СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волейбол как средство физического воспитания и развития школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья характеризует волейбол как средство физического воспитания и развития школьников. Волейбол представляет собой командную спортивную игру, в которой происходит соревнование двух команд на специальной разделённой сеткой площадке, стремясь направлять мяч на площадку соперников так, чтобы он приземлялся на площадке противника, или чтобы игроки защищающейся команды допустили ошибки. При этом при организации атак игрокам одной команды разрешено подряд не больше трех касаний мяча (в дополнения к касаниям на блоке). С 1964 года волейбол относится к программе Олимпийских игр.

Просмотр содержимого документа
«Волейбол как средство физического воспитания и развития школьников»

Волейбол как средство физического воспитания и развития школьников

Волейбол представляет собой командную спортивную игру, в которой происходит соревнование двух команд на специальной разделённой сеткой площадке, стремясь направлять мяч на площадку соперников так, чтобы он приземлялся на площадке противника, или чтобы игроки защищающейся команды допустили ошибки. При этом при организации атак игрокам одной команды разрешено подряд не больше трех касаний мяча (в дополнения к касаниям на блоке). С 1964 года волейбол относится к программе Олимпийских игр.

Волейбол является неконтактным, комбинационным видом спорта, где у каждого игрока имеется строгая специализация на площадке. Важнейшие качествами игроков в волейбол - прыгучесть для возможностей высоко подниматься над сеткой, координация, реакция, физическая сила для эффективности произведения серии атакующих ударов.

Выделяются различные варианты волейбола, которые можно назвать своеобразными ответвлениями от основного вида, сюда относится пионербол, мини-волейбол, пляжный волейбол, парковый волейбол. Школьная практика часто заменяет непосредственную игру в волейбол пионерболом. Это связано с тем, что для игры пионербол не требуется каких-то специальных навыков.

Игра в волейбол является действенным средством физического развития школьников. Волейбол развивает у школьников мгновенную реакцию на слуховые и зрительные сигналы, повышает мышечное чувство и способности к быстрому чередованию напряжений с расслаблениями мышц. В игре небольшие объемы статических нагрузок и усилий оказывают благотворное влияние на рост школьников. От занимающихся волейбол требует максимальных проявлений физических возможностей, умений использовать приобретенные навыки и волевых усилий. Занимающиеся в процессе игровой деятельности проявляют положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность, инициативу, желание побеждать. Данная игра благодаря особой эмоциональности выступает средством как непосредственно физического развития, так и активного отдыха.

А.Г. Фурманов отмечает, что волейбол вобрал в себе множество лучших качеств, привлекающих девочек: простоту, зрелищность, доступность, эмоциональность, способность увлекать спортсменок.

Д. М. Болдырев пишет: «Волейбол – игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакций и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой».

В.Д. Ковалёв отмечает, что особенным достоинством волейбола в качестве средства физического воспитания выступает его специфическое качество – возможности самодозирования нагрузок, то есть соответствие подготовленности игрока и нагрузки, которую он получает. Все это делает волейбол такой игрой, которая действительно доступна для людей всех возрастов.

Профессор Ю.Д. Железняк отмечает, что основу волейбола составляет соревновательная деятельность, которая является его целью и критерием эффективности в тренировочном процессе.

Именно структура тренировочной деятельности, а также факторы, которыми определяется ее эффективность, выступают как важнейший ориентир в выстраивании системы подготовки. При отсутствии ориентации на специфические особенности тренировок оптимальная подготовка является не возможной. Качества, которые развивает волейбол, необходимы людям, работающему в условиях, где необходима быстрота ответных реакций на различные изменения.

В своих работах Г.М. Титова и Г.В. Степанова отмечают, что большинство современных школьников мало заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом. Однако возможно изменить ситуацию в случае, если учащимся будет предоставлен самостоятельный выбор вида спорта, на основе чего будет возможно решать задачи по развитию физической жизни в целом. Аналогичной точки зрения придерживаются сторонники спортизированного физического воспитания. Г.М. Титова и Г.В. Степанова относят волейбол к наиболее доступным для школьников виду спорта, способствующим их физическому развитию.

Назаренко Л.Д. отмечает, что сама по себе игровая деятельность обуславливается самой природой человека. Она способна обеспечивать потребности в постоянной тренировке организма. Главная особенность волейбола как игровой деятельности - возможности развития и совершенствования людей, создание условий с целью общения, а также взаимодействия с людьми разных интересов и возраста. Игра в волейбол способна объединить как сверстников, так и людей разных поколений. Другая важная особенность волейбола как игры - многообразие двигательных действий, которые оказывают всестороннее влияние как на все группы мышц, физиологические системы и органы, так и на развитие морально-волевые качеств. Для школьников необходимость подчинения установленным правилам игры способна оказывать серьезное воздействие на психику людей. Этот исследователь рассматривает универсальность волейбола, отмечая его особенности: необходимость поддержки мяча в воздухе и, при передаче его друг другу, обеспечивать положение наиболее удобное для выполнения эффективного приема и выполнения нападающих ударов.

Л.Д. Назаренко описывает также достоинства волейбола - не исполнение ударов с особенной силой, а использование обманных движений в самые неожиданные моменты. Таким образом, возникают возможности самодозирования нагрузок. Одновременно с этим двигательные действия волейболистов являются достаточно многообразными, включая в себя разные короткие пробежки, прыжки, скачки, приемы мяча у пола и т.д. Все это требует определенных специфических движений, например: падения с перекатами на спину, падения вперед и в сторону, на бедро, с перекатами на грудь. В результате, именно овладение элементарными акробатическими упражнениями выступает как важная часть физической и психологической подготовки волейболиста.

К ведущим двигательно-координационным качествам, как отмечает А.Н. Одинцов, которые характерны для игры в волейбол, относятся подвижность, ловкость, гибкость, точность движений. Одновременно с этим у хорошо подготовленных игроков отмечается высокий уровень специфической прыгучести. Игрок должен выпрыгивать как можно более высоко без серьезной предварительной подготовки, делать энергичные замахи рукой, после которых логично ожидать мощных ударов по мячу, но игроки зачастую направляют его одним пальцем в другую сторону и мягко приземляются, погасив скорость.

Игры в волейбол оказывают воздействие при помощи разнохарактерных нагрузок на мышцы ног, заставляют в игровую деятельность включать акробатические элементы, способствуя укреплению позвоночника, различных мышц туловища. Использование многообразных способов приема, подачи, а также ударов по мячу способно эффективно развивать верхний плечевой пояс. Все это волейбол делает универсальной игрой, которая оказывает комплексное воздействие на все системы и функции организма.

Игра в волейбол относится к содержанию школьной программы физической культуры, что подчеркивает как его серьезную оздоровительную направленность, так и достаточно важное прикладное значение. При систематических занятиях волейболом происходит развитие способности к самоконтролю своего психофизиологического состояния, потому что исключительно в состоянии уравновешенности возможна адекватная оценка действий соперников и партнеров, можно быстро уловить их суть, отличая истинные движения от обманны.

Проведение постоянных взаимодействий с мячом способствуют тому, что улучшается глубинное периферическое зрение, точность и ориентировка в пространстве. Волейбол для школьников выступает как одно из средств разрешения важнейших задач по физическому воспитанию: укрепление здоровья обучающихся, формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, воспитание основных физических качеств, а именно, силы, быстроты, выносливости и ловкости.

В целом, занятия волейболом способствуют разрешению задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных и воспитательных. Игру в волейбол можно назвать не только просто спортивной, игра в волейбол выступает как средство по организации досуга, по поддержанию здоровья и восстановлению работоспособности.

Проведение занятий по волейболу позволяет разрешить серию важнейших задач:

  • укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию школьников;

  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • подготавливать разносторонне развитых физически, смелых, волевых, дисциплинированных спортсменов;

  • воспитывать привычку к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом, прививать необходимые гигиенические навыки и умения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!