Предмет | История России |
Класс | 6 «А» |
Учитель | Колбин Сергей Витальевич |
Дата | 28.02.2024 |
№ урока | 49 |
Продолжительность урока | 45 минут |
Тема урока | Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы |
Учебник | Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2023 г.) |
Смысловые блоки, содержание | Образование державы Чингисхана Начало завоевательных походов Чингисхана Битва на Калке Историческое наследие Монгольской империи |
Тип урока | Открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС) |
Цель урока | Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии. |
Задачи по содержанию | образовательные: объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний; развивающие: определить общее и особенности устройства монгольского государства; воспитательные: высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии. |
Формы организация учебной деятельности | Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Технологии | игровая |
Методы обучения и познания | Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с историческим документом), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение) |
Планируемые результаты | Знать Понятия (тумен, Улус, найоны, курултай, Каракарум, «Великая Яса», империя, Баскак); даты (1206,1215, 1223); персоналии (Чингисхан, Мстислав Удалой); уметь показывать на карте границы империи и основные походы. |
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки) | Личностные: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; Метапредметные: - уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, -умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; Познавательные УУД: - извлекать информацию, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников - создавать обобщение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Коммуникативные УУД : Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах. Уметь в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи. Регулятивные УУД: Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения. Предметные представлять в различных формах (в виде таблицы, описания, заполнения исторического домино) информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; |
Домашнее задание | |
Этап урока, цели и задачи | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
1.Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне Итог: настрой на работу | 2 мин. | Приветствие Проверка готовности к уроку: учебник, ручка, тетрадь. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку | |
| | | | |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности Формулирование темы и учебных задач урока | 5 мин. | - Начну наш урок с видеоролика. А вы, попробуйте сформулировать тему урока. Включить видеоролик Актуализация. Подумайте и скажите о ком этот ролик? Хозяином какой страны был Чингисхан? Всякое ли государство империя? Что предпринимают правители что бы расширить площадь государства? Оглашается тема урока (слад№1) Тема: Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы. Исходя из темы, скажите, что вы уже знаете по этой теме, что мы сегодня можем узнать нового, т.е. - каких целей достичь? Раздать каждому обучающемуся план урока. | Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока. Организация формулирования цели урока Записывается в тетрадь Отвечают на вопросы формируют Цель- Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии и задачи урока: 1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монголов, 3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монголов. | У учащихся формируется познавательный интерес к изучению истории |
3. Изучение нового материала п.1(усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации). | 33 мин. | (слайд №3) 1. Образование державы Чингисхана. (слайд №4)Объяснение нового материала. С давних времён в бескрайних степях к северу от Китая обитали различные родственные племена и народы: монголы, татары, кереиты и др. (ПОКАЗЫВАТЬ НА КАРТЕ) (СЛАЙД №5) Природные условия этих степей предопределили главное занятие проживавших здесь народов — кочевое скотоводство. Кто такие кочевники? Их занятия Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов? В ходе жестоких войн монголам в начале XIII в. удалось покорить и объединить соседние кочевые племена. В ходе этих войн практически все татары были истреблены. Но сами монголы стали известны в Китае, а затем и в других азиатских и европейских странах под именем татар. Историки иногда называют их монголо-татарами. (СЛАЙД№ 6)На созванном в 1206 г. съезде (курултае) монгольской знати (нойонов) талантливый полководец, энергичный, коварный и беспощадный властелин Темучин был провозглашён великим ханом и назван Чингисханом (Небесным ханом). Это означало начало создания единого Монгольского государства. ( Слайд№7) Главной своей задачей Чингисхан считал 1.создание государства, в котором все жители были бы лично преданы и покорны ему и его помощникам. В основу управления легла десятичная система. ( СЛАЙД№ 8)Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из десятков, сотен и тысяч во главе с соответствующими предводителями. Переход из одной десятки, сотни или тысячи в другую был запрещён под страхом смертной казни. Подобным же образом было устроено войско. При этом 2. вся полнота власти принадлежала великому хану, а огромные пространства степной державы управлялись назначенными им представителями его рода. ( СЛАЙД№ 9)Чингисхан создал свод законов, регламентирующий правила поведения и жизни монголов («Великая Яса»). ( СЛАЙД№ 10) В 1220 г. в верхнем течении реки Орхон была заложена столица нового государства — Каракорум. | Внимательно слушают, отвечают на задаваемые учителем вопросы. Отвечают ( Гунны, половцы, печенеги) Ценность – скот, кочевой образ жизни. Записывают 1206г. – Темучин стал Чингизханом и это начало создания единого Монгольского государства. КУРУЛТАЙ – съезд монгольской знати Нойон – знатный монгол ТУЕМЕН – 10000 человек. Записывают Великая Яса – свод законов Чингизхана 1220г. Столица Каракарум. | |
Закрепление нового материала. «Игра «да» «нет». Итог: Определение степени усвоения полученных знаний Работа по группам Изучение п.2 | | ( СЛАЙД№ 11) Оглашаю правила: нет- топаем Да – хлопаем Основное занятие монголов – земледелие. Монголы - кочевой народ. Курултай – съезд русских князей. 1206 г. – основание монгольского государства. Чингизхан – Тимучин? Великая ЯСА – законы у половцев. Найон – знатный человек у монголов. В 1220 г. Столица у монголов – Токио. Юрта – жилище монголов. Тумен – 100 человек. Давайте ребята на 1. Пункт плана, а он звучал? ( СЛАЙД№ 12) Сделаем вывод: в начале 13 века у монголов появилось государство. Перечислите составляющие государства: Следующий пункт плана у нас 2. Начало завоевательных походов Чингисхана. ( СЛАЙД№ 12) 1я группа в документе находит причины побед монголов. ( СЛАЙД№ 16) ( СЛАЙД№ 17) 2я группа в учебнике параграф 18 стр. 5-6-7 выписывают даты и направления походов Дата событие 1215 Завоевание империи ЦЗИН 1219- 1221 гг. Завоевание государств Средней Азии (Хорéзм, Бухарá, Мерв, Ходжéнт Ургéнч) 1223г. Завоеваны Половецкие степи После 1227г. покорен Китай, Индия, Персия, Кавказ, Волжская Булгария. 1241г. Монголы дошли до Адриатического моря. | Выполняют задание Называют пункт плана. Обучающиеся называют: - Территория - Законы - Правитель Проговаривают пункт плана. Из документа находят причины побед монголов. Записываем: Дисциплина Оружие (лук, таран, камнемет) Разведка Жестокость Тактика полумесяца. составляем таблицу «Первые победы монголов» | |
Закрепление. Работа в парах игра «Найди ошибку» | | ( СЛАЙД№ 18) Археологи нашли летопись относящуюся к монгольскому периоду, но в ней были допущены ошибки: 1.«… В монгольской армии нет дисциплины, каждый воин делает то, что ему вздумается. С местным населением моголы очень добры. Так в 1223г. Монголы завоевали империю ЦЗИН. Основное орудие монгола – арбалет». ( СЛАЙД№ 19) 2. «… Монголы не умеют брать города. Мирное население они оставляют в живых. В 1241г. Монголы дошли до Атлантического океана». ( СЛАЙД№ 20) « Основа армии монголов – пехота. В бою они используют тактику «солнца и звезд». Перед нападением они не посылают разведчиков. В 1223г. Монголы бежали от половцев. | Ищут ошибки в тексте по парам, называют правильные ответы. | |
Итог по п.2 | | Таким образом Монголы завоевали очень большие территории населенные разными народами. У монголов появилось не просто государство, а империя. ( СЛАЙД№ 21) ( СЛАЙД№ 22) | | |
Изучение п. 3 | | Огласите следующий пункт нашего плана. 3.Начало монгольского нашествия на Русь - Рассказ учителя. Битва на Калке. ( СЛАЙД№ 24, 25,26) ВОПРОСЫ КЛАССУ: -1.почему монголо- татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? 2.Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее. 3.Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство? | Называют пункт плана. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | |
Закрепление п.3 Индивидуальное задание. Историческое домино. | | Игра историческое домино. Каждому обучающемуся в классе выдаются 2 карточки. На столе складывают домино. | Работают индивидуально по выполнению задания (используют тетради) + подсказки | |
Изучение п.4 | | 4. Историческое наследие Монгольской империи. В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава. - Ребята, монголы прошли огромный этап в своем развитии от кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых распространился по всему миру, в чем состоит положительное и отрицательное влияние монгольской империи на развитие народов Евразии. Работа в группах с учебником параграф 18 пункт 4 стр. 9-10 Выделите положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределите факты в таблицу. | Работа в группах с учебником параграф 18 пункт 4 стр. 9-10 Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределяют факты в таблицу на доске: Располагают карточки в «+» и «-». | |
Закрепление по п.4 индивидуальная работа | | - Выходим к доске по одному и распределяем «+»и «-» монгольских завоеваний | Располагают карточки в «+» и «-». | |
Основной вывод по уроку. | | Вспомним, как называлась тема урока? Какую цель мы ставили? Сделаем общий вывод: монгольская империя стала самой большой державой, которая объединила 1. страны и народы 2.различные экономические и политические системы 3.культурные традиции и оказала огромное влияние на жизнь многих народов и государств. | Называют тему и цель. Делают вывод. | |
Рефлексия | 4 мин. | Интерес- что было интересно на уроке? Обучение- чему научились? Главное- что сегодняшний урок принёс для меня? | Ребята дают оценку своим знаниям. Самооценка | |
Домашнее задание | 1 мин. | Параграф 18, ответить устно на вопросы, готовится к тесту. | Обучающиеся уточняют и записывают домашнее задание. | |