СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "9 Мая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное учреждение образования

 «Гимназия г.Буда-Кошелёво»

 

 

 

 

 

 

Районный этап республиканского конкурса

сценарных разработок «С памятью в сердце!»

 

 

 

 

Дорогами войны

(литературно-музыкальная композиция для учащихся 14 – 17 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парфененко Татьяна Петровна,

 учитель русского языка

  и литературы

       ГУО «Гимназия

                                 г.Буда-Кошелёво», тел.: 2-31-99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Буда-Кошелёво, 2014 г.

 

ТЕМА: Дорогами войны

 

ЦЕЛЬ: способствовать эстетическому, военно-патриотическому, нравственному воспитанию учащихся; развивать любознательность и познавательные способности учащихся; учить уважению к историческому прошлому своей страны.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, плакаты и рисунки детей по теме урока, цветы и сувениры ветеранам

 

ТИП УРОКА: литературно-музыкальная композиция

Открыт 1 слайд презентации до начала мероприятия

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 ВЕДУЩИЙ (на фоне 2 – 4 слайдов)):

- Опять за окнами май, цветут сады. Весна пришла, как всегда, тихо и незаметно. Семьдесят лет назад такими же тёплыми майскими днями отгремели последние залпы одной из самых страшных и кровавых войн.

 

  1. Стихотворение Твардовского «В час мира» (читает учащийся)

 

Все  в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог.

2 ВЕДУЩИЙ (5, 6 слайды):

- Путь к Победе был долгим и трудным. 1418 дней войны... И каждый из них - это кровь и смерть, гибель лучших людей, радость больших и малых побед.

Как набатный колокол прозвучали строчки из «Священной войны» Лебедева-Кумача

 

(Дальше учащийся говорит на фоне мелодии «Священной войны» и 7 – 13 слайдов)

 

- Великая Отечественная война продолжает жить в нас в воспоминаниях участников войны, в судьбах людей и тех, кто был на фронте и трудился в тылу, и тех, кто родился уже после того, как отгремели бои. Давайте и мы перелистаем страницы истории, вспомним мёртвых и живых.

 

2. УЧАЩИЙСЯ (14 – 19 слайды):

- Свой первый шаг война сделала на западных рубежах Советского Союза, в Брестской крепости. Здесь все: бойцы и командиры, жёны во­еннослужащих, их дети - стояли насмерть во имя родной земли.

Около месяца сражались защитники крепости, отвлекая на себя большие силы захватчиков.

Крепость над Бугом объявлена историческим памятником. В её музее - материалы и реликвии о беспримерном подвиге советских людей.

 

3.  УЧАЩИЙСЯ (20 слайд):

- Полный провал потерпела ставка фашистских идеологов, которые рассчитывали, что война вызовет национальную разобщённость, национальную вражду.  Дружба людей разных национальностей явилась одним из решающих условий нашей победы. Я хочу напомнить вам рассказ народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:

«В одном из боёв за Крым восемь советских воинов, в числе которых был дагестанец, выдержав упорный бой, израсходовав все боеприпасы, тяжело раненные, были взяты в плен фашистами. Гитлеровские палачи долго терзали их и, ничего не добившись, в ярости набросились на дагестанца: «Они-то русские, чужие, а ты - иноземец. Ты чужой для них. Что же ты молчишь?» Наш солдат гордо ответил: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины». (21 слайд)

 

4. УЧАЩИЙСЯ:

 - Из поколения в поколение переходит память о тех, кто геройски сражался с врагами.

Памятники, мемориальные комплексы, обелиски созданы как свидетельства безграничного уважения к памяти героев, к местам героических битв с фашистами.

В бронзе и граните запечатлены страницы героической летописи и скорби о павших в борьбе с врагами.

Звучит песня  В.С. Высоцкого «На братских могилах»(на фоне 22 – 28 слайдов)

 

2 ВЕДУЩИЙ:

- Памятников и мемориальных ансамблей в Беларуси около 700. Одним из них является мемориальный ансамбль в Хатыни.

 

5. УЧАЩИЙСЯ (29, 30 сдайды):

- Сегодня этой белорусской деревни вы не найдете ни на одной географической карте. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 г. 22 марта. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. В один из сараев они согнали всех жителей деревни, заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.

В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них - 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.

Три человека:

Виктор Желобкович Антон Барановский

Иосиф Калинский - вьшли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё и еще раз сказать войне  «НЕТ»! (31 слайд)

6. УЧАЩИЙСЯ:

- В память сотен  деревень, уничтоженных фашистами, в январе 1946 г. было принято решение о создании мемориального комплекса Хатынь.

В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека - человека, который вынес на своих плечах все тяготы войны, который встал жи­вым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые уста Непокоренного говорят: «Будь проклят, фашизм!» (32 слайд)

7. УЧАЩИЙСЯ:

- Грозным предостережением человечеству и надеждой на победу добра, ра­зума и жизни являются картины Михаила Савицкого.

Вот одна из них. «Узник 32815». На фоне ворот Бухенвальда изображен юноша в робе заключенного. Буквы К, L на его полах - концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает русский, политиче­ский. Под ним и на жетоне номер узника. Потеря жетона каралась смертью. Юноша гордо выпрямился. Во взгляде - смелость Непокорённого. Это единственный автопортрет Савицкого. (33, 34 слайды)

 

1 ВЕДУЩИЙ (звучит Полонез № 1 «прощание с Родиной» М. Огинского):

- Обильно полита  кровью земля Беларуси, Буда-Кошелёвского района.

Сколько их, отдавших жизнь за то, чтобы мы изучали войну только по фильмам и книгам, по рассказам живых участников боев?

Память о них - самая большая благодарность тем, кто дал нам счастье и мир. Всмотритесь в эти цифры! Подумайте, сколько наших родных на увидели завтрашний день! (35 слайд)

Материал 36 слайда:

За время оккупации с 14 августа 1941 г. по 28 ноября 1943 г. по Буда- Ко-шелёвскому районну сожжено и разрушено 1376 домов, разграблено 78 колхозов, замучено фашистами 1038 чел., среди них много детей.

По ул. Советской, 12 был лагерь военнопленных.

27 декабря 1941 расстреляно 405 человек еврейской национальности.

В октябре 1942 г. сожгли 50 жителей п. Чырвоны Сцяг.

Д. Лозки была сожжена вместе с жителями.

 

8 УЧАЩИЙСЯ (37, 38, 39 слайды):

С. Орлов. Его зарыли в шар земной…

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метлицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

              Положен парень в шар земной,

  Как будто в мавзолей.

9. УЧАЩИЙСЯ (40 слайд):

- Александр Лаврентьевич Исаченко, уроженец д. Ховхло, во время войны одним из первых вступил в партизанский отряд «Большевик», где организовал

диверсионную группу, которая пустила под откос 58 вражеских эшелонов, унич­тожила 87 машин, танков и броневиков, немало живой силы врага. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.

10. УЧАЩИЙСЯ (41 слайд):

-  Валентин Петрович Дрозд, уроженец г. Буда-Кошелёво, за 15 лег офицер­ской службы участвовал в трёх войнах. В годы Великой Отечественной войны командовал отрядом лёгких сил Балтийского Флота. Эскадра под его командова­нием обороняет подступы к Рижскому заливу, порту Таллинн, Кронштадт и Ленин­град,

29 января 1943 г. Валентин Петрович погиб.

13 февраля 1943 г. эсминец  «Стойкий» переименован в гвардейский эсминец «Вице-адмирал Дрозд». Сейчас это имя носит ракетный крейсер.

11. УЧАЩИЙСЯ (42 слайд):

- В Буда-Кошелёво на мраморном пьедестале стоит бронзовый бюст Головачёва Павла Яковлевича, уроженца д. Кошелёво. Такой чести удостаивается  храбрейший из храбрейших, дважды повторивший подвиг, отмечен­ный высшей наградой - званием Героя Советского Союза.

На счету летчика-истребителя 457 боевых вылетов, 125 успешных выле­тов, 30 лично сбитых самолетов врага.

20-ю победу он одержал над фашистами в районе Восточной Пруссии. Юнкерс уходил, а у Головачёва боеприпасы закончились, чтобы не упустить вра­га,  наш лётчик решил таранить вражеский самолёт и лопастями винта отрубил ему стабилизатор. Немецкий самолёт потерял управление и с высоты врезался в землю.

12. УЧАЩИЙСЯ 43 слайд):

- Высшей награды солдатской доблести, орденов Славы трех степеней удо­стоен Андриенко Александр Егорович.

Со времени организации партизанского отряда на будакошелёвщине был партизанским связным.

В ноябре 1943 г. призван в ряды Советской Армии и до конца войны находился на фронте.

Первый свой орден разведчик Андриенко получил за сделанный проход в минных полях при ликвидации Бобруйского котла.

После демобилизации жил и работал в д. Радеево.

13. УЧАЩИЙСЯ (44 слайд):

- Сейчас нам известны имена свыше двухсот воинов, которые своим телом закрыли амбразуры вражеских огневых точек. Один из них  - наш земляк Николай Филиппович Аверьянов, уроженец д. Неговка, который со­вершил этот подвиг под Сталинградом в ночном наступательном бою 5 октября 1942 г.

За совершённый подвиг Аверьянов был награждён орденом Красного Зна­мени посмертно.

 

14. УЧАЩИЙСЯ (45 слайд):

         - Пономарёв Сергей Алексеевич, уроженец д. Николаевка, совершил много героических подвигов. Но особо капитан Пономарёв отличился в боях во время прорыва вражеской обороны на территории Германии. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляя Пономарева к награде, гвардии полковник писал: (см. папку "Живи и помни")

15. УЧАЩИЙСЯ (46 слайд):

- Во время войны СШ №2 г. Буда-Кошелёво была расположена на окраине города.

Зимой 1944 г. наш город был заполнен ранеными. В это время шли бои на Днепре. В школе в два этажа стояли нары. Раненых развозили по домам, ставили на снегу палатки.

В угловом классе нашей школы была офицерская палата.  В учительской была операционная; санитары выносили тазами отрезанные ноги и руки.

Здесь умирали те, кто хотел нам мира, добра, счастья; те, кто хотел, чтобы мы жили, учились. (47 слайд)

Информация на слайде:

26 ноября 1943 г. был взят нашими войсками Гомель. 27 ноября были ос­вобождены Чечерск и Уваровичи, 28 ноября - Буда-Кошелёво.

За мужество и героизм тысячи гомельчан были награждены орденами и медалями.

Герои Советского Союза, 87 – дважды. Из  них уроженцы Буда-Кошелёво: Кравцов, Пономарёв, Головачёв.

150  партизан награждены орденами и медалями.

16. УЧАЩИЙСЯ (48, 49 слайды):

Людмила Прядун. ПОЛОЖИТЕ ЦВЕТЫ

Положите цветы и постойте у братской могилы… Поклонитесь старушке, в карауле стоящей над ней. Четырёх сыновей она грудью своею вскормила… Жизнь сумела им дать, но сберечь не смогла от смертей.   Фотографии в ряд - все весёлые и молодые… - Соколята мои, - тихо губы её говорят, На немой обелиск её капают слёзы скупые.

А глаза ясно видят, как в танке подбитом горят …

Все её сыновья. Все герои, лихие солдаты… - Не сумела я вас от беды неминучей спасти, Не дождаться мне вас у порога родимой вам хаты. Боль потери своей до могилы я буду нести…   Не оставили вы мне невесток и внуков на память. Не успели жениться. Увела за собой вас война… И погожие дни, и в суровую, снежную замять, Я над вами стою. Только в этом сейчас я вольна.   Только эта земля и надгробье мне в жизни достались, Только эти тюльпаны, что над вами цветут по весне, Только эти берёзы, что над вами в кудрях разметались, И улыбки на лицах, манящих, зовущих к себе…   Мне нельзя умирать. Я ходить буду к вам долго, долго… Над гранитной плитой буду, войнам в укор, я стоять! Никому не отдам своего материнского долга… Своей доли жестокой никому не хочу я желать.

Положите цветы и постойте у братской могилы. Поклонитесь терпенью и страданьям седых матерей, Поклонитесь земле, попросите святой её силы, Чтоб беду отвести и от войн уберечь всех детей…  

17 - 21. Я расскажу вам…

 УЧАЩИЙСЯ (50 – 56 слайды - рассказы детей о своих дедушках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.)

 

22. УЧАЩИЙСЯ (54 слайд):

           Н. Майоров. «Мы»

Мы были высоки, русоволосы

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли недолюбив,

 Недокурив последней папиросы .

Когда б не бой, не вечные исканья  

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

 

23. УЧАЩИЙСЯ (57 – 74  слайды до конца песни «Тёмная ночь»):

А.Ахматова. «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

 

Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки.

 

24. УЧАЩИЙСЯ:

К.Симонов. «Слава»

За пять минут уж снегом талым Шинель запорошилась вся. Он на земле лежит, усталым Движеньем руку занеся.

 

Он мёртв. Его никто не знает. Но мы ещё на полпути, И слава мёртвых окрыляет Тех, кто вперёд решил идти.

 

В нас есть суровая свобода: На слёзы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать.

25 и 26. УЧАЩИЕСЯ  исполняют песню М.Бернеса «Эх, путь-дорожка фронтовая…»на слова Б.Ласкина, музыка Мокроусова Б.

 

27 - 28. УЧАЩИЕСЯ исполняют песню М.Бернеса «Тёмная ночь» на слова В.Агатова, музыка Н. Богословского

2 ВЕДУЩИЙ:

- Сегодня мы низко склоняем головы перед теми, кто в тяжелейших испы­таниях отстоял нашу свободу и независимость, перед павшими и живыми солдатам Великой Отечественной войны.

Вечная слава и низкий поклон павшим и жившим её ветеранам.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

- Сегодня у нас в гостях ветераны Великой Отечественной войны Далецкий Евгений Алексеевич, Глушко Анна Алексеевна, а также учитель физической культуры и спорта нашей гимназии Адашкевич Борис Яковлевич, чьё детство выпало на военные годы. Вам слово, уважаемые ветераны. (выступление ветеранов)

 

2 ВЕДУЩИЙ:

            - Дорогие ветераны, примите от нас подарки и цветы в знак глубочайшего к вам уважения. Мы желаем вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба над головой. Будем рады новой встрече с вами.

 

Звучит песня «День Победы» на слова В.Харитонова, музыка  Д.Тухманова (75 – 81 слайды)

(Приглашаем учащихся и ветеранов сфотографироваться на память)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

1 Ванькевич, А.Г., Хатынь: Путеводитель по мемориальному комплексу. -  Мн.: Беларусь, 1980.

 

2 Галицкий, А.М., Буда-Кошелёвский район. – Мн.: УП «БЕЛТА», 2001.

 

3 Кiсялёý Г.К., Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Буда-Кашалёýскага раёна. – Мн.: БЕЛТА,  2002.

 

4 Русская советская поэзия/Редкол.: Беленький, Г., Николаев, П., Пузиков, А. и др. – М.: Худож. лит., 1990.

 

5 Сачанка, Б.I., Памяць. Беларусь. Рэспублiканская кнiга/ Беларус. Энцыкл. – Мн.: БелЭн, 1995.

 

6 Шамакiн, I.П., Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне, 1941 – 1945: энцыкл./Беларус. Сав. Энцыкл. – Мн.: БелСЭ, 1990.

 

7 Авангард: Буда-Кашалёýская раённая грамадска-палiтычная газета. – Жлобiн. – №№ за 2008 – 2013.

 

8 Интернет-ресурсы

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!