД: чтобы успешно справиться с заданиями, учащемуся потребуется определять круг своего незнания; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна; отбирать необходимые источники информации. Также потребуется умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Не менее важной является готовность самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её и представлять в виде схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные УУД: именно эти умения являются сердцем проекта. Ребёнок в простых и понятных формах учится участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Конкретным результатом становится его умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Взаимодействие со старшими учит его отстаивать свою позицию, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

В ходе выращивания книжного дерева семьи учащийся приобретает опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности. Будут формироваться и развиваться основы читательской компетенции. Всё это будет способствовать тому, что учащийся почувствует необходимость чтения для осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. Главное, что такая работа направлена на формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащийся приобретет устойчивый навык осмысленного чтения, обсуждения прочитанного.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!