СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных и морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры посредством игр.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных и морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры посредством игр.»

Воспитание нравственных и морально - волевых качеств учащихся на уроках физической культуры посредством игр.

 

       Развитие физических и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двигательной деятельности в результате преодоления объективных и субъективных трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладевать сложной техникой из разных разделов программы, а также игровых приёмов. Преодолевать усталость, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, регулировать свою работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера является физическая нагрузка. Отсюда необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, смелости.

       Игровая деятельность оказывает большой эффект на формирование  нравственных и морально-волевых качеств у школьников, так как всегда связана с возникновением между играющими определённых взаимоотношений. Это способствует активному общению детей, установлению контакта между одноклассниками. Контактность детей, особенно в первое время, не у всех одинакова - есть застенчивые, необщительные дети, а есть наоборот общительные. В игре легче включить учащихся в коллективную деятельность, помочь познакомиться друг с другом.

      При работе с учащимися очень важно приобщать их через игровые действия к систематическим занятиям физической культурой и спортом на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хорошим средством развития воли учащихся служат подвижные и народные игры, где появляется необходимость проявления твёрдости характера, решительности, упорства, настойчивости.

       Воспитание нравственных качеств у школьников имеет большое значение для становления характера и приобретение моральных устоев. На занятиях физической культурой можно успешно воспитывать эти качества, поскольку сама физкультурная деятельность создаёт для этого всевозможные ситуации. В число нравственных качеств входят честность, вежливость, доброта, уважение к людям, взаимопомощь.  

      Для воспитания нравственных качеств в процессе занятий физическими упражнениями важную роль играют:

1.     Беседы на этические темы.

2.     Личный пример учителя физической культуры и всего педагогического коллектива школы.

3.     Наглядная агитация.

       Беседы о нравственном поведении могут проводиться во время уроков физической культуры, при подведении итогов соревнований, игр. При разборе игры учитель должен чётко оценить поведение учащихся в различных ситуациях. При этом полезно выделить положительные и отрицательные стороны поведения школьников.

       Полезно широко освещать примеры и основы нравственного поведения при помощи наглядной агитации: стендов, наглядных пособий, плакатов, информационных листов о соревнованиях, встречах и т.д.

       Для воспитания навыков нравственного поведения через народные игры учитель физической культуры должен специально создавать учебные ситуации, в которых учащиеся проявляли бы взаимопомощь, честность во время игры, уважение к соперникам. В этих целях полезны совместный анализ действий учеников, подключение их к судейству. Нравственное поведение должно стать обычным повседневным делом, а не чем-то, о чём вспоминают изредка. Краткое обсуждение со школьниками поведения отдельных учащихся очень полезно для воспитания нравственности. Во время бесед нужно пояснить смысл и значение для человека нравственного поведения и подкрепить это примерами из жизни. Например, если ученик помог своему товарищу во время игры повышенной сложности, то в последующем у обоих формируется навык взаимопомощи.

       Личный пример учителя физической культуры является важнейшим фактором при нравственном воспитании учащихся. Для этого нужно, прежде всего, хорошо знать и любить своё дело, быть теоретически и методически подготовленным, обладать широким кругозором. Школьники крайне чувствительны ко всем нарушениям нравственных норм со стороны своих товарищей и особенно взрослых – родителей, учителей. Поэтому долг учителя физической культуры – неукоснительно соблюдать нормы нравственного поведения.

    Воспитание волевых качеств осуществляется в тесной связи с воспитанием нравственности. Подростки часто либо недооценивают, либо переоценивают свои силы и возможности. В число основных волевых качеств входят: целеустремлённость, настойчивость, смелость, самостоятельность, самообладание.

    Целеустремлённость воспитывают путём выполнения заданий, связанных с действиями, направленными на достижение конкретной цели. Например, перед школьником ставится цель добиться овладения сложным навыком - прыжок в длину с полного разбега. Чтобы данная цель стала интересней ученикам, нужно рассказать о значении прыжков в различных жизненных ситуациях для преодоления препятствий. Данное упражнение требует постоянной тренировки, проявления целеустремлённости. Систематическое выполнение подводящих упражнений, упражнений подготовительного характера, преодоление утомления-всё это в комплексе воспитывает качество целеустремлённости.          

     Настойчивость-это волевое качество, связанное с преодолением многих неожиданно появляющихся препятствий различной степени трудности. Например, после длительной игры в неблагоприятных условиях  - сильный ветер, низкая температура, можно вводить дополнительные задания на стадии утомления. После игры на развитие силы «Комок шерсти», «Лапта», «Бить по дереву», можно давать игры на развитие выносливости. 

    Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Народные игры бывают сюжетные, очень эмоциональные, со своеобразными требованиями и с определённой целью. Так, например, в национальных подвижных играх: «Захват противника», «Лапта», «Стремительный мяч», очень ярко выражены элементы коллективизма, товарищества, командные действия.

      Смелость – проявление воли, связанное с выполнением упражнений, в которых присутствуют элементы риска или опасности. Для воспитания смелости полезно вводить элементы соревновательной деятельности. На первых этапах воспитания смелости и решительности рекомендуется помогать ученикам, используя страховку, соответствующие словесные воздействия. Задания и игры должны постоянно усложняться. В противном случае они станут привычными и потеряют свой тренирующий эффект.

     Многие национальные игры включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый «Подлог шапки», самый ловкий «Лапта», самый меткий «Городки», «Чижик», самый сильный «Метание камней». В коллективных играх обязательно есть победитель и проигравший. Здесь можно учить детей не хвастаться при выигрыше и не унывать при неудаче. Учить сохранять дружеские отношения с победившими и проигравшими товарищами, при этом все отношения должны основываться на доброжелательности, глубоком уважении друг к другу.                                                            Самостоятельность – это проявление воли, связанное с мобилизацией своих знаний, умений, навыков для достижения поставленной цели, а также с устойчивостью к внушениям других людей. В этих целях учащимся следует давать групповые и самостоятельные задания. Следует использовать                                     самостоятельную подготовку к соревнованиям, проведение вводной части урока и подготовительных упражнений, судейство игр.              

      Правила игры – главный её организующий момент. Точные правила исключают произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Правила игры упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения и положительно влияют на проявление эмоций у игроков.

      Воспитание различных волевых проявлений личности школьников – трудоёмкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры. Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестаёт давать нужный эффект, если это делать нерегулярно.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов игры, определение её результатов. В нравственном отношении важно при определении победителя учитывать не только быстроту и качество выполнения задания, но и  отношение между играющими умение действовать дружно. Итоги подводятся в конце занятий, после того как спадает эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия.

 Правильно подобранная, методически отработанная игра становиться надёжным средством воспитания морально-волевых качеств учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!