СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быть патриотом - долг каждого человека на земле, именно литература учит любви к Родине, смелости.Великие мастера слова: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие - учат нас помнить войну 1812 года, знать традиции, быть нравственными людьми

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма»



«Духовный мир человека в произведениях русской классики»

(Посвящается 208-летию Отечественной войны 1812 года) (Из опыта работы)





Выполнила: учитель русского языка и

литературы МКОУ «СОШ№ 3» г.Поворино

Руфанова Любовь Викторовна

2021 год





Отечественная война  1812 года, на мой взгляд, – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, учащихся, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. По мнению критиков, актуальность тем, связанных с войной 2012 года, бесспорна. Цель данной работы – показать, что каждый школьный предмет способствует интеллектуальному и творческому развитию, а уроки литературы, кроме того, и воспитывают, и возвышают души, делая их более духовными и чистыми. Задача исследования в том, чтобы, изучая уникальные художественные произведения мастеров слова (А.С Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.А.Жуковского и других), находить те духовные ориентиры, которые смогли бы помочь мне и моим одноклассникам найти своё достойное место в бурных волнах житейского моря, а также хотелось бы возродить многие традиции: семейное чтение, совместное воскресное посещение церкви. Мы, учащиеся, имеем ясное понятие о значении таких слов, как духовность и нравственность. Духовность и нравственность делают человека культурным, интеллигентным. Предметом исследования в моей работе стали творения великих мастеров слова, в которых война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов и писателей на прославление героизма защитников России.

Объектом исследования является поэтическая летопись войны 1812 года, которая доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Методы исследования: исторические, диалектические, аналитические, хронологические, информационные.

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот на­чинается, я считаю, с А.С.Пушкина, который в 1815 году написал стихотворение «Наполеон на Эльбе».. В стихотворении «Наполеон» (1821) А. Пушкин выходит далеко за пределы традиции:

Надменный! кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Наполеон видится теперь поэту не толь­ко в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко траги­ческая фигура. Но в 1835 г. А.С. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», где главный герой Барклай де Толли является антиподом Наполеона, потому что он умный, человечный и замечательный стратег, патриот, желающий спасти народ от надменного Наполеона

Преемник Пушкина, М.Ю. Лермонтов, также проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, которых ему так не хватало в современниках. Например, стихотворение "Бородино" было написано на 25-летие Бородинской битвы. Впервые в русской литературе М.Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны, который рассказывает с огромной гордостью о русских солдатах, об их героизме и беззаветной преданности. И люди стояли до конца. Мы также без волнения и восхищения не можем читать строки из произведения «Поле Бородина», в котором главные герои смелы и решительны, вольны и патриотичны:

Всю ночь у пушек пролежали

мы без палаток, без огней.

Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей.


Бородинское сражение было также переломным и в судьбе В.А. Жуковского, который прекрасно изобразил певца в центре исторических с обытий, великолепно показав его духовный мир. А титул "певца во стане русских воинов" он считал для себя самым почетным.

Сколько создано шедевров о людях, творивших историю, и её защитниках?! Рассуждать на тему «Духовный мир участников в войне 2012 года» мне помогли и писатели, создавшие великолепные произведения русской классики.

Например, Денис Давыдов, генерал-майор, любил повторять, что он – «поэт не по рифмам и стопам, а по чувству», прежде всего, – «по залету и отважности военных действий».

А разве можно, исследуя такую важную тему, как человек и его духовность в Отечественной войне 1812 года, не рассказать ещё об одном титане мысли, Л.Н. Толстом, который в 1867 году закончил работу над произведением " Война и мир ". Защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Проводы на войну Андрея Болконского, главного героя эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир", напоминают нам о следующем эпизоде. Сестра Мария вешает на шею брата образок, считая, что это в трудную минуту станет ангелом-спасителем, что духовная и нравственная вера её брата спасет его жизнь. Может быть, поэтому остался живым Андрей, рассматривая небо Аустерлица на Праценской горе. А после второго ранения связь с недосягаемым небом усиливается, происходит сближение с Богом, с которым он приобретает родство настолько, что способен отсечь от себя радости мира, столь занимавшие его совсем недавно.

К какому выводу можно прийти, проанализировав лучшие произведения русской классики?

ГЕРОИЗМ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, духовность и внутренняя культура» - вот что лежит в основе всех рассмотренных мною произведений. Можно с уверенностью сказать, что все произведения русской классики объединяет изображение русского человека-патриота, готового на всё ради спасения Отечества. Коварными и бесчеловечными показаны французы, пришедшие на чужую землю. Эта работа – скромная дань памяти не только и не столько военной победе в этой войне. Это дань памяти нравственному подвигу русского народа; народу, который, пройдя через суровые испытания войной, претерпев грабеж, насилие, поругание святыни – не поддался злобе и мести, не воздавал французам (и другим народам Европы) злом за зло, в ответ не грабил, не убивал и не обижал мирных жителей побежденных стран. .. Итак, духовно-нравственная победа достигнута Россией, потому что наши солдаты победили саму войну – вместо злобы, вместо стремления к завоеваниям, наши солдаты поселили в сердца  побежденных народов добрые чувства: благодарность, дружелюбие. Во всех прочитанных мною произведениях, с одной стороны, чувствуется боль русских поэтов и писателей за то, что пришлось пережить русским людям, с другой стороны, - гордость и восхищение за народ, который способен в годину испытаний подняться во весь рост и спасти любимое Отечество, оставаясь при этом добрым и человечным, духовным и нравственным. Я преклоняюсь перед подвигом наших предков и заверяю, что никакой враг не посмеет победить русский народ, потому что в его характере являются такие духовные ценности, как нравственность, порядочность, душевность и моральная чистот






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!