Классный час
Учитель начальных классов
МБОУ г. МУРМАНСКА СОШ №34
Шашаева Наталья Юрьевна
Тема классного часа: «Будем добрыми и человечными»
Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
Образовательные: | формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра; Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции; Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения; |
Развивающие: | Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Развивать диалогическую устную речь детей, расширить представления детей о нравственной стороне окружающей действительности; |
Воспитательные: | |
Форма проведения: классный час
Методы проведения: беседа (диалог)
Оборудование: электронная презентация, карточки, фломастеры, карандаши
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, карточки …
Актуальность: Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Ход мероприятия
Организационный момент.
-- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас классный час, которого я предлагаю вам определить самим, прослушав притчу.
-- Что такое притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение)
2. -- Итак, притча!
Притча о добре и зле.Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и дал мудрый ответ:….. — .
-- Может кто-то из вас догадается, что ответил старик, в конце классного часа.
-- Ребята, с чем ассоциируется слово добро? Что сразу приходит в голову, когда вы слышите слово добро? ( отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее, полезное)
-- Сегодня мы поговорим о самом важном качестве человека – о человеческой доброте.
Тему добра затрагивали и известные во всём мире люди. Давайте прочитаем их:
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.» (Виктор Мари Гюго)
«Сколько в человеке доброты, столько в нём и жизни» (У. Эмерсон)
-- Итак, о чём же писали известные люди? (О доброте) Это, конечно, не все высказывания, их очень много.
-- с чем сравнивает доброту автор высказывания (солнце, жизнь)
-- Что же такое доброта?
Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей. Добром считаются отношения доверия, милосердия, справедливости и любви. Добро связано с умением сочувствовать и сопереживать. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем ввиду, что он готов прийти на помощь и делает это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
-- Кто такой добрый человек?
– Послушайте внимательно стихотворение, назовите положительные качества людей, которые вы услышите в стихотворение
Жизнь наша, как сама природа, непроста,
С жестокостью соседствует и доброта
Сраженье мудрость с глупостью идёт
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела
За трудолюбием как тень
Из века в век плетётся лень.
-- Назовите их, качества. (жестокость- доброта, глупость-мудрость, лень-трудолюбие, порок-справедливость)
-- Что мы можем сказать о человеке, который обладает качествами, как доброта, мудрость, трудолюбие, справедливость…(Добрый человек-, относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый)
-- Еще какими словами мы можем дополнить этот столбик?
-- Все эти качества создают основу человеческого счастья.
-- Итак, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (конечно, это добрые, тёплые слова)
ИГРА «Доскажи словечко» я читаю начало предложения, а вы заканчиваете словами, которые считаете нужным: 1. Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого… СПАСИБО 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…ДОБРЫЙ ДЕНЬ 3. Мальчик вежливый и развитый говорит , встречаясь …..ЗДРАВСТВУЙТЕ 4.Когда нас бранят за шалости, говорим…ИЗВИНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА 5. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ
-- Быть добрыми, культурными, уважительными в общении очень важно
-- Итак, одним из первых шагов к доброте являются… ДОБРЫЕ СЛОВА
-- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.
-- В каких произведениях устного народного творчества отражена мысль добра и зла? (пословицы)
-- Как говорят в пословицах о добре?
(Дать ученику прочитать пословицу)
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово доходит до сердца.(спросить о чём каждая пословица)
--перейти к добрым делам
-- Вы помните литературных героев, которые творили добро, совершали добрые дела и поступки и приносили радость окружающим.
Литературные герои творили добро (добрые дела) и приносили радость окружающим.
Прочитаем описание литературных героев и некоторых вспомними.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса Барабаса и открыл для них замечательный театр. (ПАПА КАРЛО)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ и спасла своего друга из ледяного плена. (ГЕРДА)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (ЖЕНЯ, цветик – семицветик. Катаев)
-- А в наше какие добрые дела и поступки совершаете вы? (СЛАЙД)
-- А кому еще нужны наши добрые дела? (люди, животные, природа)
-- А почему природе? Для меня: земля-кормит, вода-поит, умывает, солнце-грет, светит
-- Итак, кто же этот добрый человек?
(ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – это тот, кто любит людей и готов прийти на помощь в трудную минуту, любит природу и бережёт её; любит птиц, зверей, помогает им. Старается быть аккуратным, вежливым, уважительным в общении)
- РЕБЯТА, давайте вспомним притчу, которую я вам прочитала вначале классного часа.
Притча о добре и зле.Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл
своему внуку одну
жизненную истину: — В каждом человеке идет
борьба, очень похожая на
борьбу двух волков. Один
волк представляет зло:
зависть, ревность,
сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк
представляет добро: мир,
любовь, надежду, истину,
доброту и верность. Внук,
тронутый до глубины души
словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце
побеждает? Старик
улыбнулся и дал мудрый совет: — (Всегда побеждает тот волк,
которого ты кормишь)…….
-- Да старик так и говорил, побеждает тот у кого добрая душа.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
-- Весь сегодняшний наш разговор посвящён тому, чтобы люди как можно чаще и больше говорили друг другу добрых ласковых слов, совершали добрые дела, поступки., и чтобы в наших душах горел огонёк человеческой доброты.
-- Душа человека с давних времён ассоциируется с огнём, который несёт свет, тепло, радость
-- Давайте вместе создадим символ огня человеческой доброты. У вас на партах лежат искорки тепло-желтого цвета, напишите на обороте слова которые связанны с добром
(Кто напишет, с искоркой подойдите ко мне)
ДОСКА: создать символ огня из искорок
ИТОГ : -Ребята, впереди у вас много славных дел. Я надеюсь что вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми.
У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
Думать о родителях.
Радоваться неудачам ближнего.
Стремиться хорошо учиться.
Завидовать.
Поиграть с малышами.
Помогать ближним.
Сделать кормушку.
Толкнуть и не извиниться.
Уступить место старшим.
«Мы в ответе за тех, кого приручили…»
1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
И напоследок я предлагаю вам хорошо подумать и вспомнить, какие хорошие добрые поступки вы совершили сегодня. Запишите эти поступки на воздушных шарах. (дети записывают свои поступки фломастерами). Посмотрите, сколько хороших дел вы сегодня совершили. Давайте чаще совершать добрые поступки и в мире всегда будет царить мир, доброта и согласие. А чтобы у вас осталось долго хорошее настроение, давайте посмотрим мультфильм «Просто так» (просмотр мультфильма)
1. Думать о родителях.
2. Радоваться неудачам ближнего.
3. Стремиться хорошо учиться.
4. Завидовать.
5. Поиграть с малышами.
6. Помогать ближним.
7. Сделать кормушку.
8. Толкнуть и не извиниться.
9. Уступить место старшим.
10. «Мы в ответе за тех, кого приручили…»