Тема: Возникновение Израильского государства. Ветхозаветные предания.
Цели урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о библейских сказаниях через работу с учебником и дополнительными источниками информации, анализ и обоснование собственных выводов на основе этой информации.
Задачи урока:
раскрыть существенные признаки терминов и понятий «древнееврейские племена», «кочевники», «Библия», «Ветхий Завет», «единобожие», «ковчег», «праща», «жертвенник»;
разъяснить связь библейских сказаний с историей древнего народа;
углубить знания учащихся о вкладе древнееврейского народа в мировую культуру;
формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к истории и традициям древнееврейского народа.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути иудейского народа; давать образную характеристику исторических личностей;
Метапредметные УДД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ноутбука; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Личностные результаты УДД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осваивать гуманистические традиции и ценности древнееврейского народа.
Основные понятия и термины: древнееврейские племена, кочевники, Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег, праща, жертвенник
Оборудование: проектор; иллюстрации к уроку
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная и групповая работа учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме прошлого урока.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже знакомились с Финикией: развитие её ремесел, караванной и морской торговли. Давайте вспомним этот материал (слайд 1).
Задание 1 – терминологическая разминка: https://learningapps.org/watch?v=po9nox8yj22 (слайд 2)
Задание 2 – работа с картой. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась Финикия (слайд 3). Часть учащихся получают это задание для выполнения. Это задание из ВПР 2023. https://hist5-vpr.sdamgia.ru/test?id=328256&print=true
Задание 3 – работа по вопросам рубрики «Проверьте себя» на с. 77.
Задание 4 – работа с картой на с. 75.
Задание 5 – выборочная проверка сообщения в тетради на тему «Изобретения финикийцев» (слайд 4).
Там, где человек перешёл к земледелию, появились первые государства, правители, армии, чиновники. Но не повсеместно люди вели оседлый образ жизни. Уже в самых из дошедших до нас источниках упоминаются племена, которые передвигались по Сирийской и Аравийской пустыням со стадами овец. На одном из фрагментов росписи древнеегипетской гробницы изображена сцена прибытия в Египет торговцев-евреев (слайд 5).
В результате многочисленных битв с ханаанеями они отвоевали себе часть их земель и обосновались там, начав оседлую жизнь. Восточное Средиземноморье от среднего течения Евфрата до Египта в древности носило имя Ханаан (слайд 6).
Об истории этого народа мы и будем вести речь на нашем уроке. О борьбе еврейского народа с врагами, его правителях, верованиях мы узнаем из библейских сказаний Ветхого Завета (слайд 7).
Тема урока: «Возникновение Израильского государства. Ветхозаветные предания» (слайд 8).
План (слайд 9):
Ветхий Завет
Иосиф и его братья
Моисей выводит евреев из Египта
Бог даёт законы
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине
Предания о первых царях
Правление Соломона
Храм в Иерусалиме
Проблемный вопрос (слайд 10)
Почему древнееврейские племена пришли к единобожию? В чём главное отличие религии иудеев от религий других древних народов? Почему Библия является наиболее популярной книгой с древности до наших дней?
III. Работа по теме урока.
1. Ветхий Завет (слайд 11)
Работая с картой и текстом пункта 1 параграфа 16, ответьте на следующие вопросы:
Какими были основные занятия древнееврейских племён?
Каковы были уровень развития племён и система управления?
Каким образом племена передавали предания об истории своего народа?
Слайд 12. Итак, вы узнали о древней части Библии – Ветхом Завете, который содержит еврейские предания, и заповедях, записанных на скрижалях – каменных досках. История целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Выпишите в свой исторический словарик новые понятия: БИБЛИЯ, ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, ЯХВЕ, ЗАПОВЕДИ, СКРИЖАЛИ.
Слайд 13. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. Ветхий Завет начинается с мифов о сотворении мира, первых людях и великом потопе. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам Ветхого Завета, подробно познакомиться с древней историей удивительного народа и ответить на вопросы.
Слайд 14. Ученики делятся на три группы, каждая работает со своей частью.
1 ГРУППА – Иосиф и его братья.
2 ГРУППА – Моисей выводит евреев из Египта.
3 ГРУППА – Бог даёт законы.
(учащимся даётся время для чтения).
Вопросы к группам. 1 ГРУППА – Иосиф и его братья.
Что вы запомнили из ветхозаветного сказания об Моисее и его братьях? (слайд 15).
2 ГРУППА – Моисей выводит евреев из Египта (слайд 16).
3 ГРУППА – Бог даёт законы (слайд 17).
(Выслушиваем представителей групп).
Да, богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны (слайд 18).
Слайд 18. Давайте прочитаем вслух текст пункта 1 параграфа 17 учебника и ответим на вопросы (использование приёма «Комментированное чтение»):
Что означает выражение иерихонская труба?
Что помогло евреям, с вашей точки зрения, одержать победу над врагами?
Кто такие филистимляне? Какие цели они ставили?
В чём была сила Самсона?
Чему учит нас подвиг Самсона?
Слайд 20. Изучение пункта 2 параграфа 17 с помощью приёма «Комментированное чтение», ответы на вопросы:
Почему израильтяне решили объединиться и выбрать себе нового царя?
Кто стал первым царём Древнееврейского царства? Что нам о нём известно?
Перескажите библейское сказание о Давиде и Голиафе.
Почему победил Давид?
Какой смысл мы вкладываем сегодня в выражение «Сражается как Давид с Голиафом»?
Что нам известно о царстве Давида?
Слайд 21. После Давида на престол вступил его сын Соломон. Этот царь славился богатством и мудростью. Также при нём был построен один из самых красивых храмов.
Работа по группам (слайд 22).
- 1 ГРУППА. Работая с текстом пункта 3-го параграфа 17, приведите примеры, подтверждающие мудрость царя Соломона?
- 2 ГРУППА. Работая с текстом пункта 4-го параграфа 17, расскажите, что вам стало известно о храме Бога Яхве в Иерусалиме? Как выглядел храм?
Заслушиваем ответы групп.
IV. Подведение итогов урока (слайд 23).
Игровое задание. Проверим результаты нашей работы с помощью игры. На экране будут вопросы, на которые вы должны ответить. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.
Закрепление. Фронтальный опрос. https://learningapps.org/watch?v=ps7w4am4c22
Оценки. Рефлексия (слайд 24) Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает поделиться впечатлениями от урока? Благодарю за внимание, работу учащихся.
- Какой же у нас получился урок?
- Закончим наш урок-путешествие
Домашнее задание (открыли дневники) (слайд 25)
Параграф 16, опишите рисунок «В Древней Палестине».
Параграф 17, подготовиться к пересказу по вопросам рубрики «Проверьте себя»