Просмотр содержимого документа
«"Волжский флот" урок мужества»
Волжский флот в годы гражданской войны
Автор – преподаватель ГБПОУ «ВТВТ им. адмирала флота Н.Д.Сергеева Муканова П.А.
- Боевые действия флотов в ходе Гражданской войны не приобрели широкого размаха. Они ограничивались лишь действиями военных речных и озерных флотилий. Однако роль и значение РККФ в защите Советской республики настоятельно требовали совершенствования его органов управления и системы тылового обеспечения. Так, в связи с образованием РВС Республики ленинским решением от 18 декабря 1918 г. коллегия Наркомата по морским делам была упразднена, а в составе РВС Республики был создан Морской отдел. Этому отделу были переданы права и обязанности упраздненной коллегии Наркомата. Теперь все важные решения по тыловому обеспечению, включая штатные вопросы, принимались РВС Республики или его Морским отделом, а на действующих флотах и флотилиях — Главнокомандующим всеми Вооруженными Силами Республики через Полевой штаб.
- В.И.Ленин и наркомвоенмор Л.Д.Троцкий
- Для тылового обеспечения речных, озерных и морских флотилий, начавших формирование уже весной 1918 г., создавались базы (базы снабжения), а затем военные порты. Однако первые штаты их были очень малочисленные . Так, в штате Чудской озерной флотилии в апреле 1918 г. предусматривались должности: помощника начальника флотилии (он же начальник базы), врача, лекарского помощника, санитара, пяти шоферов, кока, двух хлебопеков и шхипера. На Волжской флотилии, где боевые действия развернулись на большом протяжении, были созданы Нижегородский военный порт, базы в Казани, Саратове, а также использовались порты — Вольск, Свияжск, Сарапул и др. Обеспечение флотилий осуществлялось с флотских центральных складов, которые располагались в Петрограде и в ряде городов на Волге. Крупным резервом центра стал Кронштадтский военный порт.
- Кронштадт в 1918 году
Гражданская война на Волге
- Формированием флотилии занимался прибывший в июне 1918 года в Нижний Новгород комиссар Н. Г. Маркин , впоследствии ставший заместителем командующего флотилии. С 23 августа 1918 г. флотилией командовал Ф . Ф. Раскольников .
- С августа 1918 года флотилия принимала участие в боях на Волге и Каме , принимала участие во взятии Вольска , Сызрани , Самары и других городов.
- Комиссар Н.Маркин и комфлота Ф.Раскольников
- 20 июля 1918 года вооружённый пароход «Делосовет» (экипаж — 52 чел., вооружение — одна 75-мм пушка и пулемёты) вступил в 35-минутный бой с тремя вооружёнными пароходами белых и выпустил по ним 250 снарядов. В результате один из белых пароходов затонул в результате взрыва боеприпасов, на втором пароходе прямым попаданием была разбита рубка, а «Делосовет» успешно сумел выйти из боя. 29 июля 1918 года моторная лодка «Маркиза», вооружённая двумя пулемётами, у Старой Майны атаковала белый пароход и находившихся на берегу чехословацких легионеров, вызвав среди них панику.
- 28 — 29 августа под Свияжском с участием флотилии были разгромлены белогвардейские части .
- В ночь на 31 августа 1918 г. Волжская флотилия во главе с «Прочным», на котором находились командующий флотилией Ф. Ф. Раскольников и Л. Д. Троцкий, незаметно прошла мимо батарей за Верхний Услон и неожиданно обстреляла базу белых, вызвав пожар на стоявших там пароходах и баржах и вызвав панику среди частей противника. В этой операции флотилия понесла потери: 1 канонерская лодка затонула, 2 других и 1 миноносец выбыли в долговременный ремонт, а еще один миноносец, оставшийся в строю, был серьезно поврежден.
- Наркомвоенмор Л.Д.Троцкий
- 5 сентября 1918 года, после начала общего наступления 5-й армии Восточного фронта на Казань, суда Волжской речной флотилии спустились по течению , поддержав огнём наступающие части и вступив в перестрелку с артиллерийскими батареями противника. В артиллерийской дуэли с тремя артиллерийскими батареями белых погибли вооружённые пароходы «Дельфин» и «Ташкент» (при этом комендоры «Ташкента» продолжали вести огонь из кормового орудия, пока судно не затонуло)
- 9 сентября 1918 года под прикрытием артиллерийского огня четыре канлодки Волжской флотилии подавили пулемётным огнём расчеты артиллерийских батарей белых и высадили на пристани Казани десант из 60 человек под командованием комиссара флотилии Н. Г. Маркина , который отбросил силы противника в город, удерживал пристань в течение часа, но после того, как из городского кремля по десанту и кораблям был открыт сильный артиллерийский огонь, десантники вернулись на корабли, захватив с собою замки от шести из восьми неприятельских орудий. Потери десанта были незначительны.
- В ночь с 9 на 10 сентября 1918 года миноносцы « Прыткий » и « Ретивый » высадили еще один, более крупный десант — сводный батальон солдат и матросов.
- Красные вступают в Казань
В следующие дни Волжская флотилия продолжала преследование отходившей к устью Камы флотилии белых, одновременно с этим оказывая поддержку наступлению войскам Красной армии.
В сентябре 1918 года флотилия была разделена на два отряда : Волжский и Камский . В состав Камского отряда вошли 21 канонерская лодка , 6 сторожевых кораблей , одна плавучая батарея , 11 гидросамолётов . Отряд возглавил Н. Г. Маркин.
Устье реки Кама
- 1 октября 1918 года Н. Г. Маркин с тремя кораблями попал в белогвардейскую засаду у Пьяного Бора и погиб. Тем не менее, Камский отряд разгромил белогвардейские части и флотилию. В октябре в состав Волжской военной флотилии вошла Военно-Волжская флотилия в качестве отряда, получившего наименование Царицынский. В ходе войны этот отряд участвовал в обороне Царицына .
- Комиссар Маркин, теплоход «Память тов. Маркина»
- В 1919 году на реках Каме, Белой и Уфе флотилия поддерживала 2-ю, 3-ю и 5-ю армии при обороне против войск Колчака , а также в контрнаступлении. Она участвовала во взятии городов Чистополь и
- Сарапул , обеспечивала переправы частей Красной Армии через Белую и Уфу.
- Адмирал А.В.Колчак
В июле 1919 года в связи с тем, что части Белой Гвардии отступили на Урал, Волжская военная флотилия была объединена с Астраханско - Каспийской военной флотилией, образовав Волжско-Каспийскую военную флотилию .
В составе Волжской Волжской военной флотилии в годы Гражданской войны воевал Н. Е. Басистый , будущий адмирал , командующий Черноморского флота .
Адмирал Н.Е.Басистый
- Изначально в состав Волжской флотилии вошли восемь канонерских лодок:
- № 1 — бывший пароход «Царицын». Построен в 1912 г. Длина 42,7 м; ширина 12,0 м; осадка 0,8 м. Двигатель — 296 лошадиных сил . Две 76-мм горные пушки, 6 пулемётов .
- № 2 — бывший пароход «Кабестан» (2 января 1919 г. переименован в «Народоволец»). Длина 43,9 м; ширина 14,2 м; осадка 1,1 м. Двигатель — 260 л.с. Две 76-мм горные пушки, 6 пулемётов.
- № 3 — «Бурлак». Построен в 1898 г. Длина 43,9 м; ширина 7,0 м; осадка 0,8 м. Одна 76-мм горная пушка, 6 пулемётов.
- № 4 — «Белая акация». Построена в 1913 г. Длина 44,5 м; ширина 10,9 м; осадка 0,8 м. Двигатель — 200 л.с. Две 76-мм горные пушки, 6 пулемётов.
- № 5 — «Ваня» (он же « Ваня-коммунист »). Построен в 1905 г. Длина 53,3 м; ширина 7,32/15,2 м; осадка 1,2 м. Двигатель — 300 л.с. Две 75/50-мм пушки Кане , одна 47-мм пушка Гочкиса , 6 пулемётов.
- № 6 — «Добрый» (с 7 февраля 1919 г. переименован в «Товарищ Маркин»). Построен в 1870 г. Водоизмещение 561 т. Длина 61,24 м; ширина 7,92/15,85 м; осадка 1,34 м. Двигатель — 600 л.с. Скорость 10 узлов. Две 76-мм пушки образца 1902 г. , 6 пулемётов.
- № 7 — «Ташкент». Построен в 1912 г. Длина 40,3 м; ширина 10,7 м; осадка 0,7 м. Двигатель — 180 л.с. Скорость 8,6 узлов. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 47-мм пушка Гочкиса, 7 пулемётов.
- № 8 — «Дельфин». Построен в 1904 г. Длина 57,9 м; ширина 17,1 м; осадка 1,2 м. Двигатель — 448 л.с. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., 7 пулемётов.
- пароход «Ольга» (13 января 1919 г. переименован в «Авангард Революции»). Построен в 1899 г. Водоизмещение 445 т. Длина 68,27 м; ширина 8,53/18,31 м; осадка 1,42 м. Двигатель — около 1000 л.с. Скорость 10-12 узлов. Одна 122-мм гаубица, одна 76-мм пушка обр. 1902 г., два пулемёта.
- пароход «Коновод». Построен в 1894 г. Длина 49,7 м; ширина 12,8 м; осадка 0,9 м. Три 76-мм пушки обр. 1902 г., 6 пулемётов.
- пароход «Лев». Построен в 1901 г. Длина 57,9 м; ширина 14,2 м; осадка 1,1 м. Двигатель 260 л.с. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 37-мм пушка Гочкиса .
- пароход «Братство». Построен в 1896 г. Длина 62,2 м; ширина 18,8 м; осадка 1,4 м. Двигатель 720 л.с.
- вооружённые винтовые катера «Стерегущий» и «Гражданка».
- Баржа «Тёща» (переоборудована в затоне Муромке (затон им. Карла Маркса) в плавбатарею «Атаман Разин»). Год постройки — 1914 г. Водоизмещение 1900 т; длина 106,6 м; ширина 17 м; осадка 2,1 м. Четыре 130/55-мм пушки и 8 пулемётов.
- Баржа «Тезей» (переоборудована в плавбатарею и переименована «Сережа»). Построена в 1917 г. Водоизмещение 2000 т; длина 83,2 м. Первоначальное вооружение — четыре 102/60-мм , шесть 75/50-мм пушек , восемь 47-мм и две 37-мм пушки Гочкиса. Позднее её орудия были переданы другим судам, и большую часть кампании 1918 г. она имела четыре 102-мм, одну 47-мм, две 37-мм пушки и 12 пулемётов. Баржа «Финляндия» (25 ноября 1918 г. переименована в «Память Урицкого»).
- Миноносец «Прыткий»
- Миноносец «Прочный»
- Миноносец «Ретивый»
- Миноносец «Поражающий»
- 6 июня 1918 г. В. И. Ленин распорядился отправить их с Балтийского флота на Волгу, и 2 августа они вышли в поход. Первые три шли через Мариинскую систему своим ходом, а «Поражающий» — на буксире. Для уменьшения осадки с них были сняты орудия, на борт было загружено минимальное количество топлива, откачана балластная вода. По прибытии в Нижний Новгород на Сормовском заводе орудия в течение нескольких дней были вновь установлены. 24 августа прибыли в Нижний Новгород , где на них установили по две 75/50-мм пушки.
Эскадренный миноносец "Прыткий ", 31 января 1895 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в ноябре 1894 года заложен на судоверфи фирмы "Ярроу" в Глазго (Великобритания), спущен на воду 10 августа 1895 года, вступил в строй 26 октября 1895 года. 16 октября 1895 года прибыл из Англии в Кронштадт. До 27 сентября 1907 года классифицировался как миноносец. В январе 1916 года был передан 2-му дивизиону дивизии траления и использовался как посыльное судно и тральщик. Участвовал в февральской революции. 2 августа 1918 года возвращен в класс миноносцев и убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу. 24 августа 1918 года вошел в состав Волжской военной флотилии. С 20 октября 1918 года входил в состав Азово-Каспийской военной флотилии, с 31 июля 1919 года - в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года - в состав Морских сил Каспийского моря. В августе-октябре 1918 года участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама, в низовьях реки Волга и в 1919-1920 годах - на Каспийском море. 16 августа 1922 года был разоружен, исключен из состава РККФ и сдан Комгосфондов для разборки.
Страны под флагом которых служил: Российская империя, СССР Год списания с флота: 1922 Водоизмещение (надводное/подводное): 241.5 т Размеры: длина - 58 м ширина - 5.6 м осадка - 2.24 м Скорость хода: 30.285 узла Дальность плавания: над водой - 2500 миль Силовая установка: 2 машины мощностью 3800 л.с. 8 котлов Ярроу, 2 винта Вооружение: 1 - 75/50, 3 - 47/35 Гочкиса, 2 ТА 456 мм Экипаж: 5 офицеров и 43 матроса
- Из остатков Самарского гидродивизиона в Нижнем Новгороде был сформирован гидроотряд, вооружённый четырьмя гидросамолётами М-9, полученными из Управления морской авиации. Базой гидроотряда стала баржа-нефтянка «Коммуна». К её бортам были приделаны кронштейны, на которых закреплялись убираемые на время похода спуски для приёма и вывода на воду гидросамолётов.
- Буксир «Андрей Клюкин» (14 ноября 1918 г. переименован в «Матрос-лётчик»), переводивший баржу «Коммуна» и двухпалубный пассажирский пароход «Вера», где размещался персонал отряда.
Командный состав
Командующие
- Бернгардт Р. М . 3-22 августа 1918 года
- Раскольников Ф. Ф . 23 августа - 11 ноября 1918 года
- Варваци В. Н . 11 ноября 1918 года - 17 апреля 1919 года
- Смирнов П. И . 17 апреля 1919 года - 25 июля 1919 года
- Раскольников Ф. Ф . 25-31 июля 1919 года
- В.Н.Варваци и Ф.Ф.Раскольников