СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданина и патриота на уроках русского языка, литературы и чтения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию на примерах  упражнений для классов ЗПР и классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) по русскому языку, литературе и чтению.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданина и патриота на уроках русского языка, литературы и чтения»

Воспитание гражданина и патриота на уроках русского языка, литературы, чтения.

(Из опыта работы)

1 слайд

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. Именно поэтому основная цель воспитания и обучения в школе – становление высоконравственной личности, уважающей традиции, знающей и ценящей историческое и культурное наследие. Достижение этой цели предполагает формирование чёткой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.
Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).

Для того, чтобы говорить о патриотическом воспитании школьников, необходимо понимать, что же такое патриотизм, чему мы должны обучать детей на уроке?

2 слайд

"Патриотизм", по Владимиру Далю, трактуется как "любовь к отчизне". "Патриот" по Далю - "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".

В толковом словаре С. И. Ожегова «патриотизм» - это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

3 слайд

Так, например, К.Д. Ушинский говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного гражданина и патриота, но самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя-языковеды.

Учитывая тот факт, что «память живет и сохраняется только в речи, в слове», а слово и речевое произведение – прямые владения учителя родного языка, значит, важнейшая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит именно русскому языку и литературе.

Русский язык как предмет уже сам по себе уникален, ведь он и прививает любовь к родному языку, и помогает осмыслить общечеловеческие ценности, и воспитывает чувства патриотизма. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Таков этот великий народный педагог – родное слово».

Так ка я работаю и в классах с обучающимися с ЗПР ( в нашей школе это классы с литерой «а») и классах с обучающимися с легкой умственной отсталостью ( интеллектуальные нарушения) – ( это классы с литерой «б»), то поставленная задача на уроках русского языка, литературы и чтения реализуется, через содержание изучаемого материала.

Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался, – это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов.

4 слайд

Например, работая над темой «Слитное и раздельное написание не с существительными» в 6а классе, ребята узнают, что слово негодяй первоначально связано с рекрутским набором на Руси: так называли человека, не годного к службе.

5 слайд

Любви к Родине и гордости за нее может учить и этимологический разбор в 6а классе, например, слова «шаромыга» («шер ами» - дорогой друг – так говорили разбитые французские солдаты, прося кусочек хлеба у русских крестьян, за что и получили хлёсткое название – «шаромыги» - грязные, оборванные попрошайки).

6 слайд

Любви к Родине, к родному языку учит и упражнение из темы «Заимствованные слова» в 6а классе с заданием: «Замените иностранные слова русскими». Это задание предваряют слова: «Сейчас очень часто иностранные слова употребляют без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться» .

Можно попросить ученика объяснить смысл слова, например, использование иностранного слова «Ок», подобрав литературный синоним из русского языка - вот и словарная работа. Чтобы облегчить ученику выбор литературного слова, выражающего его мысль, при подготовке ответа в классе даю тематический набор слов (прекрасно, похвально, щедро, здорово, качественно, классно, ладно, лестно, любо, недурно). Из которого ученик может выбрать нужное слово - это, конечно, облегчает работу, вселяет уверенность и разрабатывает систематичность.

Упражнение с таким заданием как нельзя более точно передает веяния нынешнего времени. Люди, предпочитающие русским словам иностранные, напоминают крыс из басни С. Михалкова «Две крысы»: Я знаю: есть еще семейки, где наше хают и бранят и с умилением глядят на иностранные наклейки, а сало русское едят».



7 слайд

А упражнение «Игра в слова», в котором нужно прочитать спрятанные слова можно использовать в 5-6-7классах разного маршрута обучения.

Гордости за свой язык учат и первые параграфы в учебниках разных классов: «Функции русского языка в современном мире» в 8а классе , «Международное значение русского языка» в 9а классе.

В работе над формированием чувства патриотизма на уроках русского языка хорошим подспорьем является правильный подбор дидактического материала.

Устное народное творчество содержит богатый материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, патриотизма. В анализ пословиц включаю сравнения, сопоставления мыслей о трудолюбии, любви к Родине, смелости, трусости, правде и лжи.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать на уроке на этапе мотивации почти по всем темам русского языка, как в классах для обучающихся с ЗПР, так и в классах для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), по темам:

8 слайд

“Тире между подлежащим и сказуемым” (8а кл.) – Родина - мать, умей за неё постоять;

“Прилагательные полные и краткие” (5а кл.) – Всякому мила своя сторона. “Степени сравнения имен прилагательных” (6а кл.) – Нет в мире краше Родины нашей.

«Сложноподчиненные предложения» (9а кл.) – Если дружба велика, будет Родина крепка.

«Бессоюзные сложные предложения» (9а кл.) – Живем в ладу: врагам на беду.

«Знаки препинания при союзах и, а, но» (8б кл.) - С родной земли – умри, но не сходи.

«Частица не с глаголами» (8б кл.) – Русский солдат не знает преград.



Немаловажное воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся классов «а» и «б» могут выполнять самые различные задания, например: 

Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Поэтому на уроках развития речи часто практикую различные виды работ: изложения, работа с деформированными текстами, сочинения – рассуждения.

9 слайд

Например, упр. в 9а классе.

- Как вы понимаете мысль, высказанную в последнем абзаце текста «Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту». ( В. А. Сухомлинский).

- Напишите сочинение-рассуждение. Аргументируйте свой ответ.

10 слайд

(Из сочинений учащихся 9а класса)

«Родина для меня – это то место, где я родилась, воспитывалась, живу сейчас. Я горжусь своей Родиной, потому что – это самое дорогое для человека». (Карина Н.)

«Родина для меня – это все, что меня окружает. Родина – это моя школа, мои друзья, это мой дом, где тепло и уютно, где меня всегда ждут». (Снежана З.)

Так же использую сочинения – рассуждения на свободную тему («Что такое подвиг?», «Как отличить смелость от безрассудства?» и т.п.) Работы такого характера готовят учащихся к ГВЭ.

В 6б классе провожу работу по репродукции картины М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» и изложение по упр.219 «Куликовская битва».

11 слайд

А для учащихся 8 «Б» предлагаю упр. 81.

- Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в разных частях слова. Укажите склонение существительных.

«Варяг»

Плещут х..лодные волны, Миру всему передайте,

Бьются о бере.. м..рской. Чайки, п..чальную весть:

Носятся чайки над морем. В битве врагу мы не ..дались.

Крики их полны т..ской. Пали за ру…кую честь.

Я. Репнинский.

- Знаете ли вы историю крейсера «Варяг?

Дом. задание: подготовить выразительное чтение стихотворения, подготовить сообщение о крейсере «Варяг» (по желанию). Если не смогут, расскажу сама.



В учебнике «Русский язык» много упражнений с текстами – описаний природы классиками русской литературы. Эти тексты также воспитывают любовь к родине, к родной природе, призывают ее охранять.

12 слайд

Например, изложение с продолжением по тексту С. Михайловой (упр.40) в 9а классе.

- Напишите о том, как вы встречаете осень в вашей местности или время года, которое вам нравится.

(Из сочинений учащихся)

«Люблю осень с листопадом из желтых, красных резных листьев. Люблю собирать букеты из листьев. Люблю гулять и наслаждаться теплым солнышком в осенней тишине». (Эльвира Г.)

««Мне нравится зима, хоть и холодная. Воздух свежий, морозный. Снег белый, пушистый укрывает деревья в теплые шубы, вокруг огромные причудливые сугробы. Люблю с друзьями играть в снежки, кататься с горки на ледянках». (Карина Н.)

Или такое задание, как диктант с продолжением по упр.45. в 9а классе.

- Запишите текст под диктовку. Продолжите текст, выразив свое мнение об охране воды.

13 слайд

В 6б классе провожу сочинение по данному началу по тексту В. Пескова «Весна идет»

-Напишите 4-5 предложений о весне. Начните его так:

«Закончилась зима. Наступил первый месяц весны – март…»

(Из сочинений учащихся 6б класса)

«На ярком голубом небе светит солнце. Бегут легкие облачка. Прилетели грачи. Они вьют гнезда».(Марина К.)

«Дни стали длиннее. Снег тает. Из теплых стран вернулись птицы. Журчат первые ручьи». (Лиза М.)

14 слайд

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают и тексты для диктантов по памяти.

Систематически использую на уроках русского языка во всех классах «а» и «б» этот вид работы, начиная с 5 класса. Это четверостишия по разной тематике. Такой вид деятельности не только имеет воспитательное значение, также развивает зрительную память, орфографическую зоркость.

Текст для 9а класса:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

В. Шефнер

Текст для 6б класса:

На лесной опушке,

Около пенька,

Маленький подснежник

Вылез из снежка.

В. Зиборов

Текст для 8б класса:

Май. Россия. Цветет весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех, кто нам жизнь подарил.

В 8 «Б» классе работаем над редактированием текста «Окский заповедник» по упр.223.

- Прочитайте внимательно текст, в котором нарушена связь слов в предложении. Запишите текст, связав слова в предложениях по смыслу.

- Где находится заповедник? Что вы знаете о нем?

Патриотическое просвещение невозможно без слова. Сила воздействия слова на поступки людей так велика, что, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Этому дети учатся на уроках литературы и чтения.

Когда-то давно в одной статье о школе я прочла такие слова: «Литература и история – самые главные школьные предметы. История делает человека гражданином, а литература - человеком». А любовь к Родине – это то, без чего не может быть настоящего человека. Патриотизму учит, в первую очередь, литература о войне; оно и понятно: в острой, критической ситуации, в тяжелую годину проверяется человек, проверяется, на что способен он ради Родины.

Это такие произведения, как «Бородино» М. Лермонтова, «Сын полка» и «Флаг» В. Катаева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого. Стихотворения К. Симонова и А. Твардовского.

15 слайд

Например, работая с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» в 5а и 7б классах, провожу такую работу:

- Чтение и сравнение 2 и 14 строф стихотворения

- Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой «Богатыри – не вы»?

16 слайд

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» проявляется шолоховское мастерство – умение передавать самые сложные душевные переживания человека, перенесшего лишения и невзгоды, через внешние проявления: жесты, мимику, короткое слово.

«Русский человек, человек, несгибаемой воли, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина», – пишет М. Шолохов . Таковы его герои. Один из них Андрей Соколов.

Жизнь ставит человека порой перед необходимостью выбора.

Герой поступает так, как велит ему совесть.

При изучении рассказа М. Шолохова «Судьба человека» провожу такую работу:

(Чтение любимого эпизода всех учащимися 9-х классов из рассказа «Судьба человека» – эпизод «поединка Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера» и его анализ). Просмотр видеоролика .

Патриотизму учит и отрицание войны как средству выяснения отношений между странами, и боль за судьбу страны, опять (в который раз!) вынужденной сражаться за свою независимость. Блоковское стихотворение «Коршун» (коршун – образ - символ злых сил, кружащихся над Родиной и несущих ей горе, разорение) – тому пример.

Идут века. Шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Любви к Родине учит и отказ покинуть «родное пепелище», уехать в эмиграцию, например, в стихотворениях Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам...». «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был...». Эти стихотворения пробуждают у читателя - школьника уважение к поэту, который в самое трудное для страны время, время сталинских репрессий, разделил со страной всю её боль, не уехал туда, где спокойнее и уютнее, остался на родной земле, потому что она – Родина

Когда-то А. Пушкин о любви к Родине сказал очень просто:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам .

Не может быть хорошего гражданина, если он – человек плохой. «Что такое гражданин? – Отечества достойный сын», - говорил Н. Некрасов. Быть достойным сыном отечества учит вся русская литература. Достойного сына Отечества воспитывает русская литература.

А гордость за свой язык – это составная часть любви к своей Родине. А эту гордость пробуждают и знаменитое тургеневское стихотворение о «великом, правдивом и свободном» русском языке. И ломоносовские слова о том, что если бы Карл V «российскому языку был искусен, он нашел бы в нем великолепие испанского, нежность итальянского, живость французского, крепость немецкого и сверх того богатство и сильную в воображениях краткость греческого и латинского языков».

17 слайд

Преданность Отечеству, стойкость, дух товарищества – эти и другие нравственные качества личности нашли отражение в произведениях на историческую тематику С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин», «Кавказский пленник» Л. Толстого и другие произведения.

18 слайд

Так, изучение рассказа «Медаль» из цикла «Рассказы о русском подвиге» в 6б классе, предваряет рассказ об А. В. Суворове, переходящий в беседу по тексту произведения.


Чтение и анализ произведений писателей русской литературы заставляют обучающихся задумываться не только о судьбах героев произведений, но и поразмышлять над собственным поведением.

Изучение произведений классиков: А. Пушкина, С. Есенина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, И. Никитина, Н. Рубцова и др., - формируют у учащихся чувство справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям.


19 слайд



Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

20 слайд


При изучении поэтических произведений провожу такую работу как проект 5-6-7 классах разных маршрутов обучения. Детям нравится подбирать стихи на определенную тематику и создавать мини-проекты. Например, проект «Зарисовки к любимому стихотворению о весне». Дети подбирают стихотворение, которое им понравилась, учат его наизусть. Затем делают к нему рисунок, (я веду еще уроки изобразительного искусства) записывают стихотворение под рисунком. Получается небольшой альбом – итоговый продукт проекта.



В заключение хочется сказать, что специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель способен считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!