Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области»
Учебно-методическая разработка урока биологии
«Внутренняя среда организма.
Значение крови и ее состав»
8 класс
Разработала учитель биологии
МКОУ «Солигаличская СОШ»
Юсова Светлана Леонидовна,
высшая квалификационная категория
г.Солигалич
2014 год
Пояснительная записка
Учебно-методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав» рассматривается в курсе биологии, изучении человека. Предназначена для учителей биологии общеобразовательной школы, работающих в 8 классах. Урок рассматривает вопросы темы «Кровь и кровообращение».
Актуальность, значимость темы «Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав» объясняется привлечением внимания подростков к проблеме собственного здоровья.
Мы живем в XXI веке, и на протяжении трех тысячелетий вопросы здоровья человека становятся все более актуальны. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации из 6 млн. подростков 15 – 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 36% обнаружены болезни крови.
Изменения состояния внутренней среды организма при различных заболеваниях отражаются на показателях крови. Каждый ребенок хоть раз в жизни сдавал кровь на анализ, и по результатам которого определяется наличие или отсутствие определенных заболеваний. И обучающиеся восьмиклассники уж знают о значении крови в жизни человека и о важности соответствия показателей крови нормам здорового человека.
В наше время наука о кроветворении шагнула далеко вперед и стремительно развивается. Появляются новые методы исследования клеток крови и кроветворных органов. Возникают новые принципы переливания крови.
Все эти аспекты и новые взгляды на систему кроветворения автор попыталась раскрыть в своей работе.
Новизна разработки основывается на новых подходах к обучению, в частности на использовании ИКТ-технологии в изучении темы «Кровь. Кровообращение». Новым для автора являются и способы организации занятия с использованием цифровых средств обучения – цифровым микроскопом и электронной системы голосования.
Теоретическое обоснование
Данная учебно-методическая разработка основывается на теоретических моментах:
- развивающего обучения;
- развитии умений и навыков обучающихся;
- на теории воспитания ценностных ориентаций в обучении биологии.
Учебно-методическая разработка построена на принципах:
Развивающего обучения
Воспитательного обучения
Доступности
Научности
Систематичности и последовательности
Индивидуального подхода
Методическое обоснование темы
Цель учебно-методической разработки: использования современных педагогических технологий, в частности – ИКТ-технологии на уроке.
Задачи:
Определить методы, формы и средства проведения урока на основе использования новых педагогических технологий.
Продумать применение конкретных методов, форм и средств обучения на каждом этапе урока.
Проанализировать правильность выбранных средств для проведения урока, внести коррективы для дальнейшей работы.
Одним из основных требований, предъявляемых к современному уроку, является использование ИКТ-технологий. Это позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование информационных технологий на уроках помогает сделать преподавание биологии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся.
Я предлагаю использование следующих средств ИКТ-технологии:
распределение их по этапам урока:
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли современного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Компьютерная презентация помогает повысить внимание обучающихся, их активность, а также оптимизирует деятельность учителя в ходе объяснения нового материала.
На этапе проведения лабораторной работы компьютер является проводником между цифровым микроскопом и экраном, что является мощным наглядным средством наглядного ознакомления с полученными результатами работы.
На этапе контроля усвоения знаний и умений большим преимуществом является применение электронной системы голосования. Это повышает мотивацию школьников к изучению темы, показывает уровень усвоения нового материала в классе в целом, экономит время учителя.
При проведении урока «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови» предполагаю использовать следующие методы обучения:
Словесные – объяснение нового материала, рассказ;
Наглядные – демонстрация электронной презентации в сочетании с объяснением нового материала;
Практические – выполнение лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа; самостоятельная работа с учебником, заполнение инструкционных листов.
Использование ИКТ-технологий – умение работать с электронным микроскопом; применение электронной системы голосования при проверке знаний.
Выбор форм организации обучения обусловлен содержанием учебного материала, целями, задачами урока, учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.
Применямые формы обучения:
Методическое описание структуры (частей, этапов) урока
Организационный момент.
Этот этап закладывает основу всей работы на уроке. Обучающиеся организуются, осмысливают значение свой деятельности на уроке. На него отводится не более 1 - 2 мин.
Изучение нового материала.
Поставленная учителем цель урока определяет знакомство с новым материалом.
Основной задачей урока является изучение нового с помощью применения словесно-иллюстративных методов с использованием компьютерной презентации. Цифровые средства наглядности в презентации: таблицы, рисунки, анимации, схемы, фотографии.
Этап ознакомления с новым материалом сопровождается самостоятельной работой обучающихся с учебником и заполнением схемы в инструкционном листе.
В ходе этого этапа предусмотрены выступления представителей групп обучающихся (по рядам) с информацией о форменных элементах крови.
В заключении этапа знакомства с новым материалом обучающиеся проводят лабораторную работу «Сравнение крови человека и лягушки». Работа выполняется с помощью цифрового микроскопа. Натуральные объекты наглядности: микропрепараты.
Закрепление нового материала.
ИКТ — технологии, которыми в условиях реализации ФГОС обеспечена наша школа, должны стать эффективным средством достижения планируемых результатов обучаемости. Система электронного голосования на этапе закрепления материала является неоценимым помощником учителя, и имеет ряд преимуществ. Учащиеся умеют работать с данной системой, видят наглядно свои результаты, как личные, так и всего класса, и что еще важнее – личный результат на общем фоне класса.
Итоги урока – рефлексия.
Рефлексия– это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития. Использование рефлексивной практики позволяет выстроить эффективные и отношения в системе «ученик – учитель». При этом реализуется мониторинг развития обучающегося на уроке. Исходя из цели и задач урока можно предложить такие виды рефлексии, как:
Коммуникативная - общение педагога и воспитанника.
Смыслотворческая - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их деятельности.
Мотивационная - определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся.
Коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия.
Домашнее задание
Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Образовательное и воспитательное значение домашней работы в большой мере зависит от содержания и характера заданий. Содержание задания определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер задания свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям Эти две стороны очень важны, так как нацеливают на отбор материала и проектируют развитие определенных приемов умственной и трудовой деятельности в усвоении данного содержания.
На данном уроке обучающимся предложено познакомиться с содержанием параграфа 14 и подготовить сообщение на тему «Переливание крови».
Описание технологии получения результата
Конечный результат урока – это не только знания, умения и навыки обучающихся, но и степень самостоятельной деятельности обучающихся, в ходе которой они достигли этих знаний.
Исходя из ожидаемых результатов, предполагаемых в разработке, можно спланировать технологию получения результата урока.
Усвоение материала в полном объеме.
Новый материал преподносится учителем в ходе фронтальной словесно-иллюстративной беседы с элементами самостоятельной работы с учебником. Перед началом урока каждый обучающийся получает инструкционный лист с заданиями, предполагающий индивидуальный контроль полученных знаний на этапе получения новых знаний, в том числе задания лабораторной работы. Инструкционные листы сдаются на проверку в конце урока, оцениваются по пятибалльной шкале. Данный вид контроля – индивидуальный, письменный, текущий (в ходе урока)
Закрепление знаний при выполнении тестовой работы.
Результативность усвоения нового материала можно увидеть на этапе закрепления, используя систему электронного голосования. Применять систему электронного голосования легко, учащимся нравится такая форма работы, они с удовольствием выполняют тестовые задания, лучше запоминают изучаемый материал. При этом на экране наглядно виден процент усвоения новых знаний в виде диаграммы. Данный вид контроля – фронтальный, с применением ИКТ-технологии, текущий (в ходе урока).
Рефлексия. В заключении урока обучающиеся и учитель обмениваются впечатлениями от урока. Дети
высказывают свои мысли о полученных знаниях, об интересных моментах на уроке, о удовлетворенности и возможности применения полученных знаний на практике.
Список литературы:
Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А, Д, Ноздрачёв и др.; Под ред. А. С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994
Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. МаШ ,М.: Вентана-Граф, 2014
Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000г
Сонин Н. П. Биология: 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
Тихонова Г.Н. Океан внутри нас:/ приложение к газете "Первое сентября", Биология, №48, 1997, стр.4-5
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
План-конспект урока «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав»
ФИО: Юсова Светлана Леонидовна
Место работы: МКОУ «Солигаличская СОШ» Солигаличского муниципального района Костромской области
Должность: учитель биологии
Предмет: биология
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: «Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав». Урок № 16 в теме «Кровь и кровообращение»
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 40 минут
Базовый учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек» 8 класс. Изд. Вентана-Граф, 2014
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «внутренняя среда организма», составом и значением плазмы крови и форменных элементов крови
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с содержанием понятия «внутренняя среда организма»;
Изучить состав крови человека, ее значение для организма.
Выяснить сходства и различия эритроцитов человека и лягушки
Развивающие:
Развивать познавательный интерес обучающихся к биологии, в частности к своему организму;
Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений;
Формировать умение правильного обращения с цифровым микроскопом;
Продолжить развитие навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;
Развивать самостоятельность и умение работать в парах, самоорганизацию при выполнении заданий;
Формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения) прививать навыки самоорганизации, самооценки.
Воспитывающие:
Содействовать в ходе урока воспитанию культуры поведения на уроке,
Воспитывать потребность здорового образа жизни, заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, проектор, цифровой микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека, система голосования и тестирования, компьютерная презентация
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке
- применение полученных знаний при выполнении лабораторной работы и теста
Структура урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся. Задаёт вопросы: - С каким настроением вы пришли на урок? - Что необходимо нам для успешной работы? | Обучающиеся настраиваются на восприятие материала урока. Стоя приветствуют учителя. Отвечают на его вопросы | 2 мин. |
2 | Изучение нового материала | 1.Озвучивает тему урока, цель и задачи урока (Слайд 1) 2.Объясняю понятие внутренняя среда организма и гомеостаз (Слайд 2,3) Задаю вопрос: - Как вы думаете, о чем говорит увеличение или уменьшение каких либо компонентов крови? 3.Работа с учебником стр.68-69. - Заполните схему «Внутренняя среда организма» (Слайд 4) Внутренняя среда кровь Проверяем , как вы заполнили схему Вопросы с классу -Что такое тканевая жидкость? Почему она так называется? -Какую функцию выполняет тканевая жидкость? -Как образуется лимфа? -Что происходит в лимфатических узлах? 4. Объясняю что такое кровь, что входит в состав крови (Слайд 5,6, 7 , анимация компоненты крови) Плазма- это желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных и органических веществ-белков, жиров и углеводов. Основная часть –это вода. - Найдите на стр. 69 учебника, какую функцию выполняет плазма? 5. Знакомство с форменными элементами крови Перед вами таблица ( Слайд 8), в инструкционных листах такая же таблица Название клетки | эритроциты | лейкоциты | Тромбоциты | Кол-во в 1 мм3 крови | | | | Форма | | | | Строение | | | | Место образования | | | | Продолжительность жизни | | | | Функции | | | | Класс разбивается на 3 группы (по рядам) : 1 ряд знакомится с эритроцитами 2 ряд знакомится с лейкоцитами 3 ряд знакомится с тромбоцитами Каждая группа заполняет свои ячейки таблицы по клеткам крови и составляет краткий рассказ Эритроциты (Слайд 9,10) При рассказе ячейки таблицы на слайде заполняются (по щелчку мыши) Заостряю внимание на том, что эритроциты млекопитающих, в то числе и человека в отличие от других классов позвоночных не имеют ядра. Эритроциты имеют двояковогнутую форму, что увеличивает поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом легочных пузырьков и увеличивает его полезный объем (ядро эритроцита гемоглобин не содержит) (Слайд 11,12) Лейкоциты (Слайд 13,14) Объясняю, что такое фагоцитоз, кто его открыл (Слайд 15,16 - анимация «Фагоцитоз») Тромбоциты (17,18) Объясняю процесс образования тромба (Слайд 19 –анимация «Образование тромба) Молодцы! Хорошо поработали. 6. Лабораторная работа «Сравнение крови человека и лягушки» Работа выполняется с помощью цифрового микроскопа. Показываю микропрепараты крови лягушки и человека. -Зарисуйте эритроциты человека и лягушки. - Запишите в чем сходство , в чем разница эритроцитов человека и лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом | Записывают в инструкционных листах тему урока. Обучающиеся слушают учителя Обучающиеся отвечают на вопрос (предполагаемый ответ –заболевания) Обучающиеся заполняют схему в инструкционных листах Внутренняя среда тк. жидкость кровь лимфа фор. элем-ты плазма лейкоциты эритроциты тромбоциты Обучающиеся отвечают Ответы обучающихся : (Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови; Она получила такое название потому , что находится среди тканей тела) (Питательные вещества из крови попадают в тканевую жидкость и в клетки, продукты распада в обратном направлении) ( Избыток тканевой жидкости попадает в вены и лимфатические сосуды, в лимфатических капиллярах она изменяет свой состав и превращается в лимфу) (Лимфа фильтруется и обезвреживается, обогащается лимфатическими клетками) Обучающиеся слушают объяснение учителя (Из органов пищеварения в плазму поступают питательные вещества, которые она разносит к органам тела, вредные вещества и избыток воды забирает из разных частей и доставляет к органам выделения) Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу и составляют рассказ . Выступает представитель первой группы, рассказывает о эритроцитах, остальные обучающиеся записывают в табличку в инструкционных листах Выступает представитель второй группы, рассказывает о лейкоцитах, остальные обучающиеся записывают в табличку в инструкционных листах Обучающиеся слушают учителя Выступает представитель третье группы, рассказывает о тромбоцитах, остальные обучающиеся записывают в табличку в инструкционных листах Обучающиеся слушают учителя Обучающиеся зарисовывают эритроциты лягушки и человека в инструкционных листах . Записывают выводы в инструкционных листах. Сдают инструкционные листы учителю на проверку | 25 мин. |
3 | Закрепление нового материала | -Проверим насколько хорошо вы запомнили состав крови ? Интерактив «Анализ крови» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005bf-1000-4ddd-ca70-0d0046bc5026/b08_067.swf -Выполним тест по теме «Внутренняя среда организма. Кровь» с помощью системы голосования и тестирования. 1.Краными кровяными клетками называют Эритроциты Тромбоциты Лейкоциты 2. Количество лейкоцитов в 1 мм3 крови 4-5 млн. 6-8тыс. 180-320 тыс 3.Принимают участие в свертывании крови Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты 4.Тромбоциты образуются в Костном мозге Селезенке Печени 5.Принимают участие в переносе кислорода Тромбоциты Лейкоциты Эритроциты 6.Длительность жизни эритроцитов составляет 120 дней 5-8 дней от нескольких часов до одного дня
Обсуждаем результат. | Обучающиеся выполняют задания на интерактивной доске, обсуждают результаты. Выполняют тест. | 7 мин. |
4. | Итоги урока. Рефлексия | Организует беседу с классом по вопросам: - Что было главным на уроке? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Выставляю оценки за урок Спасибо всем за урок. Молодцы! | Беседуют с учителем. | 4 мин. |
5 | Домашнее задание | Инструктирует о выполнении домашнего задания Параграф 14, подготовить сообщение «Переливание крови» (Слайд 20) | Записывают в дневники | 2 мин. |
Приложение № 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
-
| Интерактив «Анализ крови» | Интерактивное задание |
Интерактив | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005bf-1000-4ddd-ca70-0d0046bc5026/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=catalog&class=50&subject=29 |
-
| Уничтожение микроба фагоцитом | Анимация | Демонстрация уничтожения микроба фагоцитом | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/678f598e-b2c9-48cb-b79b-5c52dcbb95f7/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=catalog&class=50&subject=29 |
-
| Расслоившаяся кровь | Анимация | Демонстрация расслоившейся крови | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/369b46b5-e58c-47ea-899a-e507b8749575/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=catalog&class=50&subject=29 |
-
| Портрет Мечникова Ильи Ильича | Иллюстрация | Демонстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fef48cbb-56c3-4736-963e-43f53dfdd6d3/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=catalog&class=50&subject=29 |
-
| Образование тромба | Мультимедиа | Демонстрация образования тромба | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8367e518-e656-48f0-bcd2-a13cbf6dad68/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=catalog&class=50&subject=29 |
Литература
Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Сонин Н. П. Биология: 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А, Д, Ноздрачёв и др.; Под ред. А. С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994
Тихонова Г.Н. Океан внутри нас:/ приложение к газете "Первое сентября", Биология, №48, 1997, стр.4-5
Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000г.