8 класс
Внеурочная деятельность (20 минут)
Тема: Я помню, я горжусь
Форма: информационно – познавательный час.
ЦЕЛЬ:
Воспитание духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности
Используя игровые формы, активизировать знания подростков, полученные ранее на уроках истории
Оборудование: интерактивная доска, письма с фронта, книги, овощи, карточки
Ход классного часа
Вступительная часть
- Дорогие друзья, сегодня мы собрались здесь, чтобы встретить наш государственный праздник День защитника Отечества. Именно 23 февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей Родины от нападения врагов.Наша армия прошла славный путь, оберегая мир и покой граждан России. В 1918 году 23 февраля Красная армия одержала победу. С 1919 года этот день стал отмечаться как День Красной армии и Военно – морского флота, а с 1946 года как День Советской армии и ВМФ. С 2005 года как День защитников Отчества.Этот день – день памяти того, кто отстаивал Родину от кочевников, немцев, шведов; того, кто защитил страну в годы ВОВ. 2 февраля вся страна отмечала день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении (17.07.1942 – 02.02.1943 г.г.) Вначале немного статистики… с 1055 по 1452 г.г. известным историком Соловьевым насчитывается 245 фактов нашествий на Русь, это в среднем по 1-му за год. В дальнейшем с ХIV века, т.е. с рождения Российского государства и до наших дней, в течение 527 лет Россия провела в войнах 305 лет, т.е. почти две трети своей жизни, а считая войну на Кавказе – 329 лет. Всего наша цивилизация насчитывает 14.513 войн. Но сегодня мы говорим о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой.
Только вдумайтесь, какое количество человеческих жизней она поглотила:
СССР – более 28 млн.
Франция – 600 тыс.
Великобритания - 370 тыс.
США – около 300 тыс.
Германия – 10 млн.
Ребята, а вы что понимаете под днем защитника Отечества?
Это день и тех кто шел на смерть в Афганистан и Чечню, кто не щадил своего здоровья в Чернобыле; кто до конца оставался верен воинскому долгу. День защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Родине.Всегда, во все времена армия славилась своими солдатами. Недаром в народе говорят: "Солдат — умом и силой богат". Солдат должен обладать смелостью и умом А у вас, мальчики, будущие воины, есть такие качества? Давайте проверим себя на силу, смекалку и находчивость. Желаю успехов в состязании- Вы узнали много нового. Всё ли запомнилось? Это станет известно в ходе викторины, которую мы назвали «Не могу не знать». Желающие ответить на вопросы викторины есть? Это будут командиры 1 и 2 отряда, а остальные передовые. Если вы не знаете ответа, то произносите фразу, которую так не любил Суворов: «Не могу знать», и получаете штрафное очко. А на этот вопрос может ответить соперник. Если и он не отвечает, то получает штрафное очко, а право ответа передаётся рядовым, любому из класса. Условия викторины понятны?
Начинаем:
1 этап: Путь мужества и славы (поднимаем руку)
Почему 23 февраля стало праздником (День Советской Армии и Военно-морского Флота, позже День защитника Отечества)? (23 февраля 1918года в боях с германскими войсками под Нарвой и Псковом принял боевое крещение первый отряд Красной Армии.)
Какие воинские звания существуют в современной армии?
(Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)
В армии тоже много профессий и званий. Самыми наиболее значимыми являются матросы, солдаты, летчики. И я предлагаю вам отгадать какие это профессии.
-Алло! «Юпитер»? «Алмаз»!
почти совсем не слышно вас!
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло… Алло…
(Телефонист)
Что вы рычите, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть!
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка! (медсестра)
Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ!
Противник не уйдет от нас! (летчик)
И голова болит моя?
Я жив, и я еще могу
Стрелять из пушек по врагу? (артиллерист)
Фашистов бить не устает.
Трепещет враг при свисте мин
Не отстоит он свой Берлин! (минометчик)
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека.
Полосатая рубашка
Называется тельняшка.
Хмуро в море-океане,
Плещут волны там и тут.
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут. (матрос)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.(пограничник)
Это лишь несколько профессий, а их в армии еще очень много. В нашей стране юноши, достигшие совершеннолетия, т.е. 18 лет, проходят службу в рядах Российской Армии, охраняют нашу Родину. Среди них есть немало выпускников и 32 школы. Когда-нибудь и ваши мальчики будут солдатами и будут проходить службу в армии. Продолжаем:
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 года)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)
3. Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней и ночей)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)
6. Какие армии защищали город? (62 армия, 64 армия, 65 армия, 6-я танковая бригада)
7. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? (Мамаев курган)
8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра)
9. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19 ноября 1942 года)
10. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Фельдмаршал Паулюс; 31 января 1943 года – массовая сдача в плен)
13. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда. (Мамаев курган – мемориальный памятник-ансамбль; музей-панорама «Сталинградская битва»; Дом солдатской славы – Дом Павлова; руины мельницы; братские могилы с вечным огнем на площади павших борцов, стела генерала Родимцева и др.) 14. Каково значение Сталинградской битвы? (После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне) 15. Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой звездой Героя)
2 этап. Поступило сообщение, что на территорию каждого подразделения проник диверсант. Известен путь его следования. В течение 20 секунд девочки показывают одному из игроков от каждой команды планы маршрутов диверсантов. Эти два участника должны запомнить направления и форму линий, положение окружающих предметов (каждый своего плана) и воспроизвести их на доске или на листах бумаги.
1 команде | 2 команде |
|
3 этап. «Наряд вне очереди».
Каждый солдат должен уметь сам себе приготовить обед. Вот и наши мальчики сейчас постараются это сделать. Я попрошу девочек помочь надеть мальчикам атрибуты (фартук и колпак). Конкурс называется «Наряд вне очереди». Перед вами тарелка и карточки с продуктами (соль, картофель, свекла, банан, морковь, лук, мясо, вода, масло, репка, макароны, колбаса, рис). Вам нужно сварить борщ. Для этого выберите нужные продукты и сложите их на тарелку. Наше жюри будет следить за правильностью выполнения заданий.
Правильный набор продуктов: соль, картофель, свекла, морковь, лук, мясо, вода.
4 этап. Карточки с отрывками из литературных произведений Наше жюри будет следить за правильностью выполнения заданий: Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Именно благодаря героизму, мужеству советских людей, мы еще раз доказали всему миру, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (Александр Невский) и на долгие десятилетия отбили всякую охоту переступать наши границы! Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.
Объявляется минута молчания. Включается метроном Итог классного часа.
Ребята, я думаю, что ваши бабушки и дедушки знают о нашей традиции - в течение года помогать пожилым людям.
Мы помним, что фронтовики среди нас. Это наши соседи по дому, улице. Давайте и дальше проявлять к ним внимание, давайте сделаем так, чтобы юбилей Сталинградской битвы стал для них праздником вдвойне.
В-первых, потому что выстояли, а во-вторых, потому, что о них помнят и проявляют заботу.