СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутренняя политика Екатерины II»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План темы урока:

  1. Исторический портрет Екатерины II.
  2. Политика «просвещённого абсолютизма».
  3. Уложенная комиссия.
  4. Золотой век
  5. Секуляризация церковных владений.

 

Просмотр содержимого документа
««Внутренняя политика Екатерины II»»










учитель истории

и географии:

Поверинова А.В.

















Урок №43

Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Оборудование: учебник под ред.А.В. Торкунова «История России XVII – XVIII века», интерактивная доска, презентация «Внутренняя политика Екатерины II»

Основные термины и понятия: «Просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, секуляризация.

Оформление доски: тема урока, основные термины и понятия, даты.

Методические приемы:

- Словесный;

- Наглядный;

- Практический.

Используемые педагогические технологии:

- Информационно-коммуникативная;

- Игровая;

- Проблемное обучение.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Изучение нового материала.

Закрепление.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

План темы урока:

  1. Исторический портрет Екатерины II.

  2. Политика «просвещённого абсолютизма».

  3. Уложенная комиссия.

  4. Золотой век

  5. Секуляризация церковных владений.













Цель урока:

1. Определить характер внутренней политики Екатерины II;

2. Раскрыть значение проводимых Екатериной II преобразований.

3. Закрепить и углубить исторические знания учащихся по истории России во второй половине XVIII века.

Задачи:

Образовательная:

1. определить цели внутренней политики;

2. раскрыть значение понятия «просвещенный абсолютизм»;

3. изучить содержание преобразований Екатерины II.

Развивающая:

1. способствовать развитию навыков работы с учебником, документами, таблицами;

2. формулировать и аргументировано доказывать свою собственную точку зрения;

3. способствовать развитию навыков самостоятельной, творческой и поисковой работы индивидуально и в группе;

4. способствовать развитию исторического мышления, умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

1. способствовать формированию личностного отношения к событиям истории России и деятельности исторической личности;

2. продолжить формирование патриотизма, гордости за свою Родину.











Конспект урока

  1. Организационный момент.

Слайд «Исторический портрет Екатерины II»

Вопрос учителя: Ребята на последнем уроке мы с вами разбирали Царствование Петра 3. Давайте вспомним период его правления и свержение с российского престола.

Ответы учащихся:

Вопрос учителя: Ребята обратите внимание на экран, знаете ли вы кто это?

Вопрос учителя: Ребята что вы знаете о Екатерине II?

Ответы:

  1. Жена Петра III;

  2. участвовала в 1762 году в дворцовом перевороте против Петра III;

  3. в 1762 стала императрицей Российской империи.

Учитель: Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с личностью императрицы и определим характер ее внутренней политики, а тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II» (учащиеся записывают тему урока в тетради).

Учитель: Какие цели и задачи мы сегодня поставим?

ПЛАН УРОКА

  1. Исторический портрет Екатерины II.

  2. Политика «просвещенного абсолютизма».

  3. Уложенная комиссия.

  4. Золотой век

  5. Секуляризация церковных владений.

АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Урок у нас сегодня необычный. Необычный потому, что мы будем говорить об императрице, правление которой в истории назвали «золотым веком» Российской империи. Когда этой императрице присвоили титул «Великая», она воскликнула: «Великая ли я, решать будет потомство».

Учитель: Ребята в конце урока мы попытаемся ответить на главный вопрос, который звучит так: (проблемный вопрос урока) «Немка на престоле» или Великая государыня»?

Промежуточный контроль:

Учитель: Давайте вспомним события, которые мы с вами уже изучили, у вас на партах лежат карточки с датами. Ваша задача разделить и вписать в карту указанные даты и события относятся к эпохи Петра I и к эпохи дворцовых переворотов.

Даты

Эпоха Петра I

Эпоха дворцовых переворотов

1730-1740 гг.

1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 года совместно с Иваном V).

1727-1730 – правление Петра II

1727-1730 гг.

1703 – Основание г. Санкт- Петербурга

1730-1740 гг. правление Анны Иоанновны

1703 г.

1709 – Полтавская битва

1761—1762 — правление Петра III

1700- август 1721 гг.

1700 –авг. 1721 – Северная война со Швецией

1762 – дворцовый переворот, низложение Петра III, восшествие на престол Екатерины II

1761-1762 гг.



1709 г.

28 июня 1762 г.

1682—1725 гг.

Учитель: Ребята, а теперь давайте сравним ответы, обратите внимание на экран (слайд с правлеными ответами, ученики озвучивают даты эпохи дворцовых переворотов).

Учитель: Итак, мы знаем, что эпоха дворцовых переворотов закончилась с восшествием на российский престол Екатерины II.

Ее правление продолжалось более трех десятилетий - 34 года, давайте запишем эту дату: 1762-1796 – Царствование Екатерины II Алексеевны.

Сообщение учащегося:

Родилась Екатерина II 21 апреля 1729 года в городе Штеттине (ныне это польский городок Щецин). Настоящее имя императрице всероссийской до принятия православия принцесса Софья – Фредерика – Августа Ангальт – Цербская. Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Получила домашнее образование.

В 1743 году принцесса с матерью Иоганной Елизаветой получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны посетить Россию, где Софья – Фредерика – Августа становиться невестой наследника престола Петра Федоровича. К принцессе были представлены учителя русского языка и Закона Божьего, проявляя настойчивость в обучении, она доказывала свою любовь к чужой стране.

Приняв православие под именем Екатерины II Алексеевны, она была обручена с Петром Федоровичем и получила титул Императорского Величества. Отношение между ними сразу не сложились. Хотя первоначально Петру она очень понравилась, но позже они начинают жить своими разными жизнями, ненавидя друг друга.

Обладая талантом находить нужных людей для выполнения конкретных дел, хорошо подбирала кадры. Среди ее фаворитов были граф Панин, Суворов, Орлов, Потемкин – и это далеко не полный список крупных политиков, дипломатов и полководцев. Стараясь окружить себя людьми лично ей преданными, делала ставку не на родовитость, а на представителей незнатных фамилий.

Подозрительность, пренебрежение со стороны мужа и придворных сделали первые годы ее жизни в России невыносимыми и Екатерина Алексеевна серьезно занялась самообразованием, чтением книг по истории, юриспруденции и философии. Наиболее серьезным увлечением Екатерины стал французский философ-просветитель Вольтер, "ученицей" которого она себя называла.

В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I, но после воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно и опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила дворцовый переворот и стала самодержавной императрицей.

Чтобы привлечь на свою сторону общественное мнение в России и за рубежом Екатерина выступила инициатором продвижения страны по пути европейского прогресса. Выработав политику отвечающую Новому времени. Это политика получила название «Просвещенного абсолютизма».

Учитель: Ребята, а что вы знаем о просветительской идеологии 18 века.

(Ответы учащихся)

Учитель: Мы вспомнили что идеи Просвещения были разработаны французскими просветителями Дидро, Руссо, Вольтером, с которыми кстати Екатерина переписывалась и даже встречалась.

Учитель:. Их идеи она переосмыслила и рассматривала следующим образом:

В основе правления – власть просвещенного неограниченного монарха, который разрабатывает систему законов, а помощь в управлении государством должны оказывать дворяне, кстати Екатерина осознавала, кому обязана своим положением и на кого может опереться, поэтому ее внутренняя политика выстраивалась с учетом интересов дворян.

Учитель: Ребята, а теперь давайте обратимся к понятию «просвещенный абсолютизм», для этого воспользуемся приложение 2 и сформулируем данное понятие:

Итак, «просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразования наиболее устаревших сторон жизни общества (ученики записывают термин в тетрадь).

Учитель: Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии, она понимала что нужны справедливые и разумные законы. Ребята, что бы узнать как функционировала Уложенная комиссия давайте обратимся к учебнику стр. 10-11 и разделимся на 3 группы у вас на партах лежат карточки. Первый ряд заполняет Состав депутатов Уложенной комиссии и их каких они сословий , 2 ряд - Цели созыва, а третий – Результаты работы.

(ученики делятся на 3 группы, работают с раздаточным материалом и учебником под ред.А.В.Торкунова «История России 17-18 вв.» стр. 10-11 и заполняют таблицу).

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.


Состав депутатов

и из каких они сословий?

Цели созыва Уложенной комиссии

Результаты работы

564 человека

Дворяне, купцы, государственные крестьяне и различные народы.

1. Выработка нового свода законов

2. Составление Екатериной II «Наказа»

2. Обсуждение наказов депутатов

1. Выработать новое уложение не удалось

2. отмена крепостного права невозможна.

3. раскол в среде дворянства

4. приостановка работы и ее не возобновление.

Учитель: Итак, ребята давай сделаем вывод.

Уложенная комиссия не выполнила главной своей цели не составила нового свода законов это безусловно негативный фактор. Но существуют и три позитивных фактора:

во - первых на комиссию возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд».

во – вторых комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения.

третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне. Поднесение императрице титула «Екатерина Великая» являлось не чем иным, как общественным признанием ее прав на трон.

Золотой век.

Историки называют время правления Екатерины 2 «золотым веком», а для кого он был золотым? Для всех слоёв общества? Ведь она ставила целью создание общего блага? Попробуем разобраться. Продолжим работу по группам.

1-я группа открывает стр. учебника 11 п.2, стр.12-13 п.3 и изучает как изменилось положение дворян.

2-я группа – стр. 13 п.3 – изучаете как изменилось положение горожан.

3-я группа выяснит, насколько хорошо жилось крестьянам.(стр 11 п.2)


Учитель: Ребята, как вы думаете, какая социальная группа была недовольна правительственной политикой?

Ответ: крестьяне

Учитель: Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения. За время ее царствования был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян.

Примерные тезисы учащихся:

  1. По указу 1765 года за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги;

  2. Указ 1767 года запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли);

  3. Нельзя убивать крестьянина;

  4. Указ 1763 года возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.

Учитель: Мы смело можем сказать, что при Екатерине II «крепостное право развивалось вглубь и вширь», что являло собой «пример вопиющего противоречия между идеями Просвещения и правительственными мерами по укреплению крепостнического режима».

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему Екатерина не могла пойти на отмену крепостного права?

Ответ учащихся: Она боялась возмущения дворян.

Учитель: Время правления Екатерины II это время масштабных реформ практически во всех сферах жизни общества и одной из первой была проведена церковная реформа. Цель реформы – дальнейшее подчинение церковной власти светской через лишения церкви экономического могущество. Напомню, что политического могущества ее лишил Петр I, когда отменил патриаршество и ввел духовную коллегию Синод. Екатерина в 1764 году произвела секуляризацию т.е. передачу в собственность государства церковные и монастырские земли.

Учитель: Более подробно реформы Екатерины II мы разберем на следующих уроках.

Подведение итогов: Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с историческим портретом Екатерины II и определили характер ее внутренней политики, скажите: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

А теперь давайте подведем итог и ответим на главный вопрос, который прозвучал у нас в начале урока: (проблемный вопрос урока) «Немка на престоле» или Великая государыня»?

Ответ учащихся.

Будучи немкой по происхождению, императрица Екатерина II правила во славу России и считала ее не второй, а единственной родиной. Она хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Лучший путь для этого – просвещение народа.

Рефлексия.

Мы подошли к финалу урока. Предлагаю вспомнить основные моменты урока, занимаясь реконструкцией текста. Предложите правильные варианты заполнения пропусков в тексте.

Екатерина 2 была возведена на престол в конце сентября 1762г. По происхождению она - немецкая принцесса . Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей. Из их трудов она восприняла идею «просвещённого абсолютизма» политики достижения в государстве «общего блага». Императрица решила созвать выборных (депутатов) от различных сословий для выработки нового сборника законов. Это собрание выборных было названо Уложенная комиссия. Она начала свою работу 30 июля 1767 г.

Вторую половину 18 столетия называют  «золотым веком» российского дворянства. Следую политике своих предшественников, Екатерина ІІ продолжила увеличивать привилегии дворян. Основным документом этого времени стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. Для меня имя этой императрицы стоит в одном ряду с именами Петра 1, Алексея Михайловича, Ярослава Мудрого.

Я бы вспомнила имя этой женщины, если бы нужно было привести пример трудолюбия, целеустремлённости, патриотизма.

1. Какое задание вам больше всего понравилось и почему?

2. Какое вызвало у вас затруднение?


Выставление оценок.

Домашнее задание.

П.18, ответить на вопросы

  1. Прочитайте п.3 § 18. Заполните таблицу. В четвертой колонке словами «да» или «нет» отметьте соответствие каждой реформы политике Просвещенного абсолютизма.

Реформируемая сфера

Годы

Содержание реформы

Да/нет










































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха. Главное отличие абсолютизма это отсутствие сословно-представительных органов власти, что позволяет избегать влияния общества на принятие властных решений. Также абсолютизм имеет четкую социальную опору. Чаще всего ей выступают дворяне.

Для того, чтобы четко отличить эту форму плавления от любой другой, существует ряд признаков:

  • Концентрация всей власти в руках одного человека

  • Разветвленный бюрократический аппарат

  • Наличие социальной опоры в лице дворян и т.д.

Поскольку при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования власти, его считают одним из видов монархии.

Как же происходит формирование абсолютизма в России? Основательницей особого типа абсолютизма в России считается Екатерина II. Императрица знаменита своими регулярными переписками с представителями европейского Просвещения, чьими идеями они и руководствовалась при принятии политических решений. Такой вид абсолютизма получил название «просвещенный».

«Просвещенный абсолютизм» - политика, направленная на преобразование наиболее устаревших форм общества и государства. Одна из основных идей этой политики, это ответственной монарха за всех подданных. При этом последним стоит с благодарностью оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям монарха.

Свои намерения императрица изложила в своем «Наказе», который был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

В Российской империи принципы «Просвещенного абсолютизма» так и не были до конца реализованы, так как реальные проблемы общества оказались намного серьезнее, чем философские рассуждения.»





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха. Главное отличие абсолютизма это отсутствие сословно-представительных органов власти, что позволяет избегать влияния общества на принятие властных решений. Также абсолютизм имеет четкую социальную опору. Чаще всего ей выступают дворяне.

Для того, чтобы четко отличить эту форму плавления от любой другой, существует ряд признаков:

  • Концентрация всей власти в руках одного человека

  • Разветвленный бюрократический аппарат

  • Наличие социальной опоры в лице дворян и т.д.

Поскольку при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования власти, его считают одним из видов монархии.

Как же происходит формирование абсолютизма в России? Основательницей особого типа абсолютизма в России считается Екатерина II. Императрица знаменита своими регулярными переписками с представителями европейского Просвещения, чьими идеями они и руководствовалась при принятии политических решений. Такой вид абсолютизма получил название «просвещенный».

«Просвещенный абсолютизм» - политика, направленная на преобразование наиболее устаревших форм общества и государства. Одна из основных идей этой политики, это ответственной монарха за всех подданных. При этом последним стоит с благодарностью оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям монарха.

Свои намерения императрица изложила в своем «Наказе», который был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

В Российской империи принципы «Просвещенного абсолютизма» так и не были до конца реализованы, так как реальные проблемы общества оказались намного серьезнее, чем философские рассуждения.»


Даты

Эпоха Петра I

Эпоха дворцовых переворотов

1730-1740 гг.






1727-1730 гг.


1703 г.


1700- август 1721 гг.


1761-1762 гг.


1709 г.


28 июня 1762 г.


1682—1725 гг.


Даты

Эпоха Петра I

Эпоха дворцовых переворотов

1730-1740 гг.




1727-1730 гг.


1703 г.


1700- август 1721 гг.


1761-1762 гг.


1709 г.


28 июня 1762 г.


1682—1725 гг.


Даты

Эпоха Петра I

Эпоха дворцовых переворотов

1730-1740 гг.




1727-1730 гг.


1703 г.


1700- август 1721 гг.


1761-1762 гг.


1709 г.


28 июня 1762 г.


1682—1725 гг.










УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.



Состав депутатов

и из каких они сословий?

(запись в тетрадь)



Состав депутатов

и из каких они сословий?

(запись в тетрадь)



УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.



Состав депутатов

и из каких они сословий?

(запись в тетрадь)



Состав депутатов

и из каких они сословий?

(запись в тетрадь)




УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767-1768 гг.



Цели созыва Уложенной комиссии?

(запись в тетрадь)




Цели созыва Уложенной комиссии?

(запись в тетрадь)



УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767-1768 гг.



Цели созыва Уложенной комиссии?

(запись в тетрадь)




Цели созыва Уложенной комиссии?

(запись в тетрадь)




УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.



Результаты работы?

(запись в тетрадь)




Результаты работы?

(запись в тетрадь)



УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1768 гг.



Результаты работы?

(запись в тетрадь)




Результаты работы?

(запись в тетрадь)







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Екатерина 2 была возведена на престол в конце сентября ,_______ По происхождению она - _________________ . Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей. Из их трудов она восприняла идею ________________________________ политики достижения в государстве «общего блага». Императрица решила созвать выборных (депутатов) от различных сословий для выработки нового сборника законов. Это собрание выборных было названо _______________________. Она начала свою работу 30 июля __________.

Вторую половину 18 столетия называют  __________________ российского дворянства. Следую политике своих предшественников, Екатерина ІІ продолжила увеличивать привилегии дворян. Основным документом этого времени стала ___________________________1785 года. Для меня имя этой императрицы стоит в одном ряду с именами __________________________

Я бы вспомнила имя этой женщины, если бы нужно было привести пример _____________________




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Екатерина 2 была возведена на престол в конце сентября ,_______ По происхождению она - _________________ . Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей. Из их трудов она восприняла идею ________________________________ политики достижения в государстве «общего блага». Императрица решила созвать выборных (депутатов) от различных сословий для выработки нового сборника законов. Это собрание выборных было названо _______________________. Она начала свою работу 30 июля __________.

Вторую половину 18 столетия называют  __________________ российского дворянства. Следую политике своих предшественников, Екатерина ІІ продолжила увеличивать привилегии дворян. Основным документом этого времени стала ___________________________1785 года. Для меня имя этой императрицы стоит в одном ряду с именами __________________________

Я бы вспомнила имя этой женщины, если бы нужно было привести пример _____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!