СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы технологическая карта урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы технологическая карта урока.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

История России

Класс

6 «А»

Учитель

Колбин Сергей Витальевич

Дата

28.02.2024

№ урока

49

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы

Учебник

Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2023 г.)

Смысловые блоки, содержание

  1. Образование державы Чингисхана

  2. Начало завоевательных походов Чингисхана

  3. Битва на Калке

  4. Историческое наследие Монгольской империи

Тип урока

Открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС)

Цель урока

Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии.

Задачи по содержанию

образовательные: объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний;

развивающие: определить общее и особенности устройства монгольского государства;

воспитательные: высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии.

Формы организация учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная


Технологии

игровая

Методы обучения и познания

Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с историческим документом), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Знать

Понятия (тумен, Улус, найоны, курултай, Каракарум, «Великая Яса», империя, Баскак); даты (1206,1215, 1223); персоналии (Чингисхан, Мстислав Удалой); уметь показывать на карте границы империи и основные походы.


Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)

Личностные: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

Метапредметные:

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, делать выводы;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД :

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах. Уметь в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи.

Регулятивные УУД:

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения.

Предметные

представлять в различных формах (в виде таблицы, описания, заполнения исторического домино) информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Домашнее задание










Содержание этапов урока

Этап урока, цели и задачи

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне

Итог: настрой на работу

2 мин.

Приветствие

Проверка готовности к уроку: учебник, ручка, тетрадь.


Осуществляют самопроверку готовности к уроку







2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Формулирование темы и учебных задач урока





















5 мин.

- Начну наш урок с видеоролика.

А вы, попробуйте сформулировать тему урока.

Включить видеоролик Актуализация.

Подумайте и скажите о ком этот ролик?

Хозяином какой страны был Чингисхан?

Всякое ли государство империя?

Что предпринимают правители что бы расширить площадь государства?

Оглашается тема урока (слад№1)

Тема: Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы.

Исходя из темы, скажите,

  1. что вы уже знаете по этой теме,

  2. что мы сегодня можем узнать нового,

т.е. - каких целей достичь?



Раздать каждому обучающемуся план урока.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока.


Организация формулирования цели урока






Записывается в тетрадь



Отвечают на вопросы формируют Цель- Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии и задачи урока:

1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монголов,

3.начало монгольского нашествия,

4.последствия нашествия монголов.

У учащихся формируется познавательный интерес к изучению истории


























3. Изучение нового материала п.1(усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации).

33 мин.

(слайд №3)

1. Образование державы Чингисхана.

(слайд №4)Объяснение нового материала. С давних времён в бескрайних степях к северу от Китая обитали различные родственные племена и народы: монголы, татары, кереиты и др. (ПОКАЗЫВАТЬ НА КАРТЕ)

(СЛАЙД №5) Природные условия этих степей предопределили главное занятие проживавших здесь народов — кочевое скотоводство.

Кто такие кочевники?

Их занятия

  • Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков?

  • Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?

В ходе жестоких войн монголам в начале XIII в. удалось покорить и объединить соседние кочевые племена. В ходе этих войн практически все татары были истреблены. Но сами монголы стали известны в Китае, а затем и в других азиатских и европейских странах под именем татар. Историки иногда называют их монголо-татарами.

(СЛАЙД№ 6)На созванном в 1206 г. съезде (курултае) монгольской знати (нойонов) талантливый полководец, энергичный, коварный и беспощадный властелин Темучин был провозглашён великим ханом и назван Чингисханом (Небесным ханом). Это означало начало создания единого Монгольского государства.

( Слайд№7)

Главной своей задачей Чингисхан считал 1.создание государства, в котором все жители были бы лично преданы и покорны ему и его помощникам. В основу управления легла десятичная система. ( СЛАЙД№ 8)Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из десятков, сотен и тысяч во главе с соответствующими предводителями. Переход из одной десятки, сотни или тысячи в другую был запрещён под страхом смертной казни. Подобным же образом было устроено войско. При этом 2. вся полнота власти принадлежала великому хану, а огромные пространства степной державы управлялись назначенными им представителями его рода.

( СЛАЙД№ 9)Чингисхан создал свод законов, регламентирующий правила поведения и жизни монголов («Великая Яса»). ( СЛАЙД№ 10) В 1220 г. в верхнем течении реки Орхон была заложена столица нового государства — Каракорум.


Внимательно слушают, отвечают на задаваемые учителем вопросы.








Отвечают ( Гунны, половцы, печенеги)

Ценность – скот, кочевой образ жизни.








Записывают

1206г. – Темучин стал Чингизханом и это начало создания единого Монгольского государства.

КУРУЛТАЙ – съезд монгольской знати

Нойон – знатный монгол

ТУЕМЕН – 10000 человек.












Записывают

Великая Яса – свод законов Чингизхана


1220г. Столица Каракарум.





Закрепление нового материала. «Игра «да» «нет».

Итог: Определение степени усвоения полученных знаний


























Работа по группам

Изучение п.2


( СЛАЙД№ 11)

Оглашаю правила: нет- топаем

Да – хлопаем

  1. Основное занятие монголов – земледелие.

  2. Монголы - кочевой народ.

  3. Курултай – съезд русских князей.

  4. 1206 г. – основание монгольского государства.

  5. Чингизхан – Тимучин?

  6. Великая ЯСА – законы у половцев.

  7. Найон – знатный человек у монголов.

  8. В 1220 г. Столица у монголов – Токио.

  9. Юрта – жилище монголов.

Тумен – 100 человек.

Давайте ребята на 1. Пункт плана, а он звучал?

( СЛАЙД№ 12)

Сделаем вывод: в начале 13 века у монголов появилось государство.

Перечислите составляющие государства:


Следующий пункт плана у нас 2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

( СЛАЙД№ 12)



1я группа в документе находит причины побед монголов.

( СЛАЙД№ 16)















( СЛАЙД№ 17)



2я группа в учебнике параграф 18 стр. 5-6-7 выписывают даты и направления походов

Дата событие

1215 Завоевание империи ЦЗИН

1219-

1221 гг. Завоевание государств Средней Азии (Хорéзм, Бухарá, Мерв, Ходжéнт

Ургéнч)

1223г. Завоеваны Половецкие степи

После 1227г. покорен Китай, Индия, Персия, Кавказ, Волжская Булгария.

1241г. Монголы дошли до Адриатического моря.


Выполняют задание





















Называют пункт плана.


Обучающиеся называют:

- Территория

- Законы

- Правитель

Проговаривают пункт плана.




Из документа находят причины побед монголов.

Записываем:

Дисциплина

Оружие (лук, таран, камнемет)

Разведка

Жестокость

Тактика полумесяца.



составляем таблицу «Первые победы монголов»


Закрепление. Работа в парах игра «Найди ошибку»


( СЛАЙД№ 18)

Археологи нашли летопись относящуюся к монгольскому периоду, но в ней были допущены ошибки:

1.«… В монгольской армии нет дисциплины, каждый воин делает то, что ему вздумается. С местным населением моголы очень добры. Так в 1223г. Монголы завоевали империю ЦЗИН. Основное орудие монгола – арбалет».

( СЛАЙД№ 19)

2. «… Монголы не умеют брать города. Мирное население они оставляют в живых. В 1241г. Монголы дошли до Атлантического океана».

( СЛАЙД№ 20)

  1. « Основа армии монголов – пехота. В бою они используют тактику «солнца и звезд». Перед нападением они не посылают разведчиков. В 1223г. Монголы бежали от половцев.


Ищут ошибки в тексте по парам, называют правильные ответы.


Итог по п.2


Таким образом Монголы завоевали очень большие территории населенные разными народами. У монголов появилось не просто государство, а империя.

( СЛАЙД№ 21) ( СЛАЙД№ 22)




Изучение п. 3


Огласите следующий пункт нашего плана.

3.Начало монгольского нашествия на Русь -

Рассказ учителя. Битва на Калке. ( СЛАЙД№ 24, 25,26)



ВОПРОСЫ КЛАССУ:

-1.почему монголо- татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

  • 2.Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее.

  • 3.Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство?


Называют пункт плана.




Внимательно слушают.




Отвечают на вопросы


Закрепление п.3 Индивидуальное задание.

Историческое домино.



Игра историческое домино. Каждому обучающемуся в классе выдаются 2 карточки. На столе складывают домино.

Работают индивидуально по выполнению задания (используют тетради) + подсказки


Изучение п.4



4. Историческое наследие Монгольской империи.

В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.

- Ребята, монголы прошли огромный этап в

своем развитии от кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых распространился по всему миру, в чем состоит положительное и отрицательное влияние монгольской империи на развитие народов Евразии.



Работа в группах с учебником параграф 18

пункт 4 стр. 9-10

Выделите положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи

и распределите факты в таблицу.

Работа в группах с учебником

параграф 18

пункт 4 стр. 9-10 Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи

и распределяют факты в таблицу на доске:










Располагают карточки в «+» и «-».


Закрепление по п.4 индивидуальная работа


- Выходим к доске по одному и распределяем «+»и «-» монгольских завоеваний


Располагают карточки в «+» и «-».


Основной вывод по уроку.



Вспомним, как называлась тема урока?

Какую цель мы ставили? Сделаем общий вывод:

монгольская империя стала самой большой державой,

которая объединила

1. страны и народы 2.различные экономические и политические системы 3.культурные традиции

и оказала огромное влияние на жизнь многих

народов и государств.

Называют тему и цель.

Делают вывод.


Рефлексия

4 мин.

Интерес- что было интересно на уроке? Обучение- чему научились?

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Ребята дают оценку своим знаниям.

Самооценка


Домашнее задание

1 мин.

Параграф 18, ответить устно на вопросы, готовится к тесту.

Обучающиеся уточняют и записывают домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!