Литературное чтение. Тема. Л.Толстой «Филиппок»
Внеклассное чтение «Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского»
Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, с К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым
Задачи. Учить находить главную мысль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отношение к взрослым, старикам.
УУД.
Р: готовность к преодолению трудностей
П: определение основной и второстепенной информации
К: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Определение целей
- Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но приятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга)
- По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)
— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
- Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.
Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).
И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил - и вся робость прошла.
Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.
Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.
И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.
Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
2. Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
Косточка (Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на подносе. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать мыла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Они сказали:
- Нет.
Вяня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел. Тогда отец сказал:
-Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в Том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко. Все засмеялись, а Ваня заплакал.
-Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)
- Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)
3. Закрепление.
- Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются быль? (Быль — это то, что было.)
- Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.)
- Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)
— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два товарища», «Отец и сыновья». («... Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«... Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».)
— Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? ( «Три медведя», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)
— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)
— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жил и раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными и дружить.)
4. Рассказ учителя.
- Своеобразную энциклопедию знаний об окружающем мире, об истории страны, о планете, материках и морях создал для детей замечательный русский педагог и писатель К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.). Он, как и многие педагоги того времени, чувствовал нехватку материалов для чтения маленькими детьми.
Назвал педагог свой учебник «Детский мир». В него были включены статьи о животных и растениях, о веществах, минералах, об истории нашего отечества и великих людях, о горах, морях, материках.
Для воспитания любви к чтению и литературе были собраны произведения русских писателей в стихах и прозе, которые были посильны маленьким школьникам.
5. Рассматривание книги «Детский мир».
— Посмотрите на обложку. Как называется книга? Кто ее написал? (К.Д. Ушинский. «Детский мир» и «Хрестоматия».)
— Откройте содержание. Крупным шрифтом выделены названия разделов. Прочитайте их. («Из природы», «Наше отечество», «Басни и рассказы в прозе», «Стихи», «Из русской истории», «Из географии» и т.д.)
— Прочитайте название статей в разделе «Из природы». («Бабочка», «Дождевой червь», «Вишня», «Ржаной колосок», «Хвойные деревья» и т.д.)
— О чем же узнают дети, читая этот раздел? (О растениях и животных.)
- Прочитайте название статей в разделе «Из истории». («Нашествие богатыря», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Петр 1» и т. д.)
- О чем читали школьники в этом разделе? (О полководцах, царях, о битвах и событиях в истории страны.}
Аналогично раскрывается содержание других разделов.
6. Чтение детьми басен, рассказов К.Д. Ушинского. Коллективное чтение басни «Ветер и Солнце».
- Найдите по содержанию книги басню «Ветер и солнце». Что вы видите на иллюстрации? (По степи едет всадник. Ему холодно — он съежился. Дует сильный ветер — трава и деревья согнулись от ветра.)
-О чем вам говорит название басни? (Ветер и солнце — это явления природы. Здесь будет идти речь о погоде.)
- Прочитаем басню вместе.
- Прочитайте строки, в которых содержится поучение, то есть мораль этой басни. («... Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».}
- Какие произведения для чтения в классе выбрали и приготовили вы? Давайте послушаем своих одноклассников, попробуем определить главную мысль произведений,
(Чтение произведений. Подбор пословиц. Определение главной мысли.)
IV. Подведение итогов урока
— О каких великих русских педагогах и писателях прошлого вы узнали?
— В чем состояла трудность обучения школьников в то время? (Не хватало книг, по которым могли бы обучаться дети.)
— Как называются учебные книги для детей, которые написал Л.Н. Толстой? («Новая азбуки», «Русские книги для чтения»).
— Какие учебные книги составил К.Д. Ушинский? («Детский мир» и «Хрестоматия».)
— Что могли узнать дети, читая эти книги? (Они могли получить знания о природе, о нашей планете, о географии, об истории Руси.)
— Какое влияние оказывали рассказы, басни, были из этих книг на душу маленького человека? (Они учили их быть добрыми, милосердными, трудолюбивыми, уважать стариков, помогать бедным, защищать слабых, заботиться о животных, не бросать друзей в беде.)
V. Домашнее задание