СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздух, его состав

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить  и систематизировать знания о воздухе как природной смеси, полученных на уроках географии, биологии, физике

Просмотр содержимого документа
«Воздух, его состав»

Урок по химии

Урок по химии

Воздух Воздух
  • Воздух

Воздух

 Парная работа  «Думай, общайся и делись».   Задание. С помощью оборудования, находящегося у вас на столах, исследуйте физические свойства воздуха.

Парная работа «Думай, общайся и делись».

  • Задание.
  • С помощью оборудования, находящегося у вас на столах, исследуйте физические свойства воздуха.
Свойства воздуха бесцветный не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. заполняет весь объём. сжимается давит на всю поверхность Объем воздуха зависит от температуры. при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Свойства воздуха

  • бесцветный
  • не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
  • заполняет весь объём.
  • сжимается
  • давит на всю поверхность
  • Объем воздуха зависит от температуры.
  • при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается.
  • при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.
Опыт Опустите в сосуд с водой плавающую свечу, подожгите её и накройте горящею свечу цилиндром.  Свеча потухнет. Вода поднимается в цилиндр. Объясните, почему так происходит?

Опыт

  • Опустите в сосуд с водой плавающую свечу, подожгите её и накройте горящею свечу цилиндром.
  • Свеча потухнет. Вода поднимается в цилиндр. Объясните, почему так происходит?
История открытия состава воздуха Французский химик Антуан Лоран Лавуазье впервые опытным путём установил сложный состав воздуха. В 1777 году на основании исследований он сделал вывод, что воздух состоит из двух элементов

История открытия состава воздуха

  • Французский химик Антуан Лоран Лавуазье впервые опытным путём установил сложный состав воздуха.
  • В 1777 году на основании исследований он сделал вывод, что воздух состоит из двух элементов
История открытия состава воздуха Русский учёный Ломоносов в 1750 году, на основании экспериментов установил, что воздух вступает в реакции с другими веществами и содержит газ способный окислять металлы В 1772 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле изучал свойства огня и само горение. Во время опытов он пришёл к выводу, что воздух не однородное вещество, а состоит как минимум из двух газов и один из них способствует горению. В процессе исследования фотосинтеза Джозеф Пристли   открыл углекислый газ, который назвал «испорченный воздух», потому что в нем погибают живые организмы. французский химик Антуан Лоран Лавуазье впервые опытным путём установил сложный состав воздуха. В 1777 году на основании исследований он сделал вывод, что воздух состоит из двух элементов:

История открытия состава воздуха

  • Русский учёный Ломоносов в 1750 году, на основании экспериментов установил, что воздух вступает в реакции с другими веществами и содержит газ способный окислять металлы
  • В 1772 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле изучал свойства огня и само горение. Во время опытов он пришёл к выводу, что воздух не однородное вещество, а состоит как минимум из двух газов и один из них способствует горению.
  • В процессе исследования фотосинтеза Джозеф Пристли   открыл углекислый газ, который назвал «испорченный воздух», потому что в нем погибают живые организмы.
  • французский химик Антуан Лоран Лавуазье впервые опытным путём установил сложный состав воздуха. В 1777 году на основании исследований он сделал вывод, что воздух состоит из двух элементов:
Задание для групп

Задание для групп

Автотранспорт   Название веществ Хим формула оксид азота (II) Воздействие на человека NO оксид азота (IV) При вдыхании этих веществ появляется раздражение слизистых оболочек глаз, носа, дыхательных путей, во влажной среде в легких может образоваться азотная кислота, что приводит к отеку легких. Возникают никрозы зубной эмали, повышается истираемость зубов, развивается пародонтоз. Понижается давление крови, снижается дыхательная функция. NO 2  оксид углерода(II) угарный газ СО оксида свинца(IV) РbО 2 бензапирен C 20 H 12

Автотранспорт

Название веществ

Хим формула

оксид азота (II)

Воздействие на человека

NO

оксид азота (IV)

При вдыхании этих веществ появляется раздражение слизистых оболочек глаз, носа, дыхательных путей, во влажной среде в легких может образоваться азотная кислота, что приводит к отеку легких. Возникают никрозы зубной эмали, повышается истираемость зубов, развивается пародонтоз. Понижается давление крови, снижается дыхательная функция.

NO 2

оксид углерода(II) угарный газ

СО

оксида свинца(IV)

РbО 2

бензапирен

C 20 H 12

Химическая промышленность   Название веществ Химическая формула Оксид серы (IV) Воздействие на человека SO 2   Сероводород Оксид серы (IV) – газ с резким запахом. Человек начинает ощущать едкий запах оксида серы (IV) при очень незначительных количествах этого газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием SO 2  в течение 5 минут у человека наступает ларингит – потеря голоса. Высокая концентрация оксида серы (IV) SO 2  усугубляет симптомы хронических респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, обостряет и вызывает бронхиты, эмфизему легких и астму. Общее отравление организма проявляется в изменении состава крови, нарушении обмена веществ, повышении артериального давления. H 2 S оксид азота (II) сильнейший яд нервно-паралитического действия. Он раздражает слизистую органов дыхания и глаз, вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания и паралич сердца. NO оксид азота (IV) NO 2

Химическая промышленность

Название веществ

Химическая формула

Оксид серы (IV)

Воздействие на человека

SO 2  

Сероводород

Оксид серы (IV) – газ с резким запахом. Человек начинает ощущать едкий запах оксида серы (IV) при очень незначительных количествах этого газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием SO 2  в течение 5 минут у человека наступает ларингит – потеря голоса. Высокая концентрация оксида серы (IV) SO 2  усугубляет симптомы хронических респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, обостряет и вызывает бронхиты, эмфизему легких и астму. Общее отравление организма проявляется в изменении состава крови, нарушении обмена веществ, повышении артериального давления.

H 2 S

оксид азота (II)

сильнейший яд нервно-паралитического действия. Он раздражает слизистую органов дыхания и глаз, вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания и паралич сердца.

NO

оксид азота (IV)

NO 2

Металлургия Название веществ Химическая формула  оксид углерода (II) угарный газ Воздействие на человека СО оксид серы (IV) Оксид углерода (II) CO намного активнее, чем кислород соединяется с гемоглобином крови и блокирует процесс дыхания. Происходит нарушение обменных процессов, угнетение тканевого дыхания, приступы стенокардии. SO 2   зола, сажа, копоть С

Металлургия

Название веществ

Химическая формула

оксид углерода (II) угарный газ

Воздействие на человека

СО

оксид серы (IV)

Оксид углерода (II) CO намного активнее, чем кислород соединяется с гемоглобином крови и блокирует процесс дыхания. Происходит нарушение обменных процессов, угнетение тканевого дыхания, приступы стенокардии.

SO 2  

зола, сажа, копоть

С

Нефтехимическая промышленность   Название веществ Химическая формула  оксид углерода (II) угарный газ Воздействие на человека СО зола, сажа, копоть С бензапирен C 20 H 12 Одним из очень ядовитых органических веществ является бензапирен. Вызывает заболевания верхних дыхательных путей, конъюктивиты, дерматиты, аллергические заболевания. Накапливаясь в организме, бензапирен стимулирует рост злокачественных опухолей.

Нефтехимическая промышленность

Название веществ

Химическая формула

  • оксид углерода (II) угарный газ

Воздействие на человека

СО

зола, сажа, копоть

С

бензапирен

C 20 H 12

Одним из очень ядовитых органических веществ является бензапирен. Вызывает заболевания верхних дыхательных путей, конъюктивиты, дерматиты, аллергические заболевания. Накапливаясь в организме, бензапирен стимулирует рост злокачественных опухолей.

Холодильные комбинаты   Название веществ Химическая формула Аммиак Воздействие на человека и окружающую среду NH 3 Фреоны         Аммиак – газ с резким запахом. Он раздражает слизистые оболочки носа, горла, глаз. Это очень токсичный газ, попадая в дыхательные пути, он вызывает сильное отравление. Большое содержание аммиака в воздухе приводит к поражению глаз и воспалению легких.         Средства первой помощи при отравлении аммиаком: свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание водяного пара. ССl 2 F 2 малоктоксичные, негорючие, не ядовиты, но при нагреве образуют токсичные продукты - например, фосген. Небольшие концентрации фреона приводят к реакциям разрушения озонового слоя.

Холодильные комбинаты

Название веществ

Химическая формула

Аммиак

Воздействие на человека и окружающую среду

NH 3

Фреоны

        Аммиак – газ с резким запахом. Он раздражает слизистые оболочки носа, горла, глаз. Это очень токсичный газ, попадая в дыхательные пути, он вызывает сильное отравление.

Большое содержание аммиака в воздухе приводит к поражению глаз и воспалению легких.

        Средства первой помощи при отравлении аммиаком: свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание водяного пара.

ССl 2 F 2

малоктоксичные, негорючие, не ядовиты, но при нагреве образуют токсичные продукты - например, фосген. Небольшие концентрации фреона приводят к реакциям разрушения озонового слоя.

ТЭС Название веществ Оксид серы (IV) Химическая формула Воздействие на окружающую среду и человека SO 2   Оксид углерода (IV) Пыль СO 2   Углекислый газ очень негативно влияет на организм человека и является канцерогеном. Нахождение в помещении с высокой концентрацией СО2 может вызывать слабость, сонливость, головные боли, проблемы с концентрацией внимания, или даже негативные изменения в крови. СO2 является основным парниковым газом, способствующим глобальному потеплению и изменению климата. Превышение норм содержания пыли в воздухе приводит к уменьшению вентиляционной емкости легких, повреждению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, возможны аллергические заболевания.

ТЭС

Название веществ

Оксид серы (IV)

Химическая формула

Воздействие на окружающую среду и человека

SO 2  

Оксид углерода (IV)

  • Пыль

СO 2  

Углекислый газ очень негативно влияет на организм человека и является канцерогеном. Нахождение в помещении с высокой концентрацией СО2 может вызывать слабость, сонливость, головные боли, проблемы с концентрацией внимания, или даже негативные изменения в крови.

СO2 является основным парниковым газом, способствующим глобальному потеплению и изменению климата.

Превышение норм содержания пыли в воздухе приводит к уменьшению вентиляционной емкости легких, повреждению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, возможны аллергические заболевания.

ТЭС Название веществ Химическая формула Оксид серы (IV) Воздействие на окружающую среду и человека SO 2   Оксид углерода (IV) СO 2   Пыль Углекислый газ очень негативно влияет на организм человека и является канцерогеном. Нахождение в помещении с высокой концентрацией СО2 может вызывать слабость, сонливость, головные боли, проблемы с концентрацией внимания, или даже негативные изменения в крови. СO2 является основным парниковым газом, способствующим глобальному потеплению и изменению климата. Превышение норм содержания пыли в воздухе приводит к уменьшению вентиляционной емкости легких, повреждению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, возможны аллергические заболевания.

ТЭС

Название веществ

Химическая формула

Оксид серы (IV)

Воздействие на окружающую среду и человека

SO 2  

Оксид углерода (IV)

СO 2  

  • Пыль

Углекислый газ очень негативно влияет на организм человека и является канцерогеном. Нахождение в помещении с высокой концентрацией СО2 может вызывать слабость, сонливость, головные боли, проблемы с концентрацией внимания, или даже негативные изменения в крови.

СO2 является основным парниковым газом, способствующим глобальному потеплению и изменению климата.

Превышение норм содержания пыли в воздухе приводит к уменьшению вентиляционной емкости легких, повреждению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, возможны аллергические заболевания.

Случайные компоненты воздуха:   оксид азота ( II ), сернистый газ – оксид серы( IV ), угарный газ – оксид углерода ( II ), сероводород –  соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль, сажа, микроорганизмы, пыльца .

Случайные компоненты воздуха:

  • оксид азота ( II ),
  • сернистый газ – оксид серы( IV ),
  • угарный газ – оксид углерода ( II ),
  • сероводород – 
  • соединения свинца и ртути,
  • табачный дым,
  • пыль,
  • сажа,
  • микроорганизмы,
  • пыльца .
«Моделирование кислотных осадков» Цель работы: Проверить действие кислотных дождей на растительные ткани (кожура яблока, лист герани), яичную скорлупу. Приборы и материалы:  вытяжной шкаф, ложечка, спиртовка, яблоко, колба, чистая проволочка, лакмус, S (сера), вода, яичная скорлупа, кожура яблока, лист герани, пробирка. Ход Приготовили смеси, похожие по составу на кислотные дожди, путем сжигания серы на воздухе и добавлением воды.

«Моделирование кислотных осадков»

  • Цель работы: Проверить действие кислотных дождей на растительные ткани (кожура яблока, лист герани), яичную скорлупу.
  • Приборы и материалы:  вытяжной шкаф, ложечка, спиртовка, яблоко, колба, чистая проволочка, лакмус, S (сера), вода, яичная скорлупа, кожура яблока, лист герани, пробирка.

Ход

  • Приготовили смеси, похожие по составу на кислотные дожди, путем сжигания серы на воздухе и добавлением воды.
Результаты опыта Данный опыт доказывает вредное воздействие соединений серы (диоксида серы и сернистой кислоты)на живые организмы, в частности на растения

Результаты опыта

Данный опыт доказывает вредное воздействие соединений серы (диоксида серы и сернистой кислоты)на живые организмы, в частности на растения

Наши наблюдения

Наши наблюдения

  В атмосферу выбрасываются миллионы тонн соединений, которые загрязняют атмосферу. Необходимы дополнительные решительные меры по снижению загрязнения воздуха, иначе уже через несколько столетий от нашей планеты останется обожженная пустыня без признаков жизни.
  •   В атмосферу выбрасываются миллионы тонн соединений, которые загрязняют атмосферу. Необходимы дополнительные решительные меры по снижению загрязнения воздуха, иначе уже через несколько столетий от нашей планеты останется обожженная пустыня без признаков жизни.
Что произойдет на Земле, если исчезнет атмосфера или изменится её состав?

Что произойдет на Земле, если исчезнет атмосфера или изменится её состав?

«Защитим атмосферу»

«Защитим атмосферу»

1.Закончи предложение. Воздух – это… 1) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. 2) смесь газов, пыли и пара. 2. В состав воздуха входят: 1) азот, кислород 2) азот и кислород, углекислый газ и различные примеси. 3. Для горения и дыхания необходим: 1) азот; 2) кислород; 3) углекислый газ. 4. При дыхании человек выделяет: 1) кислород; 2) углекислый газ; 3) другие примеси. 5. Какое вещество не содержится в воздухе?  1) кислород; 2) углекислый газ; 3) кремний
  • 1.Закончи предложение.
  • Воздух – это…
  • 1) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
  • 2) смесь газов, пыли и пара.
  • 2. В состав воздуха входят:
  • 1) азот, кислород
  • 2) азот и кислород, углекислый газ и различные примеси.
  • 3. Для горения и дыхания необходим:
  • 1) азот;
  • 2) кислород;
  • 3) углекислый газ.
  • 4. При дыхании человек выделяет:
  • 1) кислород;
  • 2) углекислый газ;
  • 3) другие примеси.
  • 5. Какое вещество не содержится в воздухе?
  • 1) кислород; 2) углекислый газ; 3) кремний
1.Закончи предложение. Воздух – это… 1) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. 2) смесь газов, пыли и пара. 2. В состав воздуха входят: 1) азот, кислород 2) азот и кислород, углекислый газ и различные примеси. 3. Для горения и дыхания необходим: 1) азот; 2) кислород; 3) углекислый газ. 4. При дыхании человек выделяет: 1) кислород; 2) углекислый газ; 3) другие примеси. 5. Какое вещество не содержится в воздухе?  1) кислород; 2) углекислый газ; 3) кремний
  • 1.Закончи предложение.
  • Воздух – это…
  • 1) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
  • 2) смесь газов, пыли и пара.
  • 2. В состав воздуха входят:
  • 1) азот, кислород
  • 2) азот и кислород, углекислый газ и различные примеси.
  • 3. Для горения и дыхания необходим:
  • 1) азот;
  • 2) кислород;
  • 3) углекислый газ.
  • 4. При дыхании человек выделяет:
  • 1) кислород;
  • 2) углекислый газ;
  • 3) другие примеси.
  • 5. Какое вещество не содержится в воздухе?
  • 1) кислород; 2) углекислый газ; 3) кремний
Рефлексия Оцените свою работу на уроке следующими понятиями

Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке следующими понятиями
Домашнее задание Параграф 12, упражнение письменно

Домашнее задание

  • Параграф 12, упражнение письменно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!