СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии "Наука-волщебница"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии "Наука-волшебница" неизменно пользуется повышенным интересом у выпускников начальной школы или обучающихся, еще не знакомых с химией. В легкой форме рассказывает об истории химии. Гости побывают в лаборатории алхимика, на химической кухне, в химической операционной, будут наблюдать рождение химического монстрика и извержение вулкана. В методической разработке представлена методика проведения всех опытов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии "Наука-волщебница"»

Наука - волшебница Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии. Автор:  Пермякова Валентина Анатольевна, учитель химии МОУ «СОШ № 10 » г. Выборга.

Наука - волшебница

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии.

Автор:

Пермякова Валентина Анатольевна,

учитель химии

МОУ «СОШ № 10 » г. Выборга.

Пояснительная записка

На конкурс методических разработок предлагается сценарий внеклассного мероприятия по химии «Наука – волшебница». Это мероприятие предназначено для учащихся начальной школы или более старших школьников, еще не знакомых с химической наукой.

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у ребенка развивается особая химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется изучать понятия и законы химии – ведь без знаний невозможно превращение ученика в умелого химика, в руках которого самые обычные вещества и предметы приобретают волшебные свойства. Поэтому так важна пропедевтика химии, и чем раньше она будет начата, тем больше вероятности, что из искры интереса разгорится пламя любви к этой волшебной науке.

Это внеклассное мероприятие можно проводить в рамках недели естественных наук, его элементы целесообразно использовать на вводном уроке химии в 8 классе. Познакомиться со сценарием будет полезно для учителей химии, биологии, природоведения.

Внеклассное мероприятие по химии «Наука – волшебница» стало традиционным для недели естественных наук в школе № 10, а также было представлено учителям химии и биологии в рамках «Фестиваля педагогического мастерства», посвященного 75 -летию ЛОИРО на базе школы № 13 (апрель 200 8г.). Мероприятие получило одобрение коллег, было задано много вопросов по методике проведения опытов. Коллеги рекомендовали представить сценарий мероприятия на конкурс методических разработок.

  • На конкурс методических разработок предлагается сценарий внеклассного мероприятия по химии «Наука – волшебница». Это мероприятие предназначено для учащихся начальной школы или более старших школьников, еще не знакомых с химической наукой. Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у ребенка развивается особая химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется изучать понятия и законы химии – ведь без знаний невозможно превращение ученика в умелого химика, в руках которого самые обычные вещества и предметы приобретают волшебные свойства. Поэтому так важна пропедевтика химии, и чем раньше она будет начата, тем больше вероятности, что из искры интереса разгорится пламя любви к этой волшебной науке. Это внеклассное мероприятие можно проводить в рамках недели естественных наук, его элементы целесообразно использовать на вводном уроке химии в 8 классе. Познакомиться со сценарием будет полезно для учителей химии, биологии, природоведения. Внеклассное мероприятие по химии «Наука – волшебница» стало традиционным для недели естественных наук в школе № 10, а также было представлено учителям химии и биологии в рамках «Фестиваля педагогического мастерства», посвященного 75 -летию ЛОИРО на базе школы № 13 (апрель 200 8г.). Мероприятие получило одобрение коллег, было задано много вопросов по методике проведения опытов. Коллеги рекомендовали представить сценарий мероприятия на конкурс методических разработок.

Наука - волшебница Цель мероприятия Задачи мероприятия Пропедевтика нового учебного предмета, активизация познавательного интереса учащихся.   Обучающие: Дать понятие о предмете химии. Рассказать об этапах развития химической науки. Показать, какую роль играет химия в жизни человека. Воспитательные: Воспитывать любознательность. Формировать умение пользоваться различными источниками информации. Воспитывать культуру проведения эксперимента. Дать понятие о технике безопасности в кабинете химии. Развивающие: Развивать кругозор учащихся Доказать, что химию по праву называют наукой-волшебницей. Показать значение химии для развития современного общества. Формировать научную картину мира

Наука - волшебница

Цель мероприятия

Задачи мероприятия

  • Пропедевтика нового учебного предмета, активизация познавательного интереса учащихся.

Обучающие:

  • Дать понятие о предмете химии.
  • Рассказать об этапах развития химической науки.
  • Показать, какую роль играет химия в жизни человека.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать умение пользоваться различными источниками информации.
  • Воспитывать культуру проведения эксперимента.
  • Дать понятие о технике безопасности в кабинете химии.

Развивающие:

  • Развивать кругозор учащихся
  • Доказать, что химию по праву называют наукой-волшебницей.
  • Показать значение химии для развития современного общества.
  • Формировать научную картину мира
Оформление доски содержит три блока:   1. Химическая лаборатория нашего организма.  Бутерброд хлеб масло колбаса углеводы жиры белки Более простые химические вещества - строительный материал для клеток нашего организма  +  энергия для жизни.   2. Наука - волшебница (см. фото). 3. История химии. Алхимия – химия  Лаборатория алхимика: колбы, реторты, стеклянный холодильник, тигли для сжигания веществ, пестики и ступки для растирания твердых веществ, чаши для выпаривания. М еталлы: свинец, железо медь, магний, золото.    На доске находятся портреты Д. И. Менделеева и М. В. Ломоносова. К столу прикреплены таблички: «Лаборатория алхимика» ; «Химическая кухня»; «Химическая операционная». На столе собраны комплекты оборудования и реактивов по этим разделам.

Оформление доски содержит три блока:

1. Химическая лаборатория нашего организма.

Бутерброд

хлеб масло колбаса

углеводы жиры белки

Более простые химические вещества -

строительный материал для клеток нашего организма

+

энергия для жизни.

2. Наука - волшебница (см. фото).

3. История химии.

Алхимия – химия

Лаборатория алхимика: колбы, реторты, стеклянный холодильник, тигли для сжигания веществ, пестики и ступки для растирания твердых веществ, чаши для выпаривания.

М еталлы: свинец, железо медь, магний, золото.

На доске находятся портреты Д. И. Менделеева и М. В. Ломоносова. К столу прикреплены таблички: «Лаборатория алхимика» ; «Химическая кухня»; «Химическая операционная». На столе собраны комплекты оборудования и реактивов по этим разделам.

Оборудование

На демонстрационном столе собраны химическая посуда и реактивы по четырем разделам:

1. Лаборатория алхимика:

  • Лабораторная посуда : реторта, колба, колба с закрепленным на ней холодильником, пестик, ступка, тигель,

чашка для выпаривания

  • Две плоскодонные колбы, на 1 /3 наполненные соляной кислотой (1:3)
  • Магний (стружка)
  • Плоскодонная колба с заранее приготовленным «золотом» – кристаллами иодида свинца (закрыта экраном) Химическая кухня:
  • Три красивых стакана
  • Чайная ложка, заранее обильно смоченная фенолфталеином и высушенная.
  • Химический стакан
  • Реактивы: гидроксид кальция, соляная кислота, карбонат натрия, нитрат серебра.

3. Химическая операционная:

  • Для опыта по нанесению и заживлению «раны»: вата, скальпель, реактивы (растворы хлорида железа( III)

(10 г соли в 90 мл. воды), тиоцианата аммония(5 г соли в 95 мл воды), фторида натрия (5г соли в 95 мл воды)).

  • Для опыта «Рождение химического монстрика»: столовая тарелка, 3-4 ложки просеянного речного песка, спички, реакционная смесь: 1 чайная ложка сахарной пудры, ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия, 96% этанол.
  • Для опыта «Подарок новорожденному»: ваза, бумажные цветы, на которые фенолфталеином нанесены различные рисунки – клеточки, кружочки и т.д., р-р щелочи в пульверизаторе.

4. Завершение мероприятия:

  • Для опыта « Тайное становится явным» – альбомный лист с заранее нанесенной фенолфталеином надписью и пульверизаторы с щелочью и кислотой.
  • Для фейерверка – асбестовая пластинка, стеклянная палочка, сухое горючее, спички, 2 чайные ложки бихромата аммония, небольшое количество металлического магния.
  • Для опыта «До свидания, до новых встреч» – 2 поллитровые стеклянные банки, 2 тонкие резиновые перчатки, соляная кислота, цинк(гранулы)
Сценарий внеклассного мероприятия «Наука – волшебница » Сценарий внеклассного мероприятия «Наука – волшебница» состоит их шести взаимосвязанных частей.  1. Вступление ( 4 мин). 2. Химическая лаборатория нашего организма( 5 мин) 3.История химии ( лаборатория алхимика)( 8 мин) 4. Химическая кухня( 8 мин). 5. Химическая операционная(10мин) 6. Завершение мероприятия(10 мин)

Сценарий внеклассного мероприятия «Наука – волшебница »

Сценарий внеклассного мероприятия «Наука – волшебница» состоит их шести взаимосвязанных частей.

1. Вступление ( 4 мин).

2. Химическая лаборатория нашего организма( 5 мин)

3.История химии ( лаборатория алхимика)( 8 мин)

4. Химическая кухня( 8 мин).

5. Химическая операционная(10мин)

6. Завершение мероприятия(10 мин)

1.Вступление

Учащиеся начальной школы с классным руководителем заходят в кабинет после первого звонка. Классный руководитель распределяет детей по местам, учитель химии начинает мероприятие после второго звонка.

Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у вас будет необычный урок. Вы знаете, что в нашей школе сейчас проходит неделя естественных наук. Какие же науки вы можете отнести к естественным? Что изучают эти науки? Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог: Естественными называются науки, изучающие окружающий мир. Именно так называется учебный предмет, который вы сейчас изучаете. Одной из естественных наук является химия. Некоторые понятия об этой науке вы получили в третьем классе, в пятом классе вы эти понятия немного расширите, а вплотную займетесь химией вы только в восьмом классе. Почему же этот учебный предмет вводится так поздно – только в восьмом классе? Дело в том, что химия – наука очень серьёзная , опасная и одна из самых трудных для изучения. Только в восьмом классе ваш мозг созреет для восприятия этой науки. А я сегодня пригласила вас в гости затем, чтобы показать свою любимую науку с наилучшей стороны – ведь кроме того, что химия очень сложна для изучения, она захватывающе интересна и ее по праву называют (учитель показывает на заголовок на доске и вместе с детьми читает : « Наука – волшебница »).

Мы с вами сейчас находимся в кабинете химии. Он идеально приспособлен для изучения этой науки – в нем есть все наглядные пособия, приборы и материалы для нашей с вами успешной работы на уроках. Особое внимание обратите на стену, где находится основной документ химии, который одновременно является универсальной химической шпаргалкой. Давайте вместе прочитаем название основного наглядного пособия в нашем кабинете: «Периодическая система химических элементов Д.И . Менделеева». Портрет этого великого ученого находится над доской , а о его вкладе в развитие химической науки мы с вами поговорим немного позднее.

2. Химическая лаборатория нашего организма.

Итак, вплотную предметом «химия» вы займетесь в восьмом классе. Но это не значит, что сейчас химия совсем вас не касается. . Дело в том, что с момента зарождения наш организм представляет из себя химическую

лабораторию.

Давайте рассмотрим простой пример. Вы знаете, что тела живой природы питаются, и этим отличаются от тел неживой природы. Проследим судьбу завтрака в нашем организме. Многие из вас на завтрак съели бутерброд. Учитель показывает на доске схему: «Химическая лаборатория нашего организма»(см. фото)

Классический бутерброд состоит из хлеба, масла и колбасы. Мы откусили кусочек и начали тщательно его пережевывать, смочив слюной. Уже в ротовой полости начинает работать химическая лаборатория: хлеб состоит из углеводов, а они под действием слюны превращаются в сахар. Поэтому при глотании мы чувствуем сладкий вкус. Масло - это жиры, а в колбасе находятся белки. Эти питательные вещества начинают перевариваться в желудке. Переваривание пищи – это химический процесс расщепления крупных сложных молекул на более мелкие и простые . При переваривании пищи организм получает энергию. А более простые молекулы организм использует для создания своих веществ : как кирпичи при строении нового дома. Таким образом, в каждом живом организме непрерывно происходят химические процессы расщепления веществ пищи и создания новых сложных веществ, присущих именно этому живому организму. Эти химические процессы не протекают без кислорода и воды – поэтому во время завтрака мы дышим и запиваем бутерброд чаем.

А если мы с вами оглянемся вокруг, то увидим, что химия «приложила руку» к очень многим объектам окружающего нас мира : синтетические материалы, мебель, топливо, строительные материалы, стекло,

бумага , лекарства, косметика, продукты питания – это лишь немногое из того, что дарит нам химическая наука. Современное общество не может жить без химии. Недаром великий русский ученый М.В. Ломоносов , портрет которого вы видите над доской, еще в XVIII веке произнес пророческие слова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».

3. Лаборатория алхимика

А как же все начиналось? Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Особый вклад в развитие химии внесли алхимики. Алхимия – химия – созвучные названия. И все таки алхимия – это лженаука. Может быть, кто-то из вас знает, кто такие алхимики, и чем они занимались? Для того, чтобы выяснить это, давайте побываем в лаборатории алхимика. ( На экран проецируется фотография: «Лаборатория алхимика»). На фотографии вы видите химическую посуду и приспособления для алхимических опытов. Как вы успели заметить, на моем столе стоит аналогичная посуда. Давайте вместе прочитаем названия и найдем данные виды посуды на фото и на моем столе. Учитель вместе с учащимися читает названия посуды и приспособлений , показывает их на фото и на учительском столе.( Колбы, реторты, стеклянный холодильник, ступка, пестик, тигель, чаши для выпаривания. Говорится несколько слов о назначении этих видов посуды )

Алхимики стремились к богатству и вечной жизни. На протяжении веков они трудились в своих лабораториях, исследуя уже известные вещества, составляя из них разнообразные смеси. В эти смеси наряду с химическими веществами могли входить экзотические компоненты - порошок из рога носорога, кусочки высушенной кожи крокодила, яд змеи, медвежья желчь и т.д. Что же хотели получить алхимики? Они искали «философский камень» – такое вещество, при помощи которого можно любой металл, например, свинец, превратить в благородный металл. На доске написаны названия известных вам металлов. Какой из них вы можете назвать благородным? Почему? Конечно, благородным металлом называют золото. До сих пор оно является символом богатства. Чтобы выяснить, почему, проведем простой опыт: перед нами две колбы с соляной кислотой. Это вещество входит в состав нашего желудочного сока, который помогает переваривать пищу. В одну колбу опустим немного опилок магния, в другую – золотое обручальное кольцо. Магний бурно взаимодействует с кислотой и растворяется в ней, золотое кольцо лежит в колбе с кислотой и не подвергается никаким изменениям. Золото – малоактивный металл, оно не вступает в химические реакции, поэтому его можно хранить неограниченно долго. Итак, алхимики в своих лабораториях искали рецепт изготовления «философского камня» . Вклад этих людей в развитие химии огромен – сами того не желая, они открывали новые химические элементы, изучали и описывали свойства химических веществ. Как вы думаете, удалось ли алхимикам найти «философский камень» и превратить свинец в золото? Конечно, нет! Ведь алхимики в своих исследованиях преследовали корыстные цели личного обогащения.

В лаборатории алхимика

В лаборатории алхимика

Мы в нашем кабинете химии получили золото из свинца, и я вам сейчас его покажу! Почему же нам это удалось? Мы, в отличие от алхимиков, поставили благородную цель – удивить вас, и у нас все получилось!  Демонстрируется колба, заполненная золотистыми кристаллами иодида свинца (см. фото). Методика проведения опыта описана в приложении под названием: «Золото» из свинца»  Для усиления эффекта колба помещается на столик кодоскопа и включается подсветка.

Мы в нашем кабинете химии получили золото из свинца, и я вам сейчас его покажу! Почему же нам это удалось? Мы, в отличие от алхимиков, поставили благородную цель – удивить вас, и у нас все получилось!

Демонстрируется колба, заполненная золотистыми кристаллами иодида свинца (см. фото). Методика проведения опыта описана в приложении под названием: «Золото» из свинца»

Для усиления эффекта колба помещается на столик кодоскопа и включается подсветка.

«Золото» из свинца

«Золото» из свинца

Химическая кухня

А теперь из глубины веков перенесёмся в наше время, чтобы посетить волшебную химическую кухню. Почему эта кухня волшебная? Потому ,что ни один самый искусный шеф-повар самого лучшего ресторана не способен делать то, что я вам сейчас покажу. Перед нами три одинаковых стакана, заполненные прозрачной бесцветной жидкостью, которая очень похожа на воду. Итак, волшебная химическая кухня начинает свою работу! Волшебной чайной ложкой я превращаю воду в первом стакане в красное вино! И запах соответствующий – алкогольный! ( ложкой, смоченной в фенолфталеине учитель перемешивает раствор гидроксида кальция – получается жидкость малинового цвета ).Ой, что это я делаю? Лет–то вам сколько? Рано вам показывать алкогольные опыты, у вас еще молоко на губах не обсохло! Уничтожаем вино, получаем молоко. В первый стакан приливается половина жидкости из второго стакана ( раствор соляной кислоты ) - получается прозрачная жидкость. Затем в первый стакан выливается содержимое третьего стакана ( раствор карбоната натрия) – получается «молоко». Молоко – очень полезный продукт именно для растущего организма. «Пейте, дети , молоко, будете здоровы!» – как поется в известной детской песенке .

Но никто из вас не будет пить молоко за праздничным столом, а ведь у нас сегодня праздник! Поэтому быстро превращаем молоко в менее полезный, но более праздничный напиток – газировку! Для этого выливаем в «молоко» остатки жидкости из второго стакана ( раствор соляной кислоты )– прощай молоко, да здравствует газировка! Но что-то мы увлеклись приготовлением напитков, надо же сделать и что-нибудь съедобное! Предлагаю часть газировки превратить в очень полезный продукт – творог. Отливаем газировку в химический стакан, добавляем немного «воды» ( раствор нитрата серебра )- получился «творожок». Вы спрашиваете, можно ли попробовать? Должна вас разочаровать – пробовать на вкус любые вещества в кабинете химии категорически запрещают правила техники безопасности.

Методика проведения опытов описана в приложении № 1

Опыт №: 2 «Волшебная химическая кухня».

Химическая операционная Операция без наркоза, но с обильным кровотечением, и чудесное заживление раны на глазах изумленной публики.

После чудес на химической кухне познакомимся с чудесами химической медицины. Наука-волшебница способна заживлять самые ужасные раны, да так , что от них не остается и следа. Но для того, чтобы исцелить рану, надо эту рану иметь. Поднимите руки те, у кого есть свежая кровоточащая рана. (Обычно несколько учащихся поднимают руки и демонстрируют свои царапины). Нет, не показывайте мне эти жалкие царапины! Раз у вас нет подходящей раны, придется мне самой ее нанести! Найдется ли в наших рядах герой, который не побоится рискнуть?

Доброволец подходит к столу и готовит операционное поле, задирая рукав. Операционное поле учитель обильно смазывает «йодом»( хлорид железа( III) - раствор желтого цвета, похож на йод ), затем скальпель опускает в «дезинфицирующий раствор»( раствор тиоцианата аммония )и делает«разрез» на руке (слегка прикасается скальпелем к коже) . Появляется ужасная кровоточащая рана ( капли жидкости красного цвета, похожей на кровь) . Сейчас наш герой пройдет по классу и все смогут убедиться, что из раны течет кровь. Ах, как отважен этот молодой человек! Истекая кровью, он улыбается и говорит, что ему совсем не больно. А сейчас я, как и обещала, исцелю эту рану так, что от нее не останется и следа. Для этого я смачиваю ватку «живой водой» и протираю операционное поле. (Учитель протирает руку ученика раствором фторида натрия). Рана бесследно исчезает! Аплодисменты герою!

Методика проведения опыта описана в приложении № 1

Опыт №3 : «Чудеса химической медицины».

Химическая операционная Рождение химического монстрика

В нашей химической операционной могу рождаться особые химические организмы. Сейчас мы будем наблюдать рождение химического монстрика. Появляться он будет из обыкновенного речного песка. ( Демонстрируется опыт №4 « Рождение химического монстрика» – см. приложение№ 1 )На столик кодоскопа помещается тарелка с песком, насыпанным горкой и пропитанным этанолом. В углубление в песке быстро высыпается заранее приготовленная реакционная смесь. Для рождения химического монстрика необходим огонь. Поджигаем мокрый песок, и, о чудо – он загорается. Рождение любого организма – процесс длительный. Давайте закроем тарелку экраном и не будем подглядывать. Когда монстрик появится на свет, я сразу же вам его покажу.

А пока давайте посмотрим на среднюю часть доски. (Учитель вместе с детьми рассматривает рисунок на средней части доски. – см. фото.)На ней в виде айсберга изображена наука химия, плавающая в океане знаний. Самая яркая, интересная и запоминающаяся часть химии – это химический эксперимент, то, что я вам сегодня показываю. Это верхушка айсберга, но давайте посмотрим, что же скрыто под водой. Для того, чтобы овладеть методикой химического эксперимента надо очень многому научиться, ведь не может верхушка айсберга обойтись без его основания. Итак, с чего же мы начнем изучение химии? Сначала мы выучим знаки некоторых химических элементов, чтобы понимать химический язык. Знаки всех химических элементов в строго определенной последовательности находятся в Периодической системе химических элементов, о которой мы с вами сегодня уже говорили. Когда мы изучим строение атомов химических элементов, нам станет понятно, почему именно в таком порядке расположены химические элементы. Каждый из них находится на своем месте, которое определил Д.И. Менделеев. Положение химического элемента в Периодической системе даст много информации для внимательного и добросовестного ученика. Затем мы изучим виды химической связи, основные классы веществ, научимся писать уравнения химических реакций, изучим основные типы химических реакций.

И это далеко не все знания и умения, которыми вы должны овладеть для того, чтобы услышать от меня: «Вот теперь вы готовы проводить химический эксперимент». Химия действительно очень серьёзная наука, и даже восьмиклассники при её изучении испытывают большие трудности. Но вы можете заранее подготовиться к изучению этого интереснейшего предмета. Перед вами находится выставка литературы, которая может вам в этом помочь.(Демонстрируется выставка научно – популярной литературы из библиотеки учителя).

Пока я вас старательно отвлекала от чуда рождения нашего монстрика, он уже появился на свет. Давайте поприветствуем его! Сейчас лаборант подойдет к каждому из вас, чтобы вы могли его хорошо разглядеть.  В день рождения всегда дарят подарки. Мы приготовили для нашего новорожденного букет цветов. Но что-то он выглядит совсем не по-праздничному. Думаю, надо его освежить. ( На бумажные цветы с нанесенными фенолфталеином узорами, из пульверизатора наносится щелочь – появляется рисунок малинового цвета). Вот так гораздо лучше. Я думаю, наш подарок очень нравится новорожденному, но он еще очень мал и не может нам об этом сказать. (c м. фото)

Пока я вас старательно отвлекала от чуда рождения нашего монстрика, он уже появился на свет.

Давайте поприветствуем его! Сейчас лаборант подойдет к каждому из вас, чтобы вы могли его хорошо разглядеть.

В день рождения всегда дарят подарки. Мы приготовили для нашего новорожденного букет цветов. Но что-то он выглядит совсем не по-праздничному. Думаю, надо его освежить. ( На бумажные цветы с нанесенными фенолфталеином узорами, из пульверизатора наносится щелочь – появляется рисунок малинового цвета). Вот так гораздо лучше. Я думаю, наш подарок очень нравится новорожденному, но он еще очень мал и не может нам об этом сказать. (c м. фото)

Завершение мероприятия

Наша встреча подходит к концу, а мы так и не выяснили, что же изучает волшебная наука – химия.

Я утверждаю, что определение химии находится перед вами, на этом белом листе. Вы ничего не видите? Минуточку терпения, и тайное станет явным! Сейчас я смочу лист водой из этого волшебного сосуда– смотрите, появляются малиновые буквы. Прочитайте вместе со мной это определение и постарайтесь запомнить – через несколько секунд я его уничтожу. Итак, я снова наношу на текст воду из волшебного сосуда - и текст исчезает. Проверим, запомнили ли вы? Давайте вместе со мной: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Надеюсь, до восьмого класса вы не забудете это определение и порадуете меня на первом уроке химии.

Методика проведения опыта описана в приложени№ 1

Опыт №5: «Тайное становится явным».

Мне очень хотелось, чтобы первая встреча с наукой-волшебницей химией стала для вас настоящим праздником. Кажется, так и произошло. Ну, а какой праздник без фейерверка? Виват, волшебная наука!

( Вносится раскаленная стеклянная палочка в смесь дихромата аммония с металлическим магнием - демонстрируется фейерверк). Методика проведения опыта описана в приложени№ 1

Опыт №6: «Фейерверк»

Пока учащиеся наблюдают фейерверк, готовится последний опыт – в две поллитровые банки с гранулированным цинком на дне наливается соляная кислота. На горлышко банок надеваются резиновые перчатки. Все это делается так, чтобы учащиеся не заметили приготовлений. Только когда перчатки наполняются водородом, банки помещаются на предметный столик. Сами банки лучше закрыть экраном. Перед учащимися появляются две пухлые ладошки, к которым двусторонним скотчем можно прикрепить надп ись:

«До свидания, до новых встреч!»

Приложение №1

Методика проведения опытов.

1. «Золото» из свинца».

В одном стакане приготовить 100 – 200 мл раствора ацетата свинца (готовят горячие растворы; для получения совершенно прозрачного раствора рекомендуется добавить в него несколько капель уксусной кислоты), в другом – раствор йодида калия. Каждого реагента берут по 0,3 – 0,5 г. Сливают оба раствора в колбу. Затем колбу обертывают влажным полотенцем. Через некоторое время полотенце убирают. Вся колба оказывается заполненной красивыми золотистыми кристаллами.

2. Волшебная химическая кухня.

В первом стакане – гидроксид кальция; во втором – соляная кислота; в третьем – карбонат натрия.

Превращение «воды» в «вино» – гидроксид кальция + фенолфталеин; «вина» в «воду» + соляная кислота; «воды» в «молоко» + карбонат натрия; «молока» в «газировку» + соляная кислота, «газировки» в «творог» + нитрат серебра.

3. Чудеса химической медицины.

« Йод» – р-р хлорид а железа( III) , им обильно смачивается операционное поле, «дезинфицирующий раствор» -

р-р тиоцианата аммония , постараться сделать так, чтобы его на скальпеле осталось как можно больше; «рана» – продукт взаимодействия хлорида железа( III) и тиоцианата аммония – качественная реакция на ион Fe 3+ ; «живая вода» – фторид натрия. После проведения опыта доброволец должен вымыть руку.

4. Рождение химического монстрика.

В столовую тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96 – 98% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3 – 4 минуты, когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающийся толстый черный «монстрик». Чем дольше горит спирт, тем длиннее он получается.

 5.«Тайное становится явным».   На бумагу с рыхлой структурой фенолфталеином наносится текст. Для его проявления на лист из пульверизатора наносится щелочь, для исчезновения – кислота. 6. Фейерверк.  На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени сухого горючего и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если дихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния.

5.«Тайное становится явным».

На бумагу с рыхлой структурой фенолфталеином наносится текст. Для его проявления на лист из пульверизатора наносится щелочь, для исчезновения – кислота.

6. Фейерверк.

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени сухого горючего и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если дихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния.

Приложение №2 Некоторые  моменты внеклассного мероприятия «Наука- – волшебница»

Приложение №2

Некоторые моменты внеклассного мероприятия

«Наука- – волшебница»

Опыт№2  Волшебная химическая кухня

Опыт№2 Волшебная химическая кухня

Опыт №4 «Рождение химического монстрика»

Опыт №4 «Рождение химического монстрика»

Опыт №3 «Чудеса химической медицины»

Опыт №3 «Чудеса химической медицины»

Опыт №5 «Тайное становится явным»

Опыт №5 «Тайное становится явным»

Опыт№6 «Фейерверк»

Опыт№6 «Фейерверк»

Завершение мероприятия

Завершение мероприятия

Литература 1.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.; Дрофа, 2006. 2. Брегер Л.М., Глинская П.В.;. Предметные недели в школе. Физика. Химия. Волгоград, Учитель, 2002

Литература

1.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.; Дрофа, 2006.

2. Брегер Л.М., Глинская П.В.;. Предметные недели в школе. Физика. Химия. Волгоград, Учитель, 2002


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!