Организационный этап | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Романовна. Сегодняшний урок окружающего мира буду проводить у вас я. Давайте с вами возьмемся за руки и закроем глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу живописной реки. Слышите шум реки и пение птиц. У всех прекрасное настроение. А теперь откройте глаза и повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствуют учителя. Готовятся к началу урока | Р: развитие самоконтроля |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | 5 мин | А теперь давайте вспомним, о чем говорилось на прошлом уроке (ответы детей, 2 человека с места). Теперь откроем тестовые тетради на странице 42 и пройдем небольшой тест. Хорошо, ребята. А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест (на слайде ответы). А сейчас поднимите сигнальные карточки: Без ошибок – 5 – зеленая карточка 1-2 ошибки – 4 – синяя карточка Более 2 ошибок – красная карточка Какие вы молодцы! А сейчас так же быстренько, как вы решали тест, мы ответим на несколько вопросов. За каждый правильный ответ я буду раздавать вам жетоны. Чем больше у вас жетонов к концу урока, тем выше будет ваша оценка. Приступим: На какой карте мы можем увидеть республики, края, области, административные округа? (Политико-административная карта) Дайте определение оврага (Углубления с крутыми, осыпающимися склонами). Понятие балка (Углубления с пологими, поросшими растениями склонами). Как правильно должны распахиваться земли на склонах, чтобы не нанести вред поверхности нашего края? (Поперек склона) Какие склоны нельзя распахивать? (Крутые) Дайте краткую характеристику своего края по плану. (Собрать правильную последовательность на магнитной доске) За верные ответа ученикам раздаются жетоны. | Решать тест Выполнять взаимопроверку Ответы на вопросы. Работа на магнитной доске. | П: умение выделять существенную информацию К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей Р: развитие самоконтроля |
Формулировка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 4 мин | Обратите внимание на доску. Наша тема урока разбросана по ней. Мне нужны два помощника, чтобы собрать слоги в слова и понять, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке. На доске разбросаны карточки со слогами. Два ученика собирают тему урока на доске. Молодцы, девочки! Давайте все вместе прочтем тему урока (Водные богатства нашего края). А какую цель на уроке мы поставим перед собой? (Узнать о водных богатствах нашего края) | Формулировать тему и цели урока. | Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя) К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнера по общению и деятельности. |
Первичное усвоение новых знаний | 10 мин | Дети, мы уже знаем, что все водоемы можно разделить на две группы: искусственные и естественные. Давайте вспомним, какие это водоемы (искусственные – созданные человеком, естественные – созданные природой). Давайте мы с вами поиграем в двигательную игру «Хлоп-Топ». Встанем из-за своих парт. Я буду называть вам водоемы, а вы, если водоем искусственного происхождения – топаете ногами, а если естественного – хлопаете в ладоши. Естественные | Искусственные | Ручей | Канал | Река | Пруд | Озеро | Водохранилище | Море | | Океан | | Вы молодцы! Ребята, вы так же уже знаете строение реки. Помогите мне правильно собрать разбросанные на доске части схемы. (Схема реки разрезана на части и разбросана на доске. Один ученик собирает схему и получает за это жетон). А все остальные поработаем в парах и попробуем собрать схему реки у себя за партами. (Роздан материал на каждую парту) Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите карту водных ресурсов нашего края. Давайте с вами выделим три водных объекта (Нежеголь, Везелка, Северский донец). В учебнике на странице 145 у вас есть план описания реки. Скажите, а можем ли мы по этому плану описать любую реку? (Да) Давайте, тогда разделимся на группы. Каждая группа выберет себе одну реку из названных вами и, пользуясь дополнительной литературой, которая уже лежит на ваших партах, опишем по плану выбранные реки. Будем заполнять табличку в рабочей тетради на странице 68. (Ребята делятся на группы. С помощью дополнительной литературы, составляют описание реки по плану и записывают его в рабочую тетрадь) Вы справились с заданием! А теперь выполним небольшую проверку (Учитель задает 2-3 вопроса по плану в учебнике, за верные ответы раздаются жетоны). | Высказывать свои предложения Работа у доски. Работа в парах. Работать с картой, показывать водоемы. Составлять рассказ-описание реки по плану на стр. 145 в учебнике и рабочей тетради на стр. 68. Ответы на вопросы. | Р: контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме К: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и приминать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий |
Первичное закрепление | 10 мин | Давайте обратимся к учебнику на странице 146. Прочитайте первый абзац (Один ученик читает с места первый абзац на стр.146). Спасибо. Теперь, ребята, опираясь на информацию в учебнике, самостоятельно в рабочей тетради на странице 69 составляем схему «Значение водных богатств в природе и жизни человека». Вверху запишем «Значение водных богатств», далее вниз отводим стрелочки и записываем, для чего человек использует водные богатства. (Два ученика представляют свои схемы классу и получают соответствующие жетоны) | Читают текст в учебнике. Работа в рабочих тетрадях. | Р: контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме К: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и приминать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий |
Итог урока | 5 мин | Мы все знаем, что человек может причинить боль природе. Какую боль можно причинить водоемам? Замечательно! Теперь на странице 148 в учебнике вы прочтете «Клад» на дне реки». Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы этого не допустить? | Ответы детей. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты. Не бросай мусор в воду. Не оставляй мусор на берегу. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. | |