Государственное учреждение образования
«Гимназия г.Буда-Кошелёво»
Районный этап республиканского конкурса
сценарных разработок «С памятью в сердце!»
Дорогами войны
(литературно-музыкальная композиция для учащихся 14 – 17 лет)
Парфененко Татьяна Петровна,
учитель русского языка
и литературы
ГУО «Гимназия
г.Буда-Кошелёво», тел.: 2-31-99
Г.Буда-Кошелёво, 2014 г.
ТЕМА: Дорогами войны
ЦЕЛЬ: способствовать эстетическому, военно-патриотическому, нравственному воспитанию учащихся; развивать любознательность и познавательные способности учащихся; учить уважению к историческому прошлому своей страны.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, плакаты и рисунки детей по теме урока, цветы и сувениры ветеранам
ТИП УРОКА: литературно-музыкальная композиция
Открыт 1 слайд презентации до начала мероприятия
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 ВЕДУЩИЙ (на фоне 2 – 4 слайдов)):
- Опять за окнами май, цветут сады. Весна пришла, как всегда, тихо и незаметно. Семьдесят лет назад такими же тёплыми майскими днями отгремели последние залпы одной из самых страшных и кровавых войн.
- Стихотворение Твардовского «В час мира» (читает учащийся)
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог.
2 ВЕДУЩИЙ (5, 6 слайды):
- Путь к Победе был долгим и трудным. 1418 дней войны... И каждый из них - это кровь и смерть, гибель лучших людей, радость больших и малых побед.
Как набатный колокол прозвучали строчки из «Священной войны» Лебедева-Кумача
(Дальше учащийся говорит на фоне мелодии «Священной войны» и 7 – 13 слайдов)
- Великая Отечественная война продолжает жить в нас в воспоминаниях участников войны, в судьбах людей и тех, кто был на фронте и трудился в тылу, и тех, кто родился уже после того, как отгремели бои. Давайте и мы перелистаем страницы истории, вспомним мёртвых и живых.
2. УЧАЩИЙСЯ (14 – 19 слайды):
- Свой первый шаг война сделала на западных рубежах Советского Союза, в Брестской крепости. Здесь все: бойцы и командиры, жёны военнослужащих, их дети - стояли насмерть во имя родной земли.
Около месяца сражались защитники крепости, отвлекая на себя большие силы захватчиков.
Крепость над Бугом объявлена историческим памятником. В её музее - материалы и реликвии о беспримерном подвиге советских людей.
3. УЧАЩИЙСЯ (20 слайд):
- Полный провал потерпела ставка фашистских идеологов, которые рассчитывали, что война вызовет национальную разобщённость, национальную вражду. Дружба людей разных национальностей явилась одним из решающих условий нашей победы. Я хочу напомнить вам рассказ народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:
«В одном из боёв за Крым восемь советских воинов, в числе которых был дагестанец, выдержав упорный бой, израсходовав все боеприпасы, тяжело раненные, были взяты в плен фашистами. Гитлеровские палачи долго терзали их и, ничего не добившись, в ярости набросились на дагестанца: «Они-то русские, чужие, а ты - иноземец. Ты чужой для них. Что же ты молчишь?» Наш солдат гордо ответил: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины». (21 слайд)
4. УЧАЩИЙСЯ:
- Из поколения в поколение переходит память о тех, кто геройски сражался с врагами.
Памятники, мемориальные комплексы, обелиски созданы как свидетельства безграничного уважения к памяти героев, к местам героических битв с фашистами.
В бронзе и граните запечатлены страницы героической летописи и скорби о павших в борьбе с врагами.
Звучит песня В.С. Высоцкого «На братских могилах»(на фоне 22 – 28 слайдов)
2 ВЕДУЩИЙ:
- Памятников и мемориальных ансамблей в Беларуси около 700. Одним из них является мемориальный ансамбль в Хатыни.
5. УЧАЩИЙСЯ (29, 30 сдайды):
- Сегодня этой белорусской деревни вы не найдете ни на одной географической карте. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 г. 22 марта. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. В один из сараев они согнали всех жителей деревни, заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.
В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них - 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.
Три человека:
Виктор Желобкович Антон Барановский
Иосиф Калинский - вьшли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё и еще раз сказать войне «НЕТ»! (31 слайд)
6. УЧАЩИЙСЯ:
- В память сотен деревень, уничтоженных фашистами, в январе 1946 г. было принято решение о создании мемориального комплекса Хатынь.
В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека - человека, который вынес на своих плечах все тяготы войны, который встал живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые уста Непокоренного говорят: «Будь проклят, фашизм!» (32 слайд)
7. УЧАЩИЙСЯ:
- Грозным предостережением человечеству и надеждой на победу добра, разума и жизни являются картины Михаила Савицкого.
Вот одна из них. «Узник 32815». На фоне ворот Бухенвальда изображен юноша в робе заключенного. Буквы К, L на его полах - концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает русский, политический. Под ним и на жетоне номер узника. Потеря жетона каралась смертью. Юноша гордо выпрямился. Во взгляде - смелость Непокорённого. Это единственный автопортрет Савицкого. (33, 34 слайды)
1 ВЕДУЩИЙ (звучит Полонез № 1 «прощание с Родиной» М. Огинского):
- Обильно полита кровью земля Беларуси, Буда-Кошелёвского района.
Сколько их, отдавших жизнь за то, чтобы мы изучали войну только по фильмам и книгам, по рассказам живых участников боев?
Память о них - самая большая благодарность тем, кто дал нам счастье и мир. Всмотритесь в эти цифры! Подумайте, сколько наших родных на увидели завтрашний день! (35 слайд)
Материал 36 слайда:
За время оккупации с 14 августа 1941 г. по 28 ноября 1943 г. по Буда- Ко-шелёвскому районну сожжено и разрушено 1376 домов, разграблено 78 колхозов, замучено фашистами 1038 чел., среди них много детей.
По ул. Советской, 12 был лагерь военнопленных.
27 декабря 1941 расстреляно 405 человек еврейской национальности.
В октябре 1942 г. сожгли 50 жителей п. Чырвоны Сцяг.
Д. Лозки была сожжена вместе с жителями.
8 УЧАЩИЙСЯ (37, 38, 39 слайды):
С. Орлов. Его зарыли в шар земной…
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метлицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
9. УЧАЩИЙСЯ (40 слайд):
- Александр Лаврентьевич Исаченко, уроженец д. Ховхло, во время войны одним из первых вступил в партизанский отряд «Большевик», где организовал
диверсионную группу, которая пустила под откос 58 вражеских эшелонов, уничтожила 87 машин, танков и броневиков, немало живой силы врага. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.
10. УЧАЩИЙСЯ (41 слайд):
- Валентин Петрович Дрозд, уроженец г. Буда-Кошелёво, за 15 лег офицерской службы участвовал в трёх войнах. В годы Великой Отечественной войны командовал отрядом лёгких сил Балтийского Флота. Эскадра под его командованием обороняет подступы к Рижскому заливу, порту Таллинн, Кронштадт и Ленинград,
29 января 1943 г. Валентин Петрович погиб.
13 февраля 1943 г. эсминец «Стойкий» переименован в гвардейский эсминец «Вице-адмирал Дрозд». Сейчас это имя носит ракетный крейсер.
11. УЧАЩИЙСЯ (42 слайд):
- В Буда-Кошелёво на мраморном пьедестале стоит бронзовый бюст Головачёва Павла Яковлевича, уроженца д. Кошелёво. Такой чести удостаивается храбрейший из храбрейших, дважды повторивший подвиг, отмеченный высшей наградой - званием Героя Советского Союза.
На счету летчика-истребителя 457 боевых вылетов, 125 успешных вылетов, 30 лично сбитых самолетов врага.
20-ю победу он одержал над фашистами в районе Восточной Пруссии. Юнкерс уходил, а у Головачёва боеприпасы закончились, чтобы не упустить врага, наш лётчик решил таранить вражеский самолёт и лопастями винта отрубил ему стабилизатор. Немецкий самолёт потерял управление и с высоты врезался в землю.
12. УЧАЩИЙСЯ 43 слайд):
- Высшей награды солдатской доблести, орденов Славы трех степеней удостоен Андриенко Александр Егорович.
Со времени организации партизанского отряда на будакошелёвщине был партизанским связным.
В ноябре 1943 г. призван в ряды Советской Армии и до конца войны находился на фронте.
Первый свой орден разведчик Андриенко получил за сделанный проход в минных полях при ликвидации Бобруйского котла.
После демобилизации жил и работал в д. Радеево.
13. УЧАЩИЙСЯ (44 слайд):
- Сейчас нам известны имена свыше двухсот воинов, которые своим телом закрыли амбразуры вражеских огневых точек. Один из них - наш земляк Николай Филиппович Аверьянов, уроженец д. Неговка, который совершил этот подвиг под Сталинградом в ночном наступательном бою 5 октября 1942 г.
За совершённый подвиг Аверьянов был награждён орденом Красного Знамени посмертно.
14. УЧАЩИЙСЯ (45 слайд):
- Пономарёв Сергей Алексеевич, уроженец д. Николаевка, совершил много героических подвигов. Но особо капитан Пономарёв отличился в боях во время прорыва вражеской обороны на территории Германии. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Представляя Пономарева к награде, гвардии полковник писал: (см. папку "Живи и помни")
15. УЧАЩИЙСЯ (46 слайд):
- Во время войны СШ №2 г. Буда-Кошелёво была расположена на окраине города.
Зимой 1944 г. наш город был заполнен ранеными. В это время шли бои на Днепре. В школе в два этажа стояли нары. Раненых развозили по домам, ставили на снегу палатки.
В угловом классе нашей школы была офицерская палата. В учительской была операционная; санитары выносили тазами отрезанные ноги и руки.
Здесь умирали те, кто хотел нам мира, добра, счастья; те, кто хотел, чтобы мы жили, учились. (47 слайд)
Информация на слайде:
26 ноября 1943 г. был взят нашими войсками Гомель. 27 ноября были освобождены Чечерск и Уваровичи, 28 ноября - Буда-Кошелёво.
За мужество и героизм тысячи гомельчан были награждены орденами и медалями.
Герои Советского Союза, 87 – дважды. Из них уроженцы Буда-Кошелёво: Кравцов, Пономарёв, Головачёв.
150 партизан награждены орденами и медалями.
16. УЧАЩИЙСЯ (48, 49 слайды):
Людмила Прядун. ПОЛОЖИТЕ ЦВЕТЫ
Положите цветы и постойте у братской могилы…
Поклонитесь старушке, в карауле стоящей над ней.
Четырёх сыновей она грудью своею вскормила…
Жизнь сумела им дать, но сберечь не смогла от смертей.
Фотографии в ряд - все весёлые и молодые…
- Соколята мои, - тихо губы её говорят,
На немой обелиск её капают слёзы скупые.
А глаза ясно видят, как в танке подбитом горят …
Все её сыновья. Все герои, лихие солдаты…
- Не сумела я вас от беды неминучей спасти,
Не дождаться мне вас у порога родимой вам хаты.
Боль потери своей до могилы я буду нести…
Не оставили вы мне невесток и внуков на память.
Не успели жениться. Увела за собой вас война…
И погожие дни, и в суровую, снежную замять,
Я над вами стою. Только в этом сейчас я вольна.
Только эта земля и надгробье мне в жизни достались,
Только эти тюльпаны, что над вами цветут по весне,
Только эти берёзы, что над вами в кудрях разметались,
И улыбки на лицах, манящих, зовущих к себе…
Мне нельзя умирать. Я ходить буду к вам долго, долго…
Над гранитной плитой буду, войнам в укор, я стоять!
Никому не отдам своего материнского долга…
Своей доли жестокой никому не хочу я желать.
Положите цветы и постойте у братской могилы.
Поклонитесь терпенью и страданьям седых матерей,
Поклонитесь земле, попросите святой её силы,
Чтоб беду отвести и от войн уберечь всех детей…
17 - 21. Я расскажу вам…
УЧАЩИЙСЯ (50 – 56 слайды - рассказы детей о своих дедушках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.)
22. УЧАЩИЙСЯ (54 слайд):
Н. Майоров. «Мы»
Мы были высоки, русоволосы
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы .
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
23. УЧАЩИЙСЯ (57 – 74 слайды до конца песни «Тёмная ночь»):
А.Ахматова. «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
24. УЧАЩИЙСЯ:
К.Симонов. «Слава»
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.
Он мёртв. Его никто не знает.
Но мы ещё на полпути,
И слава мёртвых окрыляет
Тех, кто вперёд решил идти.
В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
25 и 26. УЧАЩИЕСЯ исполняют песню М.Бернеса «Эх, путь-дорожка фронтовая…»на слова Б.Ласкина, музыка Мокроусова Б.
27 - 28. УЧАЩИЕСЯ исполняют песню М.Бернеса «Тёмная ночь» на слова В.Агатова, музыка Н. Богословского
2 ВЕДУЩИЙ:
- Сегодня мы низко склоняем головы перед теми, кто в тяжелейших испытаниях отстоял нашу свободу и независимость, перед павшими и живыми солдатам Великой Отечественной войны.
Вечная слава и низкий поклон павшим и жившим её ветеранам.
1 ВЕДУЩИЙ:
- Сегодня у нас в гостях ветераны Великой Отечественной войны Далецкий Евгений Алексеевич, Глушко Анна Алексеевна, а также учитель физической культуры и спорта нашей гимназии Адашкевич Борис Яковлевич, чьё детство выпало на военные годы. Вам слово, уважаемые ветераны. (выступление ветеранов)
2 ВЕДУЩИЙ:
- Дорогие ветераны, примите от нас подарки и цветы в знак глубочайшего к вам уважения. Мы желаем вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба над головой. Будем рады новой встрече с вами.
Звучит песня «День Победы» на слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова (75 – 81 слайды)
(Приглашаем учащихся и ветеранов сфотографироваться на память)
Источники
1 Ванькевич, А.Г., Хатынь: Путеводитель по мемориальному комплексу. - Мн.: Беларусь, 1980.
2 Галицкий, А.М., Буда-Кошелёвский район. – Мн.: УП «БЕЛТА», 2001.
3 Кiсялёý Г.К., Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Буда-Кашалёýскага раёна. – Мн.: БЕЛТА, 2002.
4 Русская советская поэзия/Редкол.: Беленький, Г., Николаев, П., Пузиков, А. и др. – М.: Худож. лит., 1990.
5 Сачанка, Б.I., Памяць. Беларусь. Рэспублiканская кнiга/ Беларус. Энцыкл. – Мн.: БелЭн, 1995.
6 Шамакiн, I.П., Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне, 1941 – 1945: энцыкл./Беларус. Сав. Энцыкл. – Мн.: БелСЭ, 1990.
7 Авангард: Буда-Кашалёýская раённая грамадска-палiтычная газета. – Жлобiн. – №№ за 2008 – 2013.
8 Интернет-ресурсы