СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение «Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, с К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Задачи. Учить находить главную мысль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отноше¬ние к взрослым, старикам.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение «Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского»»

Литературное чтение. Тема. Л.Толстой «Филиппок»

Внеклассное чтение «Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского»

Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, с К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым

Задачи. Учить находить глав­ную мысль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отноше­ние к взрослым, старикам.

УУД.

Р: готовность к преодолению трудностей

П: определение основной и второстепенной информации

К: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

II. Определение целей

- Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но приятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга)

- По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)

— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

- Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрос­лыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.

Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).

И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устро­ить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, ког­да он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил - и вся робость прошла.

Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.

Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным серд­цем смотреть на безрадостную жизнь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.

И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, расска­зы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Никола­евич нашел время и для детских учебных книг.

Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

2. Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Косточка (Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на подносе. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать мыла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Они сказали:

- Нет.

Вяня покраснел, как рак, и сказал тоже:

- Нет, я не ел. Тогда отец сказал:

-Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в Том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко. Все засмеялись, а Ваня заплакал.

-Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)

- Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за просту­пок. Но Ване самому было стыдно.)

3. Закрепление.

- Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются быль? (Быль — это то, что было.)

- Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудо­любивым, не бросать в беде друзей.)

- Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)

— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два то­варища», «Отец и сыновья». («... Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«... Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».)

— Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? ( «Три медведя», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)

— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)

— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там про­стые слова и предложения. Узнаешь, как жил и раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными и дружить.)

4. Рассказ учителя.

- Своеобразную энциклопедию знаний об окружающем мире, об исто­рии страны, о планете, материках и морях создал для детей замечательный русский педагог и писатель К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.). Он, как и многие педагоги того времени, чувствовал нехватку материалов для чте­ния маленькими детьми.

Назвал педагог свой учебник «Детский мир». В него были включены статьи о животных и растениях, о веществах, минералах, об истории нашего отечества и великих людях, о горах, морях, ма­териках.

Для воспитания любви к чтению и литературе были собраны произведения русских писателей в стихах и прозе, которые были посильны маленьким школьникам.

5. Рассматривание книги «Детский мир».

— Посмотрите на обложку. Как называется книга? Кто ее написал? (К.Д. Ушинский. «Детский мир» и «Хрестома­тия».)

— Откройте содержание. Крупным шрифтом выделены назва­ния разделов. Прочитайте их. («Из природы», «Наше отече­ство», «Басни и рассказы в прозе», «Стихи», «Из русской ис­тории», «Из географии» и т.д.)

— Прочитайте название статей в разделе «Из природы». («Ба­бочка», «Дождевой червь», «Вишня», «Ржаной колосок», «Хвой­ные деревья» и т.д.)

— О чем же узнают дети, читая этот раздел? (О растениях и жи­вотных.)

- Прочитайте название статей в разделе «Из истории». («Нашествие богатыря», «Александр Невский», «Куликовс­кая битва», «Петр 1» и т. д.)

- О чем читали школьники в этом разделе? (О полководцах, царях, о битвах и событиях в истории страны.}

Аналогично раскрывается содержание других разделов.

6. Чтение детьми басен, рассказов К.Д. Ушинского. Коллек­тивное чтение басни «Ветер и Солнце».

- Найдите по содержанию книги басню «Ветер и солнце». Что вы видите на иллюстрации? (По степи едет всадник. Ему холодно — он съежился. Дует сильный ветер — трава и деревья согнулись от ветра.)

-О чем вам говорит название басни? (Ветер и солнце — это явления природы. Здесь будет идти речь о погоде.)

- Прочитаем басню вместе.

- Прочитайте строки, в которых содержится поучение, то есть мораль этой басни. («... Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».}

- Какие произведения для чтения в классе выбрали и приго­товили вы? Давайте послушаем своих одноклассников, по­пробуем определить главную мысль произведений,

(Чтение произведений. Подбор пословиц. Определение глав­ной мысли.)

IV. Подведение итогов урока

— О каких великих русских педагогах и писателях прошлого вы узнали?

— В чем состояла трудность обучения школьников в то время? (Не хватало книг, по которым могли бы обучаться дети.)

— Как называются учебные книги для детей, которые написал Л.Н. Толстой? («Новая азбуки», «Русские книги для чтения»).

— Какие учебные книги составил К.Д. Ушинский? («Детский мир» и «Хрестоматия».)

— Что могли узнать дети, читая эти книги? (Они могли полу­чить знания о природе, о нашей планете, о географии, об истории Руси.)

— Какое влияние оказывали рассказы, басни, были из этих книг на душу маленького человека? (Они учили их быть доб­рыми, милосердными, трудолюбивыми, уважать стариков, по­могать бедным, защищать слабых, заботиться о животных, не бросать друзей в беде.)

V. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!