СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Дорога домой"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное занятие «Дорога домой» была запланировано и проведено социальным педагогом в рамках программы «Выпускник».После выпуска из СУВУ подросток должен быть готов влиться в существующую социальную среду, найти свое достойное место в жизни. От  того, как будут готовы выпускники противостоять отрицательным влияниям среды, научатся решать бытовые и другие возникающие в жизни проблемы, зависит успешность их постинтернатной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Дорога домой"»

Министерство просвещения РФ

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для

обучающихся с девиантным поведением закрытого типа»»







Технологическая карта

воспитательного занятия



«Дорога домой»






Социальный педагог Орловского СУВУ

Шулаева Елена Валентиновна


г. Орлов, 2020

Целевая группаподростки от 16 до 18 лет.

Тема занятия: «Дорога домой».

Тип занятия: групповое занятие с элементами тренинга.

Вид деятельности: проблемно – ценностное общение.

Уровень формирования ценностей – второй – узнавание - ценностное отношение. Развитие базовых ценностей. Формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Цель занятия: Формирование у воспитанников навыков преодоления проблемных ситуаций после выпуска из СУВУ.

Задачи:

  • Образовательная: осмыслить основные подходы к решению проблемных ситуаций.

  • Коррекционно - развивающая: отработать навыки выхода из проблемных ситуаций; развивать умение высказывать своё мнение, навыки межличностного общения.

  • Воспитательная: формировать умение понимать и оценивать свои чувства и чувства окружающих людей; стремление установить истинную причину проблемы для ее дальнейшего преодоления.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа, дискуссия), наглядный (демонстрация презентации), практический (моделирование, проблемные ситуации).

Продолжительность – 45 мин.

Условия проведения и оборудование:

  1. Кабинет социального педагога.

  2. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

  3. Презентация к занятию.

  4. Раздаточный материал: листы для написания целей, ручки, красивая коробка для помещения в неё листочка с написанной целью.

На занятии использован личностно-ориентированный подход, который предусмотрен в вариативности и предоставлении возможности выбора воспитанников в соответствии со своими интересами и предпочтениями.



Ход занятия.


Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Задача этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Слайд 1.

Приветствие. Активизация внимания обучающихся. Настрой на активную результативную работу.

Слушают педагога. Воспринимают на слух, визуально проверяют свою готовность к занятию.

Регулятивные - готовность к работе.

2. Актуализация и постановка проблемы.

Задача этапа: подвести воспитанников к обозначению темы занятия; определить цель занятия; стимулировать познавательную интерес и активную позицию воспитанников через просмотр видеоролика. Сформулировать противоречия и проблемы.




- Как вы думаете, почему я именно вас выбрала на занятие?

- Что вас объединяет?

- Что вас ждёт впереди?

Давайте назовем наше занятие «Дорога домой», согласны?

- Как вы назовете наше занятие? Вы можете сами предложить тему.

Тема нашего занятия «Дорога домой». (Или предложенный вариант от воспитанников). Слайд 2.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Демонстрация видеоролика «Моё будущее» про воспитанников, которые рассказывают, как они попали в Орловское СУВУ, о том, что они сожалеют о совершенных деяниях и ставят позитивные цели после выпуска. Воспитанники, снявшиеся в ролике, уже выпустились из СУВУ.

- Кто помнит этих ребят?

- А хотите узнать, как складывается их судьба на сегодняшний день?

Один уже находится под следствием, другой – в МЛС.

- Какие они ставили цели?

- Что планировали?

- А что получилось?

- Как вы думаете, почему они планировали одно, а вышло совершенно другое? Находясь в училище, они ставили позитивные цели, но после выпуска, уже дома, они не смогли их достичь?

- А может быть они не задумывались над проблемами, которые ждут их после возвращения? Не размышляли над рисками? Не были готовы их самостоятельно решить?

Цель нашего занятия – разобраться, какие появляются проблемы у ребят после выпуска, и как можно преодолеть риски на пути к достижению вашей цели.



Слушают педагога, вступают в диалог, рассуждают.

Формулируют тему занятия.







Просмотр видеоролика.

Осмысление содержания ролика.














Слушают педагога, вступают в диалог, рассуждают.












Осознание цели.

Регулятивные – оценка, выделение главного, осознание материала, принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других.


Коммуникативные – умение вступать в контакт с педагогом; умение услышать и понять цель предстоящей работы.


Личностные

перенос знаний и навыков в новую ситуацию; признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; формирование собственного отношения к полученным знаниям.


3. Основной этап.

Задача этапа: формировать у подростков умение договариваться в спорной ситуации. Вырабатывать способность анализировать и оценивать собственное поведение и сверстников в трудных ситуациях, подбирать разные способы выхода их них.





























































































































До занятия была проведена следующая анкета. (Приложение №1). Слайд 3.

Анкета была проведена для того, чтобы вы задумались и подумали о том, с какими проблемами вы столкнётесь после выпуска из СУВУ. Чего бояться выпускники, что их тревожит, что хотят обсудить, о чём поговорить.

Исходя из результатов анкеты, наших будущих выпускников больше всего волнуют следующие проблемы:

1. устройство на работу, продолжение профессионального обучения;

2. выстраивание общения со сверстниками;

3. материальное обеспечение (нехватка еды, денежных средств и т.д.).

- Какая проблема самая важная для вас?

Нам нужно, из названных сейчас вами проблем, выбрать одну.

- Какую проблему выберем?

Дальнейшие действия педагога определяются выбором воспитанников.

1 вариант - если воспитанники договорились, пришли к единому мнению.

- Очень хорошо, что вы сами смогли договориться и вместе выбрали одну проблему. Но в жизни, часто мы наблюдаем и в вашем отделении тоже, такие ситуации, когда вы не можете с кем - то прийти к единому мнению. Тогда, как правильно себя вести в такой ситуации?

2 вариант - если воспитанники не договорились.

- Как можно договориться – какую проблему выберем как самую актуальную? (какую проблему рассмотрим первой)

- Предложите варианты как договориться? Слайд 4.

Варианты:

- голосование;

- убеждение других;

- кто-то отказывается сам в пользу другого варианта.


Социальными педагогами Орловского СУВУ создана программа «Выпускник», где темы занятий определены, а вот последовательность этих занятий мы с вами можем поменять в зависимости от значимости выбранных вами проблем. Те проблемы, которые мы не обсудим сегодня, они станут темами следующих наших занятий. В ходе этих занятий мы составим с вами «Рекомендации для выпускника», которые вы возьмёте с собой домой и сможете обращаться к ним в случае необходимости.


Начнем рассматривать ту проблему, которую выберут воспитанники.


1 вариант.

Итак, мы рассматриваем проблему - Устройство на работу, продолжение профессионального обучения.

Или

2 вариант.

Мы рассматриваем проблему -

Выстраивание общения со сверстниками.

Или

3 вариант.

Мы рассматривает проблему -

Материальное обеспечение (нехватка еды, денежных средств и т.д.).


Проблема прорабатывается с помощью упражнения «Стена».


Алгоритм проведения упражнения.

  1. Каждый воспитанник пишет на своем листке цель, которую хочет достичь.

  2. Выбирается один желающий, который хочет проиграть ситуацию достижения своей цели.

  3. Воспитанник (герой) озвучивает свою цель и помещает её в коробку, размещает в любое место кабинета, куда пожелает.

  4. Выходит из кабинета.

  5. Оставшиеся в кабинете воспитанники придумывают риски (каждый по одному), с которыми наш герой может столкнуться на пути к своей цели. Риски могут быть самые разные. От личных, до обстоятельств.

  6. Все ребята встают цепочкой или кучей, закрывая собой цель нашего героя.

  7. Герой заходит в кабинет, встает перед «стеной», выбирает риск.

  8. Ребята, олицетворяющие стену проблем, озвучивают их от имени своего риска (см. в приложении).

  9. Герой продумывает способы решения каждой проблемы. В случае затруднения в решении проблемы на помощь могут прийти ребята из «стены».

  10. Каждая решенная проблема покидает стену.

  11. Герой достигает своей цели, забирает ее из коробки.

Звучат громкие аплодисменты.

Слушают педагога.

Просмотр слайдов, восприятие информации.

Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта.



















Воспитанники делают выбор.























Просмотр слайдов, восприятие информации.

















































Отвечают на вопросы, аргументируют ответы.

Анализируют и оценивают собственное поведение в заданных условиях и поведение других воспитанников.

Обсуждение в группе.

Предлагают свои варианты рисков.

Предлагают свои варианты инсценировки проблемных ситуаций (рисков).

Инсценировка рисков.

Предлагают свои варианты выхода из сложных ситуаций.











Личностные

осознание себя, как личности и, одновременно, как члена общества, способность к самооценке своих действий и поступков; формирование собственного отношения к полученным знаниям, перенос знаний и навыков в новую ситуацию.


Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других.


Познавательные -

умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Коммуникативные -

умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог; умение работать в коллективе, проявлять активность, сотрудничать в поиске необходимой информации, осуществлять контроль, оценку и коррекцию действий партнера; поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы.



4. Систематизация и обобщение.

Задача этапа: Систематизировать и обобщить новые знания, отработать навыки выхода из проблемной ситуации.

Предлагаю всем пройти за стол для обсуждения данного упражнения.

1 блок вопросов.

- Вопросы для нашего героя. Что ты чувствовал, когда вышел за дверь?

- Когда зашел в кабинет и увидел стену?

- Когда ребята ставили тебе преграды в виде рисков, проблем?

- Когда ты их преодолевал?

- Когда дошёл до своей цели?

- Вопросы для остальных участников. Что вы чувствовали, когда придумывали риски для героя?

- Почему вы выбрали именно эти проблемы?

- Какие ощущения были, когда герой решал проблемы?

2 блок вопросов.

- Встречались ли вы в жизни с такими проблемами?

- Есть у вас примеры из реальной жизни, когда вы решали такие проблемы или вы видели, что кто-то из ваших знакомых решали такие проблемы?

- Как бы вы сами решили данную проблему?

3 блок.

- Давайте все вместе разработаем рекомендации по проблеме.



Слушают педагога, отвечают на вопросы, аргументируют ответы.

Анализируют свои чувства, как менялись ощущения в зависимости от ситуации.











Вспоминают и анализируют примеры из жизни.

Предлагают свои варианты решений проблем.






Предлагают способы решения проблемы.


Личностные -

умение давать верную оценку своей деятельности;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения; формирование позитивной самооценки.


Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других.


Коммуникативные – умение слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности; проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач; умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

5. Заключительный этап.

Задача этапа: Оценка

работоспособности учащихся, психологического состояния, результативности работы.













Рефлексия

Сегодня на занятии мы рассмотрели только одну проблему, с которыми вы можете столкнуться после выпуска, уже дома. Но проблем вы выделили много, поэтому на дальнейших занятиях мы с вами рассмотрим и другие риски, попытаемся преодолеть и их.

Продолжите предложение:

- я понял, что для меня важно…

- я осознал, что необходимо…

- я узнал, что обязательно нужно…

- на занятии мне понравилось…

- после сегодняшнего занятия я обязательно буду…

- теперь я представляю как…

Анализ.

Благодарю за работу. До свидания.

Оценивают результат своей работы на занятии, совместно с педагогом формулируют вывод.

Личностные

осознание практической и личностной значимости полученной информации,

оценивание эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу.

Познавательные

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при разрешении проблемных ситуаций.

Регулятивные – осуществление самоконтроля, анализ допущенных ошибок.

Коммуникативные

умение координировать свои действия и действия партнера; умение полно и точно выражать свои мысли, строить высказывания, формулировать простейшие выводы.

Приложение 1.

Анкета будущего выпускника.

Проблемы, с которыми может столкнуться воспитанник после выпуска из СУВУ.

Поставьте «+» напротив проблем, которые, на ваш взгляд, действительно существуют.

Выделите 3 наиболее важные для вас проблемы и поставьте их в порядке значимости (на 1 место – самая значимая).

  1. Возвращение к прошлому асоциальному кругу общения.



  1. Выстраивание новых, бесконфликтных отношений со сверстниками.



  1. Устройство на работу, продолжение профессионального обучения.




  1. Выстраивание отношений с противоположным полом.



  1. Неудовлетворенность межличностными отношениями в семье.



  1. Материальное обеспечение (нехватка еды, денежных средств и т.д.).



Напишите проблемы, которые не выделены в данной таблице:



Приложение 2.

1 вариант. Устройство на работу, продолжение профессионального обучения.

Цели например, могут такими:

- хочу устроиться на работу с зарплатой не менее 25 тыс.;

- хочу продолжить профессиональное обучение по профессии «Автомеханик»;

- хочу устроиться по профессии, полученной в СУВУ и получать хорошую зарплату.

Например, цель: хочу устроиться на работу с зарплатой не менее 25 тыс.

Риски, например, могут быть следующие:

- предлагаемая работа нравится, но зарплата меньше 25 тыс.;

- предлагаемая работа не нравится, но зарплата больше 25 тыс.;

- не хватает навыков, стажа работы, поэтому не берут;

- не подходит уровень образования;

- не нравится коллектив.

Или, цель: хочу продолжить профессиональное обучение по профессии «Автомеханик».

Риски могут быть следующие:

- не успел поступить;

- нет такой специальности по месту проживания;

- не поступил, не хватило знаний баллов;

- не смог учиться по причине конфликтов со сверстниками;

- не смог учиться по причине не понимания дисциплин.

Ребята (от имени риска) озвучивают суть проблемы.

Например, это может выглядеть так:

- «Я – твоя проблема, зовут меня твоя любимая работа, которая тебе очень нравится, но за меня ты получишь всего 10 тыс.».

Или

- «Я – твоя черта характера – неумение встраивать взаимоотношения с людьми, которая или помешает тебе устроиться на работу или ты потеряешь ее через короткий промежуток времени, не сумев адаптироваться в коллективе».



Приложение 3.

2 вариант. Выстраивание общения со сверстниками.

Например, цели могут быть следующими:

- Правильно выстраивать отношения со своими сверстниками.

Риски:

  • Отстаивание своего мнения любыми способами.

  • Подчинение более сильным ребятам.

  • Употребление алкоголя.

  • Непринятие в коллектив, потому что после СУВУ.

  • Повторное преступление.

- Не вступать в конфликты, избегать их.

  • Провокация со стороны старых друзей.

  • Употребление алкоголя.

  • Непринятие в коллектив, потому что после СУВУ.

  • Отстаивание своего мнения любыми способами.

  • Ложное мнение – «я уже много чего повидал – я знаю истину».

- Научиться без драк выходить из сложных ситуаций.

- Научиться держать себя в руках в конфликтных ситуациях.

Ребята (от имени риска) озвучивают суть проблемы.

Например, это может выглядеть так:

  • «Я – твоя черта характера – я всегда прав, я всегда отстаиваю своё мнение, даже если я не прав».

  • «Я – твоя пагубная привычка – алкоголь, от которой часто ты попадаешь в неприятные, сложные ситуации».






Приложение 4.

3 вариант. Материальное обеспечение (нехватка еды, денежных средств и т.д.).

Например, цель может быть следующей:

- Обеспечивать нормальную (в материальном отношении) жизнь своей семье.

Риски:

- не хватает денежных средств на самое необходимое;

- не могу устроиться на работу;

- мало зарабатываю;

- много уходит денег не на то, что надо.

Ребята (от имени риска) озвучивают суть проблемы.

Например, это может выглядеть так:

  • «Я – твоя проблема, которую зовут нехватка денег, из – за меня твоя семья не может позволить купить самое необходимое – хлеб, молоко, средства личной гигиены и т.д.»

  • «Я – твоя проблема – неумение правильно распределять свои доходы. Из-за меня у тебя не хватает денег на продукты питания для семьи.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!