СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водоросли. Моногообразие водорослей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Водоросли. Моногообразие водорослей»

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС – 2019»








Сокольцова Софья Сергеевна,

учитель биологии первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 25»















Комитет по образованию муниципального образования

город Новомосковск


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»








Сокольцова Софья Сергеевна – автор конкурсных материалов

«Мой лучший урок по ФГОС - 2019»


Учитель биологии

МБОУ «СОШ № 25»


УМК: «Линия жизни» В. В. Пасечника, 2014






















НОВОМОСКОВСК, 2019














ЗАЯВКА

на участие в муниципальном

конкурсе «Мой лучший урок по ФГОС – 2019»


Фамилия

Сокольцова

Имя

Софья

Отчество

Сергеевна

Число, месяц, год рождения

21.09.1990

Должность, преподаваемый предмет

Учитель биологии, биология

Место работы (наименование Организации по Уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»

Мобильный телефон

89051132312

Личная электронная почта

[email protected]


Дата_______________ Подпись______________























Пояснительная записка


Представленная на конкурс разработка учебного занятия по предмету биология составлена на основе УМК «Линия жизни» В. В. Пасечника, для курса биологии 5 класса. Это 2-й по счету урок в теме «Царство Растения» и входит в систему уроков о многообразии живых организмов.

Урок проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897.

В основе этого урока (как и других) лежит системно-деятельностный подход.

На учебном занятии применен исследовательский  метод к изучению темы (в частности, при проведении лабораторной работы), характерный для данной возрастной группы школьников, как одна из форм системно-деятельностных методик.

Ключевое место на уроке занимает деятельность учащихся, которая способствует развитию логического и аналитического мышления, повышению активации учебно-познавательной деятельности учащихся, развивитию читательской и ИКТ-компетентности (включаю в работу привлечение смартфонов для поиска информации по применению изучаемых групп водорослей).

Учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности каждого из учащихся в классе, мною продуманы различные виды деятельности (работа с текстами, микроскопом, анализ информации интернет-источников, сопоставление различных мнений по сохранению биологического разнообразия и в целом экологической картины мира).

Материал урока является логическим продолжением предыдущего и опорой для последующего. Содержание урока включает следующие контролируемые элементы содержания: Царство Растения. Роль растений в природе и жизни человека. Тема урока является необходимой для изучения и включается в контрольно-измерительные материалы Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).




















Разработка учебного занятия по предмету биология по теме: «Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Их строение, среда обитания. Лабораторная работа № 6 «Изучение строения водорослей»».

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания. Вид урока: урок-исследование

Цель урока: обеспечение наличия системы знаний о водорослях, через проведение несложных биологических экспериментов, их признаках и систематических группах.

Задачи: выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особенности клеточного строения водорослей; дать представление о систематике водорослей; формировать умение вести научный диалог; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, лабораторным материалом; мотивировать любознательность и бережного отношения к природе; развивать предметно-речевые навыки.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям.

Регулятивные УУД: учащиеся формулируют учебные задачи как шаги к поставленной цели, прогнозируют и планированируют свои действия при проведении лабораторной работы.

Коммуникативные УУД: у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности и при проведении лабораторной работы.

Предметные результаты: учащиеся выделяют существенные признаки водорослей. Различают в таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека учащиеся узнают и формулируют выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов. 

Личностные результаты: у учащихся формируется экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Источники информации: Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 5-6 классы. Учебник / М.: Просвещение, 2018 г. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. Уроки биологии. 5—6 классы. / М: Просвещение, 2018 г.

www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=42%3A7&id=149%3A2009-08-23-11-36-00&Itemid=103

http://biology-online.ru/uroki/media/vodorosli-6klass/vodorosli-hlamidomonada-stroene.swf

Оборудование: учебно-методическое ­– учебник, рабочая тетрадь, гербарные материалы; техническое – мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Водоросли»; лабораторное оборудование: микроскопы, предметные/покровные стекла, образцы микроскопических водорослей, пипетки.

Ход урока

I. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

Взаимное приветствие. Организует позитивный настрой учащихся на урок - Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, предлагаю позитивно настроиться и отправиться в путешествие

Приветствуют учителя. Устанавливают первичный контакт с учителем.- Здравствуйте!


Коммуникативные

вступают в диалог

Метапредметные

Умение настраиваться на работу, саморегуляция

Методический комментарий. При проведении приветствия рекомендуется параллельно проверить наличие на партах учебных принадлежностей.

II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (3 мин.)

- Место нашего назначения предлагаю определить вам самим (для этого учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент). Звучит фоновая музыка «Шум моря», учитель демонстрирует слайды презентации с изображением морского дна и водорослей (Презентация слайд 1,2, см. приложение)

Для формулировки темы урока учитель предлагает отгадать загадки.

Прочитайте загадки и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить.



- По вашим ответам, я делаю вывод, что вы догадались о теме нашего урока. Предлагаю вам ее сформулировать. (слайд 2, см. приложение). (Учитель просит одного из учащихся сформулировать тему урока).

- Итак, мы сегодня будем говорить о водорослях. Запишите тему урока в тетрадь.

- Предположите, какой раздел биологии изучает водоросли?


- Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Чем отличаются эти группы?

-Как вы думаете, водоросли это растения? А если это растения, то какие высшие или низшие?

Учащиеся слушают музыку и просматривают слайды презентации. Выдвигают предположения о месте назначения. (Я считаю, что мы отправимся в путешествие по морским глубинам).


Учащиеся читают загадки классу.

1й ученик. 2й ученик 3 ученик

Есть змеи стометровые, Нет красивее чудес! В зеленоватой тишине        
Зеленые, лиловые, Это настоящий лес! Танцуют ленточки на дне.        
Есть бурые, бордовые. Только вырос он тайком Собравшись в пышные кусты,        
А капитану в море, Под водой на дне Щекочут рыбам животы.

От них большое горе. морском.

Учащиеся высказывают предположения о теме урока.

- Я предполагаю, что тема нашего урока «Водоросли. Многообразие водорослей. Их строение, среда обитания».

Записывают тему урока в тетрадь


- Я считаю, что водоросли изучает ботаника – наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, условиях обитания.

- У высших растений, в отличие от низших, тело разделено на органы (стебель, корень, листья).

Учащиеся испытывают затруднения при ответе на вопрос.

Познавательные









Анализируют и обобщают факты









Строят логическое рассуждение





Методический комментарий. Подвести учащихся к моменту затруднения, чтобы в дальнейшем смогли поставить цель на урок.

III. Этап постановки проблемы (3 мин.)

- Давайте предположим, какие знания нам необходимы для доказательства того, что 1) водоросли – растения, 2) высшие или низшие


- Итак, какова цель сегодняшнего урока?




- Я считаю, что для того, чтобы нам доказать, что водоросли это растения, нам необходимо узнать могут ли они образовать органические вещества, есть ли в их клетках зелёный пигмент хлорофилл, есть у них органы или нет?

Учащиеся формулируют цель урока.

- Определение водорослей к группе растений и выявление принадлежности водорослей к высшим или низшим растениям.

Познавательные


Строят логическое рассуждение

Регулятивные

Самостоятельно определяют цель учебной деятельности

Методический комментарий. Обращать внимание на правильность формулировки цели на урок. Обеспечить наличие момента целеполагания.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин.)

- Для достижения цели предлагаю поставить задачи.


Учащиеся формулируют задачи урока:

- 1) мы должны изучить, где обитают водоросли, 2) рассмотреть строение, 3) определить виды водорослей, 4) определить значение водорослей.

Регулятивные

Определяют задачи для достижения цели

Методический комментарий. Добиться прогнозирования на урок.

V. Этап реализации построенного проекта (20 мин.)

Для решения поставленных задач, учитель предлагает учащимся разбиться на 2 варианта и выполнить задания.

– Наша первая остановка в путешествии «Среда обитания».

1 вариант. Рассмотрите слайды презентации. Сделайте вывод о среде обитания водорослей. (слайд 3, см. приложение)

2 вариант. Найдите информацию о среде обитания водорослей в учебнике стр. 56 параграф 14


– Наша вторая остановка «Клеточное строение».

- Водоросли это живые организмы? Из каких «кирпичиков» все они состоят?

Для изучения строения клетки водорослей, предлагаю выполнить в парах Лабораторную работу «Изучение строения водорослей» и узнать какие особенности клеточного строения есть у водорослей.

- Подведём итог по пункту "Строение клетки водорослей».

Скажите, пожалуйста, почему водоросли отнесены к царству растения?


- Наша третья остановка «Внешнее строение».

- Рассмотрите рисунки слайда (см. приложение слайд 4) обсудите в парах общие признаки внешнего строения водорослей. Найдите подтверждение вашего решения в тексте параграфа стр.56.

Как называется тело водоросли? Разделено ли оно на органы? Можем ли мы ответить на вопрос, водоросли это высшие или низшие растения?

- Рассмотрите предложенные вам гербарные материалы водорослей. Предположите, по какому признаку водоросли делят на систематические группы.


- А водоросли вредные или полезные? Это мы определим на следующей остановке «Применение водорослей». Используя интернет-ресурсы, воспользуйтесь вашими смартфонами и найдите информацию о практическом применении водорослей. Работу разделим по рядам 1й ряд – зеленые водоросли, 2й ряд - бурые, 3й ряд – красные.(Для изучения пользы/вреда водорослей, учитель предлагает разделиться по рядам)



- Сделайте вывод о значении водорослей.




1й вариант работает с картинками на слайде

- Водоросли обитают в морях, океанах, реках, озёрах, на камнях, деревьях близ водоемов.

2й вариант работает с учебником

- Опираясь на текст учебника, я сделал вывод, что водоросли могут обитать в воде, в почве, на снегу, на стволах деревьев и образовывать симбиоз с грибами.

- Я считаю, что водоросли это живые организмы, они состоят из клеток

Выполняют лабораторную работу с использованием «цветущей воды», микроскопа и маршрутного листа для оформления работы.

- В составе их клеток есть зелёный пигмент, значит, они могут образовывать органические вещества.

Делают вывод: В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.)

У водорослей не выделены отдельные органы.

Работают с учебником и информацией на слайде.


- Я выяснил, что общие признаки водорослей это: тело – талом или слоевище, не разделено на органы, следовательно, у них нет листьев, стебля, корней, следовательно, водоросли – низшие растения.



Рассматривают гербарные материалы водорослей.

- Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. Мы выделим 3 группы: зеленые, бурые, красные.


Работают с интернет-ресурсами.

- Источник питательных веществ, для человека и животных,

Образуют органические вещества и кислород в толще воды. Используются для получения удобрений, БАДов,

Как индикаторы состояния водоемов, биотопливо, для очистки водоемов. Среда обитания для других животных. Вызывают цветение водоемов.

- Водоросли играют важную роль в природе и жизни человека. Наличие водорослей – необходимое условие для нормальной жизни водоемов.

Познавательные



Преобразовывают информацию из одного вида в другой

Вычитывают все уровни текстовой информации







Коммуникативные

Работа в парах

Регулятивные

Построение плана своих действий


Познавательные

Преобразовывают информацию из одного вида в другой



Выделяют существенные признаки объектов




ИКТ –компетентность,

читательская компетентность

Метапредметные

Применение в других сферах (химия, география)


Обобщают факты


Методический комментарий. Добиться результатов по ходу выполнения лабораторной работы, обеспечить участие каждого ученика в мини-исследовании.

VI. Этап первичного закрепления во внешней речи (2 мин.)

- Предлагаю закончить представленные на слайде предложения, проговорив вслух каждое утверждение (см. приложение, слайд 5)


Водоросли относят к низшим растениям, так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев. Зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществить процесс фотосинтеза, характерный для растений. Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресной и солёной воде, но и на сырых участках почвы, коре деревьев, переживая засуху в состоянии покоя.

Коммуникативные

Читательская компетенция

Обобщают факты

Методический комментарий. Обратить внимание на проговаривание вслух каждого ученика (выполнить хором), акцентировать внимание на основных моментах.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин.)

- Определите верное или неверное утверждение. (Учитель предлагает выполнить задание, представленное на слайде 6)

Выполните самопроверку (информация правильные ответы даются учителем)

- Выполняют задание на определение верного или неверного утверждения.

1. -2. + 3. - 4. + 5. –

Выполняют самопроверку и оценивают себя.

Регулятивные

Самопроверка по предоставленным критериям

Методический комментарий. Проанализировать степень усвоения вышеизложенного материала, по результатам выполнения задания на самопроверку, с целью доработки неусвоенных моментов и для подбора индивидуальных заданий.

VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (5 мин.)

- Используя виртуальную лабораторию, определите элементы строения одноклеточной водоросли


Работают с виртуальной лабораторией

(см. приложение, скриншот виртуальной лаборатории).


Познавательные

ИКТ-компетентность

IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (3 мин.)

- Наше путешествие подходит к концу мы с вами посетили 4 станции: «Среда обитания», «Клеточное строение», «Внешнее строение» и «Применение». Чтобы выявить, все ли вам было понятно на каждой станции, предлагаю отметить на схеме нашего маршрута знаком «+»следующее: если все было ясно, отмечаете каждую станцию, если были вопросы и что-то непонятно, отметьте знаком «-» ту (или те) станцию, где возникли вопросы.

В ыполняют оценку собственной деятельности.

Схема маршрута урока:

1 . «Среда обитания» 2. «Клеточное строение» 3. «Внешнее строение» 4. «Применение»

Регулятивные

Осознают конечный результат

Методический комментарий. Провести анализ «Схемы маршрута», чтобы выявить, у кого возникли сложности с пониманием новой темы и, чтобы скорректировать план работы на следующий урок с учетом возникших трудностей.

X. Этап домашнего задания (2 мин.)

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: Параграф 14, стр. 56, упр. 4 на стр. 51 в рабочей тетради, для желающих найти в интернет-источниках какие виды водорослей используют для употребления в пищу.

– Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

Открывают дневники, записывают домашнее задание в дневники.



- Вопросов нет.

Регулятивные

Отрабатывают системность


Методический комментарий. Проконтролировать записи в дневники у каждого учащегося.





























ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 1. Изображения водорослей на морских глубинах

Слайд 2. Тема урока: Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Их строение, среда обитания. Лабораторная работа «Изучение строения водорослей»»

Слайд 3. Места обитания водорослей

Слайд 6. Задание для определения верности утверждений

Слайд 4. Внешнее строение многоклеточных водорослей

Слайд 5. задание для первичного закрепления во внешней речи

Скриншот виртуальной лаборатории

Самоанализ учебного занятия

Мною Сокольцовой С. С., был проведен урок по теме «Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Их строение, среда обитания. Лабораторная работа «Изучение строения водорослей»» в соответствии с темой тематического планирования рабочей программы.

Учитывая, требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования я поставила перед собой следующую цель урока: учащиеся соотносят признаки разных групп водорослей и разделяют их на систематические группы. Для достижения цели, необходимо было решить следующие задачи: выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особенности клеточного строения водорослей; дать представление о систематике водорослей; формировать умение вести научный диалог; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, лабораторным материалом; мотивировать любознательность и бережного отношения к природе; развивать предметно-речевые навыки.

Изучив психологические особенности класса, мною был подобран материал с учетом того, что у учащихся наблюдаются разные типы восприятий: слуховой, визуальной, кинестетический и дигитальный. В связи с этими особенностями использовала различные методические приемы: беседа, фронтальный опрос, работа в парах, метод самостоятельной работы по поиску необходимой информации, метод сравнения, работа с гербарием и микроскопическими образцами водорослей.

На уроке дети активно отвечали на все вопросы, проявив навыки сравнения, сопоставления факты, анализа текстов, рассуждения и оценки своих знаний. В ходе урока большое внимание уделялось развитию читательской компетентности (при работе с текстами учебника), а также развитию ИКТ-компетентности (при работе с интернет-ресурсами).

Выполнив поставленные задачи и достигнув цели урока, мы получили планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: учащиеся выделили существенные признаки низших растений и на этом основании отнесли водоросли к низшим растениям.

Регулятивные УУД: учащиеся формулировали учебные задачи как шаги к поставленной цели, прогнозировали и планировали свои действия при проведении лабораторной работы.

Коммуникативные УУД: у учащихся формировались элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности и при проведении лабораторной работы.

Предметные результаты: учащиеся выделили существенные признаки водорослей. Определили на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснили роль водорослей в природе и жизни человека, учащиеся узнали и сформулировали выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развили представление о систематике организмов. 

Личностные результаты: у учащихся формируется экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

При проведении этапа самостоятельной проверки по эталону и оценки собственной деятельности, мною были выявлены учащиеся, у которых возникли трудности с освоением изученного материала, поэтому я откорректирую работу на следующем уроке, а также проработаю индивидуальные задания.

5

Сокольцова Софья Сергеевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!