СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание морально-волевых качеств у детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе адаптивного физического воспитания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание морально-волевых качеств у детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе адаптивного физического воспитания»

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ


Занятия адаптивной физической культурой создают хорошие условия и предпосылки для воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья, но особенно благоприятны эти условия для воспитания у них волевых качеств, поскольку процесс выполнения физических упражнений, планирование и подготовка к этому процессу, особенности восстановления после нагрузок и другие его проявления немыслимы без конкретных проявлений воли, обусловленных характером преодолеваемых препятствий.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование модели формирования волевых качеств у детей с отклонениями в состоянии здоровья посредством акцентированного и целенаправленного использования средств адаптивной физической культуры.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации, осуществляющей адаптивно-физкультурную деятельность.

Предмет исследования: формирование волевых качеств у детей средствами адаптивной физической культуры.

В соответствии с указанной целью были определены основные задачи исследования:

1. Выявить и обосновать возможности средств адаптивной физической культуры, педагогические условия их результативной реализации в ходе формирования волевых качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

2. Спроектировать модель формирования волевых качеств средствами физической культуры.

К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.

Физические упражнения оказывают комплексное влияние на формирование волевых качеств занимающихся. Каждое физическое упражнение воздействует на ряд волевых качеств. Степень этого воздействия может быть разной, но всегда комплексной. Более того, нет таких физических упражнений, которые формировали бы конкретные волевые качества у всех учащихся.

Проведённое исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:

1. Средства адаптивной физической культуры обладают широкими возможностями в формировании волевых качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья посредством:

- активного комплексного влияния, поскольку позволяют в максимальной степени учесть особенности занимающихся: стремление к физическому совершенствованию, к подражанию; желание быть похожим на своих кумиров, быть первым, занять достойное место в кругу сверстников, добиться признания, уважения, испытать себя в преодолении трудностей; стремление удовлетворить потребности в динамичном движении, новизне, разнообразных эмоциях, общении в кругу сверстников;

- дифференцированного (внутри классная группировка учащихся в зависимости от уровня физической подготовленности) и индивидуального (учет индивидуальных особенностей конкретного ученика) подходов к организации и проведению физической подготовки, что позволяет создать для каждого ученика «индивидуальную ситуацию» волевого напряжения, необходимого для преодоления трудностей;

- целенаправленного воздействия на формирование отдельных волевых качеств (выдержки, решительности, инициативности, настойчивости, целеустремленности) путем активного применения игрового и соревновательного методов на занятиях.

2. Результативная реализация возможностей средств физической культуры в формировании волевых качеств достигается при соблюдении следующих условий:

- согласованная и целенаправленная работа педагогов, родителей и самих лиц с отклонениями в состоянии здоровья (при условии, что все стороны являются заинтересованными, равноправными и равнозначными субъектами), осуществляемая на основе специально разработанной программы;

- применение в режиме «предельной доступности», в котором объективно сочетаются необходимость преодоления трудностей в ходе выполнения физических упражнений с радостью преодоления себя, возможностью достижения цели, связанных с освоением упражнений;

- целенаправленное создание ситуаций, требующих волевых усилий для их разрешения, способствующих накоплению индивидуального опыта волевых действий каждым из лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

- комплексное использование средств физической культуры в естественных и искусственно создаваемых ситуациях, поскольку нет таких средств, которые выполняли бы роль «волшебной таблетки» в формировании того или иного волевого качества (одни и те же средства требуют от разных индивидуумов проявления различных волевых качеств).

3. Эффективным механизмом работы по формированию волевых качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья выступает специально разработанная модель применения средств физической культуры, представляющая собой динамичную, постоянно развивающуюся, открытую, не имеющую постоянного набора элементов, способную исключать и включать отдельные элементы по мере необходимости систему, функционирующую в рамках учебной программы адаптивной физической культуре позволяющая создать условия реализации возможностей средств физической культуры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!