СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание декабристов. Судьба его участников.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декабристы: красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службой. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Как вы думаете?

 

Просмотр содержимого документа
«Восстание декабристов. Судьба его участников.»



Интегрированный урок истории и литературы



«Восстание декабристов. Судьба его участников»

11 «А» класс





провели: учитель русского языка и литературы

Саракаева Лариса Хасановна и

учитель истории и обществознания

Бичекуева Марина Шарафиевна





Нальчик, 2022г.



Тип урока: актуализация знаний и умений

Цель урока:

- актуализировать знания о восстании декабристов с помощью литературных произведений

Задачи урока:

А) предметные:

- актуализировать знания о восстании декабристов, узнать о судьбе его участников;

- познакомить с программами «южного» и «северного» обществ;

- познакомиться с поэтами-декабристами и их произведениями;

- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Б) метапредметные:

- развивать умение выделять главное, обобщать и делать выводы;

- развивать умение видеть и понимать чувства, мысли и переживания героев;

В) личностные:

- развивать чувство патриотизма, эстетический вкус.

 1. Мотивация учебной деятельности.

 Учитель .литературы

Начнем сегодняшний урок поэтическими строчками знаменитого поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте и вспомните, кому они посвящены и кто их автор.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин

— Кому посвящено это стихотворение? (декабристам)

— А что вы знаете о декабристах? (ответы детей)

 Учитель литературы: Итак, о чем мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока . Да, о восстании декабристов и судьбе его участников.  СЛАЙД – ТЕМА УРОКА

 Учитель истории:

- В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка.

Сегодня мы вновь вернемся к событиям тех лет. Сегодня на уроке вспомним, кто такие декабристы, какой вклад они внесли в развитие Отечества, литературы, какой была их судьба.

  Уч.лит-ры:

- Обратимся к эпиграфу нашего урока, отрывку из стихотворения поэта Бориса Макарова «Декабристы».

Жили-были... И неплохо...
Не рабы, не бедняки...
Те, кто вывели на площадь
Взбунтовавшие полки.
...Этот князь, а тот полковник...
Ленты, шпаги, ордена...
Их чины, заслуги помнят
Государь и вся страна…..

- Как вы понимаете эти слова?

 Уч.истории:

- На вопрос, что же заставило русское дворянство восстать против существующей системы и власти царя мы постараемся ответить в конце урока.

 2. Актуализация знаний по истории

Уч.истории

— И сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: непростое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.

Уч. лит-ры:

- О начале правления Александра I А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало . . . »

 Уч.ист.

— Какие же надежды возлагал на Александра I русский народ?

— Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования – реформы.

— Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)

 Учитель говорит о Южном и Северном обществе…программах???...

 - В процессе работы на уроке вам предстоит заполнить таблицу.

СЛАЙД – ТАБЛИЦА

Она у вас на столе. Работать можно в парах, можно индивидуально. Подпишите свои листочки. В конце урока сдадите для проверки и оценивания.

 

«Южное общество»

«Северное общество»

1. Содержание программ

 

 

2. Лидеры

 

 

3.Судьба участников

 

 




 

Уч. ист.

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно с материалами учебника - изучить программы Южного и Северного общества – «Русская правда» и «Конституция», выписать в таблицу основное содержание и авторов этих программ. На работу несколько минут.

 Уч. лит.

- Декабристы: красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службой. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Как вы думаете?(ответы детей)

Учитель истории

Как все начиналось? Нам расскажет Артем.



 Сообщение ученика (Михайлов А. )

Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петра I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания князь Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества. Это внесло смятение в ряды восставших.

СЛАЙД – СХЕМА

Учитель лит.

- Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отозвались живым ярким словом в сердцах потомков. Замечательные мастера художественного слова по сей день воспевают в своих произведениях мужество, самоотверженность и патриотизм декабристов.

А.С. Пушкин в своих стихах неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей преданной дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.

(Читает Еркина В.)

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра –
Надежда, в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье –
Придет желанная пора!

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

- Какова основная идея этого стихотворения? (что свобода восторжествует и их подвиг не будет забыт). Это стихотворение выражало веру в подъем нового освободительного движения.

Крупнейший из поэтов-декабристов Александр Иванович Одоевский (СЛАЙД), участник Северного общества, участник восстания на Сенатской площади, приговоренный к 12 годам каторги, написал Пушкину стихотворный ответ от имени всех соратников.

Читает наизусть ученик (Жуковский Дима).

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! цепями,
Своей судьбой гордимся мы;
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Не пропадет наш скорбный труд
Из искры возгорится пламя, –
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей –
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

 - А какова цель написания ответа? Только лишь из правил этикета было оно написано? Какова его идея? (Успокоить своего друга, уверить его в том, что они не сломлены ни физически, ни морально. Твёрдая уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не пропадет: «Из искры возгорится пламя»).

 - Разгром восстания 14 декабря — переломная дата в жизни Пушкина. Он оказался оторванным от тех людей, с которыми был близок по духу, идеи которых он выразил в ряде своих произведений.

Существует объяснение, почему Пушкин не участвовал в восстании…Где находился Александр Сергеевич в это время – 1825 г.? (в ссылке в с.Михайловском).

Узнав о восстании, он приказал запрячь лошадей и отправился проститься с соседями, но дорогу ему дважды перебежал заяц и Пушкин решил вернуться. Почему? ( плохая примета на Руси, к несчастью)

- Давайте вспомним лицейских друзей Пушкина (А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.Кюхельбеккер). Все они – участники Северного общества.

Вильгельм Кюхельбеккер (выступление ученика – Болотоков С.) 

Его долго считали лишь пылким чудаком. Лицейский друг Пушкина. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта. Поэт, драматург, мыслитель, критик, теоретик искусства.

Активный участник восстания на Сенатской площади. После разгрома восстания бежал из Петербурга, но был арестован и приговорен к каторжной работе на 20 лет. Он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными. Ему принадлежит замечательное стихотворение «Участь русских поэтов». Его строки доныне актуальны.

 Читает наизусть ученик (Скрыпов) )

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...

 Уч.лит.

- Чья фамилия упоминается в этом стихотворении?

 Выступление ученика (Жиренкина.)

Кондратий Федорович Рылеев 

Был одним из главных организаторов восстания, управлял Северным обществом. Рылеев казнён через повешение в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно.

Мы знаем, что план выступления был разработан декабристами на квартире К.Рылеева. Он включал следующие пункты, ознакомьтесь с ними…

1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков (Московский, Измайловский, Егерский, Финляндский, лейб-гренадерский, гвардейский морской экипаж).

2. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями (князь С.П. Трубецкой).

3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью.

4. Захватить банк и почтамт.

5. Сенат должен утвердить “Манифест к русскому народу”. Введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права.

Еще один вопрос обсуждался в ходе подготовки восстания – вопрос об убийстве царя.

 Уч.лит.

Первые стихотворения К.Ф. Рылеева в печати появляются в 1820 г. Знаменитая ода «К временщику» принесла ему не только известность, но и громкую славу. Поэт занял в ней позицию гражданина, неудержимого обличителя, бесстрашного, резкого в отношении правительственной власти и ее верных слуг и поборников. 

(читает Бектемирова Э.)

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пространствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец.
Из уст твоих хула – достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем:

Коль сам с презрением я на тебя гляжу,
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

 Уч.ист.

- Не забывайте заполнять таблицу…

 Выступление ученика – (Карякин)

- После подавлений восстания начались репрессии. Указом 17 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. 30 мая 1826 года следственная комиссия представила императору Николаю всеподданнейший доклад, составленный Д. Н. Блудовым. После восстания новый император Николай первый инициирует проведение следствия по данному делу. Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз. Основную массу нижних чинов, участвовавших в восстании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков.



Сценка «МОРСКОЙ ОФИЦЕР»

(Поситнев А.) Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Нико­лай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.

Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенат­скую площадь гвардейский морской экипаж.

Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бес­тужевВнимательно смотрит на декабриста царь.

- Ты Николай Бестужев?

- Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.

- Значит, поднял руку свою на отечество?

- Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего Отечество.

- Против чего же ты бунтовал?

- Против негодных порядков, ваше величество!

- Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках…

- Знаю,— спокойно ответил Бестужев.

Спокойный ответ и взорвал царя.

- Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую? Хочешь, тебя повешу? Да знаешь ли ты, слово одно государя — и…

(Артем П.) Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:

«Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч».

(Выступление ученика – Гергов)

Манифестом 1июня 1826 года учреждён Верховный уголовный суд. в составе 72 судей. Всего к следствию было привлечено 579 человек. Суду были преданы из “Северного общества” - 61 человек, из “Южного общества” - 60.Пятеро декабристов были повешены, а 120 чел были сосланы на каторгу в Сибирь или поселение.

Видео из фильма «Звезда пленительного счастья» (казнь декабристов)

Уч.лит.

A.C. Грибоедов задолго до декабря 1825 г. выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что “сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России”.

 Уч.истории

Почему восстание декабристов было подавлено?

(Причины поражения декабристов:

узость движения, боязнь сблизиться с народом, утопизм идей, срыв плана восстания).

Многие участники восстания отправились в Сибирь, на рудники. Вслед за мужьями в изгнание отправились и их жены. Первая – Екатерина Трубецкая, за ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьева. Всего в Сибирь поехало 11 жен декабристов. Они отказались от всех привилегий как дворянки, оставили малолетних детей и престарелых родителей. Вернуться могли только после смерти мужа.

  ВИДЕО- «Жены декабристов»

 Уч.лит.

Л. Толстой, наблюдая за возвращением декабристов, писал: “Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные… и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка и неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия”.

- Как вы понимаете слова писателя?

 Учитель ист.

- Итак, вернемся к проблемному вопросу, который мы обозначили в начале урока? …Мы ответили на него?

Подведем итог и проведем рефлексию:

З - что мы уже знали по этой теме по истории, по литературе?

У – что нового узнали по истории, по литературе?

Х – что хотели бы ещё узнать по истории, по литературе?

 

- Давайте оценим тех, кто сегодня работал отлично, хорошо…

- А есть, кто работал плохо или мало? Почему?

 Домашнее задание у вас на столах:

Д.з. по литературе: 

выбрать один из афоризмов и письменно объяснить, соотнеся с темой сегодняшнего урока.

«Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа!» /Бестужев-Марлинский/

«С народом всё можно, без народа ничего нельзя» /П.Пестель /

«Не приведи, Господи, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный» /А.С.Пушкин/

«Пусть мы погибнем, своей гибель мы укажем путь другим .»/К.Ф.Рылеев/.

Д.з.по истории:

п.41, написать эссе на тему: «Историческое и культурное значение движения декабристов»

 Учитель литературы(слова):











 Учитель истории. Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!