СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час ко Дню Победы ВОВ ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час  о неоценимом вкладе ученых в нашу Победу.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час ко Дню Победы ВОВ ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 5 города Дебальцево»







Классный час  

"Все для фронта, все для победы"

(вклад ученых в ВОВ)



подготовила и провела


классный руководитель 7 класса - Кусова Ю.С.







Дебальцево 2020

Цель классного часа: расширить кругозор учащихся о вкладе ученых во время ВОВ, обсудить интересные факты, события, открытия; воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого, воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа.

Эпиграф :

Оглядываясь назад,

Мы всегда будем помнить тех,

Кто не щадил себя для Победы

Над врагом нашей Родины.

Г.К. Жуков

Вступительное слово учителя:

9 мая 45-го… Вы помните этот день? И я не помню,. Я и миллионы таких, как я, чуть старше, чуть младше. Мы не знаем этой войны, но мы и знаем её, не можем не знать, потому что она ворвалась в каждый дом, в каждую семью.

Великая Отечественная постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Но каждый год мы вновь и вновь вспоминаем о ней…

4 года! 1418 дней! 34000 часов! И – по последним данным – 26 миллионов 800 тысяч жизней. Если по каждому из погибших объявить минуту молчания, страна онемеет на… целых полвека!

Заранее подготовленные сообщения учеников

Милованова Мария об открытии пенициллина

Этот антибиотик вырабатывается особыми плесневыми грибками. Эту драгоценную плесень искали везде, где она могла расти, вплоть до стен московских бомбоубежищ. И успех пришел к ученым. Уже в 1943 году в СССР под руководством Ермольевой началось массовое производство первого отечественного антибиотика под названием "Крустозин".



Панькин Богдан (Микроволновая печь)
На американского инженера Перси Лебарона Спенсера огромное впечатление произвела гибель "Титаника", особенно подвиг 25-летнего радиста Джона Джорджа Филлипса, который до последнего не уходил из рубки, передавал сигналы и в конце концов погиб. Молодой Спенсер пошёл служить на флот радистом. Потом перешёл на работу в компанию по производству техники для радаров. Двадцать лет спустя (в 1945-м) проводил опыты с магнетроном и неожиданно заметил, что это устройство способно нагревать, притом греет всё, что содержит воду. Существуют разные мифы и легенды на эту тему — якобы он положил рядом с прибором бутерброд или у него в кармане растаяла плитка шоколада. В любом случае инженер изобрёл микроволновую печь. Кстати, такое чудо техники впервые начали использовать в военных столовых и госпиталях, но не для приготовления пищи, а для разморозки.

ШАЛАБАЕВ Тихон (Скотч и суперклей)
В годы войны компания Kodak — Eastman Kodak Company — выпускала дистанционные взрыватели и пыталась создать идеальный оптический прицел. Для этого нужен был прозрачный пластик. Исследованиями в этой области занимался химик, выпускник Корнеллского университета Гарри Кувер. В 1942 году он пытался подобрать нужный материал, в том числе цианоакрилат, который сам же и изобрёл в лаборатории. Но он ему не понравился. Малейшая капля воды — и всё становилось слишком клейким. Спустя десяток лет во время других исследований цианоакрилатом случайно напрочь склеило линзы дорогостоящего прибора. И тогда учёный понял, что этим его назойливым свойством нужно наконец воспользоваться.

И теперь насчёт скотча: первые его прототипы появились ещё в конце XIX века, но именно в годы Второй мировой войны была изобретена та самая классическая широкая липкая лента, которой в кино любят заклеивать рот. Её создание тоже было военной необходимостью — с её помощью скрепляли друг с другом снаряды и даже строили блиндажи, она служила надёжной гидроизоляцией. Конечно же, и чинить с её помощью разные вещи тоже хорошо.

Понизовная Стася (Акваланг)

Это изобретение, также появившееся во многом благодаря отсутствию бензина, отчасти напоминает блокадные водородные машины. Дело в том, что в годы оккупации Франции немцы забирали себе всю нефть, поэтому в стране задумались об использовании газа. Активно занималась этим вопросом газовая корпорация Air Liquide. Она имела собственное конструкторское бюро, где работал выдающийся инженер Эмиль Ганьян, который разработал систему подачи газа в двигатель. А у директора этой компании была дочь Симона. Девушка полюбила морского офицера, которого звали Жак Ив Кусто. Вот мы и приближаемся к сердцевине этой истории.

Интересно, что родной брат Жака Ива (Пьер-Антуан) был убеждённым нацистом, активно пропагандировал эту идеологию и, естественно, был на хорошем счету у оккупантов. Жак Ив, однако, выбрал Сопротивление и занимался разведкой в пользу родины. И, конечно, подводным плаванием.



СОРОКА НАЗАР об открытиях в области космонавтики
Нельзя не упомянуть о "Фау-2". О том, сколько людей погибло. Это была первая ракета, совершившая полёт в космос. В 1944 году её запустили в небо из Пенемюнде (полигон Третьего рейха). Тогда ракета ещё называлась "Агрегат-4" (А-4). Она поднялась на высоту суборбитального полёта — 188 километров. Создатель A-4 Вернер фон Браун изначально об этом и мечтал, но Германии ракеты были нужны для несколько иных целей. Работой изобретателя ещё в 1930-е заинтересовался Вальтер Дорнбергер, а осенью 1944-го первая в мире баллистическая ракета дальнего действия обрушилась сначала на Париж, а потом и Лондон. Точнее, обрушились. Их было много. Тысячи. Британцы даже сначала не поняли, что это такое. Подумали, что произошёл взрыв газовой магистрали. Более 2700 погибших. Потом ещё один экземпляр запустили на кинотеатр в бельгийском Антверпене — 567 жертв. Более половины всех, кто там был.
Когда вермахт задавили, фон Браун сдался американцам, а его ракета стала началом начал для космонавтики не только в США, но и во всём мире. С завода, где собирали "Фау-2" (Тюрингия, восток Германии), союзники вынесли всё, что смогли. СССР досталось лишь несколько трофейных частей ракеты. И никаких чертежей. Под руководством Сергея Королёва и не без помощи специалистов из Германии всё-таки удалось воссоздать ещё недавно подлое "оружие возмездия" и на его основе обеспечить Советскому Союзу ещё одну победу — честь быть первыми в космосе.

МОИСЕЕВ Роман (Нефть и жидкий кислород)
Неоценим и вклад геологов в победу. Когда немецкими войсками были заняты огромные территории Советского Союза, возникла необходимость срочно найти новые месторождения полезных ископаемых. Геологи решили эту труднейшую задачу. Так, будущий академик Андрей Трофимук предложил новую концепцию поиска нефти вопреки господствовавшим в то время геологическим теориям.
Благодаря этому была найдена нефть Кинзебулатовского нефтяного месторождения в Башкирии, и на фронт бесперебойно пошли горюче-смазочные материалы. В 1943 году Трофимук за эти работы был первым из геологов удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В военные годы резко возросла необходимость в производстве жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах — это было нужно, в частности, для производства взрывчатки. Решение этой задачи связано прежде всего с именем выдающегося физика Петра Капицы, который возглавлял работы. В 1942 году разработанная им турбокислородная установка была изготовлена, а в начале 1943 года запущена в эксплуатацию.
В целом список выдающихся достижений советских ученых в военные годы огромен. Уже после войны президент Академии наук СССР Сергей Вавилов отмечал, что одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на СССР, была недооценка гитлеровцами советской наук



СЫТНИК ЕГОР (Размагничивание кораблей и металлургия)
С самого начала войны гитлеровцы начали минировать выходы из советских военно-морских баз и основные морские пути, которые использовал Военно-морской флот СССР. Это создало очень большую угрозу для отечественного ВМФ. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на германских минах магнитного действия подорвались эсминец "Гневный" и крейсер "Максим Горький".
Создать эффективный механизм защиты советских кораблей от магнитных мин было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. Эти работы возглавили прославленные ученые Игорь Курчатов и Анатолий Александров, которым спустя считанные годы выпало стать организаторами советской атомной отрасли.
Благодаря исследованиям ЛФТИ в кратчайшие сроки были созданы эффективные методы защиты судов. Уже в августе 1941 года основная часть кораблей советского флота была защищена от магнитных мин. А в итоге на этих минах не подорвался ни один корабль, который размагничивался с помощью метода, изобретенного ленинградскими учеными. Это позволило сберечь сотни судов и тысячи жизней членов их экипажей. Планы гитлеровцев запереть советский Военно-морской флот в портах были сорваны.
Знаменитый металлург Андрей Бочвар (тоже будущий участник советского атомного проекта) разработал новый легкий сплав — цинковистый силумин, из которого делали моторы для военной техники. Бочвар также предложил новый принцип создания отливок, обеспечивающий значительное сокращение расхода металла. Этот способ широко применялся в годы Великой Отечественной войны, особенно в литейных цехах авиационных заводов.
Принципиальную роль в увеличении числа выпускаемых машин сыграла электрическая сварка. Огромный вклад в создание этого метода внес Евгений Патон. Благодаря его работам удалось осуществить сварку под флюсом в вакууме, что позволило нарастить темпы производства танков в десятки раз.
А группа ученых под руководством Исаака Китайгородского решила сложнейшую научно-техническую проблему, создав бронестекло, прочность которого в 25 раз превышала прочность обычного стекла. Эта разработка позволила создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин советских боевых самолетов.

Заключительное слово учителя:

Ребята! Мы часто задумываемся, для чего мы живем, и что нас ожидает в будущем? Кто мы вообще в этом мире, имеем ли мы право называть себя человеком, заслужили ли уважение к себе? Не теряйте возможность проявить себя, свершить новые открытия.




Скачать

© 2021, 190 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!