Воспитательная деятельность в школе-интернате
Ребенок не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую следует зажечь.
Средневековые гуманисты.
Основное в моей деятельности по воспитанию здорового образа жизни – это создание условий для охраны, укрепления и улучшения здоровья в течение всего периода пребывания детей в школе-интернате. Формирование представлений о роли здоровья в жизни человека и потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, владеть средствами укрепления и сохранения здоровья. От меня, как воспитателя, в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье детей оказывает их пребывание в интернате, непосредственно сам процесс воспитания и обучения. Являются ли здоровьесберегающими те или другие образовательные технологии, применяемые мною, а также и созданная мною внутригрупповая среда (в нашем случае – интернат, где дети проводят большую часть времени)?
На воспитательных занятиях решаю следующие задачи, связанные с проблемой здоровья воспитанников: диагностические, коррекционные и формирующие, обращая внимание не только на детей, но и на условия проведения занятий.
Главный объект внимания воспитателя – его воспитанники. Если реализация традиционной технологии проведения занятия фиксирует внимание воспитателя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения детьми заданий, то для воспитателя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние детей и все, что связано с влиянием на их здоровье. Поэтому проводя перед занятием, оценку эмоционально-психологической атмосферы в группе, особое внимание уделяю детям, которые отличаются проявлением ряда психофизиологических особенностей (повышенная возбудимость, нежелание включаться в учебный процесс, затруднения концентрации и удержание внимания, склонность к нарушению дисциплины и общепринятых норм и т.д.).
В данном случае, на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися, им адресованы индивидуальные педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению психологической атмосферы, созданию устойчивого положительного эмоционального фона.
Задачи:
Включение в цели занятий элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании
Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в комнатах, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание комнат.
Обеспечение положительного настроя детей на занятие, их психологического погружения в пространство школы-интерната на позитивной волне
Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей детей при их включении в воспитательный процесс
Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.
Проведение на каждом занятии физкультминуток и пауз общего и специального воздействия
Постоянное внимание к охране зрения: рассадка детей с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в кабинете, проведение упражнений по гигиене зрения
Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, и систематический контроль над осанкой на занятиях.
Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности воспитанника – как внешней (оценка, похвала воспитателя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения)
Обеспечение дифференцированного подхода с особым вниманием к детям группы риска и больным
Эффективность воспитательного процесса мною достигается за счет использования на своих занятиях здоровье сберегающих технологий:
Вводная гимнастика имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы упражнений меняю 1 раз в 2 месяца.
Подвижные игры организую на прогулке.
Физминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемых, для активного отдыха учащихся. Обычно это 3-5 физических упражнений во время занятия по (2-3 мин). Провожу их зачастую с музыкальным сопровождением (магнитофон), помогает восстановить оперативную работоспособность.
Незначительная продолжительность занятий, невысокий уровень функциональных нагрузок способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности воспитанников и не перегружают режим дня ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как результат использования различных приемов и техник, способствующих укреплению здоровья детей, в группе наблюдается стойкая положительная динамика по уменьшению количества простудных заболеваний, снижение количества пропусков детьми учебных занятий по болезни
Физкультурные мероприятия способствуют улучшению здоровья, коррекция недостатков физического развития. Динамические и расслабляющие паузы проводятся систематически. В течение всего года дети заняты играми на свежем воздухе, коньками, лыжами.
Основные виды деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это игра, учение, труд. Учение для ребенка с нарушением интеллекта является основным общественно значимым видом деятельности. Поэтому, задачами своей деятельности я считаю:
коррекционную работу, цель которой исправление психических и физических отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение охраны и укрепление здоровья детей, которые заключаются, прежде всего, в воспитании здорового образа жизни, его мотивации к занятиям спортом, привитии чувства ответственности за своё здоровье;
практическую направленность учебно-воспитательного процесса как средство социальной адаптации воспитанников.
Всю работу с детьми я строю на основе знаний психологии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его возрастных особенностей. Тщательно отобранный материал, наглядные пособия, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальные планы обучения, разнообразные формы проведения занятий позволяют активизировать познавательную деятельность детей разного уровня подготовки. На занятиях я не только формирую знания, умения, навыки, но и решаю коррекционные задачи. В процессе учебной и воспитательной деятельности складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.
Особое место в учебно-воспитательном процессе нашей коррекционной школы отводится трудовой деятельности. Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики ребенка с нарушением интеллекта. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают детям выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Наша школа психологически и практически готовит детей к сознательному, активному труду на пользу личности и общества.
Задачи трудового воспитания для меня состоят в том, чтобы сформировать у воспитанников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. Наряду с этим я учу детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.
Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако, как показывает опыт, воспитанники коррекционной школы таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них нет навыков. В нашем интернате самообслуживание является частью общественно полезного труда воспитанников, и имеет важное значение для развития у детей наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности помещения, спальных комнат, классного оборудования, уход за комнатными растениями, полная уборка классных помещений, комнат, включая участие в ремонтных работах (в старших классах), стирка мелких вещей и ремонт одежды - таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь самообслуживанием, ребенок учится рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках трудового обучения, воспитательных занятиях, социально-бытовой ориентировки
Становление личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в том, что формирование высших чувств, происходит с относительным опозданием и значительным трудом. Поэтому, формирование нравственных качеств должно происходить постепенно, начиная с самого простого и понятного для ребенка.