Самоопределение деятельности | Невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. - Ребята, как вы думаете, что ответил мастер ученику? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Я думаю, что результат нашей сегодняшней работы тоже в ваших руках. | Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются. Ответы учеников | Личностные: самоопределение, понимают необходимость учения | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Посмотрите видеофрагмент попробуйте определить тему и цели урока. (Видео 1) Вопросы для беседы с учащимися: 1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне? (Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.) 2. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны? (Восточные славяне – предки русского народа). После беседы формируем учебные цели и задачи. | Фронтальная работа класса. Аргументированно отвечают на вопросы. | Коммуникативные: поиск информации, слушают друг друга. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации Познавательные: осуществляют поиск нужной информации | Учебник Атлас Видео 1 Устные ответы |
Постановка учебной задачи | -основные занятия восточных славян; -верования; - управление у восточных славян; - соседи восточных славян | -территорию расселения восточных славян; | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов, формулирование цели. | |
Объяснение нового материала. | - В 6-8 веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморья на юге, от карпатских гор на западе до реки Волги на востоке. Таким образом, восточные славяне заняли большую часть Восточно-Европейской равнин. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским - и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками. Климат в средней полосе Восточно - Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Воточно-Европейской равнины. 1. Групповая работа. (Видео 2) - Поработаем с карточкой. Смотрят видеофрагмент и заполняют маршрутный лист (см. приложение 1) Задание 1 Расселение восточных славян Задание 2 Занятия восточных славян. ФИЗ. МИНУТКА Задание 3 Быт и нравы Какими качествами обладали славяне? Задание 4 «Верование древних славян». Задание 5 общины. «Соседи восточных славян». Выступления групп. | Определяют территории, происхождение и расселение восточных славян. Работа с маршрутным листом Работа с картой, открытие нового знания Сообщения учащихся с использованием макета Сообщения учащихся с использованием макета Выполнение задания в маршрутном листе с использованием учебника с. 32-33 и карта на с.28-29 | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение существенной информации из текста. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, практическая работа с картой. Умение составлять схему. Информационно-поисковая, частично-исследовательская. | Карта атласа Учебник. Видео 2 |
Закрепление изученного материала | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение, фронтальный опрос. -Перечислить племена и показать места расселения. | Обучающиеся показывают на карте места расселения славян. Продолжите предложения…. 1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне) 2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство ) 3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп) 4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками) 5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы) 6. Высшим органом власти у славян было…(Вече) | Регулятивные: закрепление изученного материала. Познавательные; работа с картографическим материалом. Общеучебные: формулируют ответы. | Работа с картой, терминами, учебником |
Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание | «Что вы расскажете родителям о восточных славянах (наших предках)?» Как вы усвоили материал урока: Красная карточка – не усвоил материал; Желтая карточка – усвоил материал частично; Зеленая карточка – хорошо усвоил материал Параграф 3, определения учить | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке. Поднимают карточки по цветам, оценивая таким образом урок Записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. | Карточки |