СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вокальная работа с одарёнными детьми в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарённых детей используются следующие критерии:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.  

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу. Это кружок «Улыбка». Мною был разработан план, в котором речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь.

Цель: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений у одарённых детей.

 Для успешного образовательного процесса используются следующие методы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

 Приёмы:

- игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;

- просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;

- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;

 - участие в конкурсах детского творчества

 - беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий,

коллективов и ДМШ.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.

План работы  включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1. Распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальные игры.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

-пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, различные по тематике и должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Наблюдение за развитием музыкальных способностей детей позволяет планировать желаемый результат.

Планируемый результат:

- стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять связно, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять длительности и ритмические рисунки;

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а так же понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

Просмотр содержимого документа
««Вокальная работа с одарёнными детьми в ДОУ"»

«Вокальная работа с одарёнными детьми в ДОУ»

Гавшина Валентина Николаевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР Д/с №12 «Улыбка»


Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарённых детей используются следующие критерии:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу. Это кружок «Улыбка». Мною был разработан план, в котором речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь.

Цель: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений у одарённых детей.

Для успешного образовательного процесса используются следующие методы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

Приёмы:

- игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;

- просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;

- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;

- участие в конкурсах детского творчества

- беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий,

коллективов и ДМШ.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.

План работы включает подразделы:

  • восприятие музыки;

  • развитие музыкального слуха и голоса;

  • песенное творчество;

  • певческая установка;

  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1. Распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальные игры.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

-пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, различные по тематике и должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Наблюдение за развитием музыкальных способностей детей позволяет планировать желаемый результат.

Планируемый результат:

- стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять связно, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять длительности и ритмические рисунки;

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а так же понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

Литература.

  1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса.// Белгород, 2006. С.156

  2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети.// Москва, 1991. С.376

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.// — М., 1991. С.79

  4. Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.//Москва, 2010. С.65

  5. Матюшкин A . M . Загадки одаренности.// М.,1992 . С.127

  6. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса.//Санкт-Петербург, 2004. С.87

  7. Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса// (методическая разработка). Санкт-Петербург, 2002г. С.65




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!