СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение Запорожской сечи. Запорожцы на землях Луганщины.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Отечества                                                                  7 класс

Тема: Возникновение казачества. Запорожская Сечь.

 

Цели: после этого урока учащиеся смогут:

  • Называть причины возникновения казачества
  • Указывать территорию Дикого поля и Запорожской Сечи
  • Оперировать понятиями: казак, зимовник, отходник, Сечь, атаман
  • Рассказывать об исторической личности Дмитрии Вишнивецком
  • Об особенности тактики ведения боя и вооружения казаков
  • Об уникальности возникновения Запорожской Сечи

 

Оборудование: мультимедийная доска, учебник, контурная карта

 

План

  1. Оргмомент
  2. Мотивация
  3. Информационный блок

а) причины возникновения казачества

б) особенности быта и одежды казаков

в) Дмитрий Вишнивецкий. Запорожская сечь.

г) особенности вооружения казаков

  1. Закрепление материала (тест)
  2. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Возникновение Запорожской сечи. Запорожцы на землях Луганщины.»

Конспект урока по истории Отечества 7 класс

Тема: Возникновение казачества. Запорожская Сечь.


Цели: после этого урока учащиеся смогут:

  • Называть причины возникновения казачества

  • Указывать территорию Дикого поля и Запорожской Сечи

  • Оперировать понятиями: казак, зимовник, отходник, Сечь, атаман

  • Рассказывать об исторической личности Дмитрии Вишнивецком

  • Об особенности тактики ведения боя и вооружения казаков

  • Об уникальности возникновения Запорожской Сечи


Оборудование: мультимедийная доска, учебник, контурная карта


План

  1. Оргмомент

  2. Мотивация

  3. Информационный блок

а) причины возникновения казачества

б) особенности быта и одежды казаков

в) Дмитрий Вишнивецкий. Запорожская сечь.

г) особенности вооружения казаков

  1. Закрепление материала (тест)

  2. Домашнее задание


ХОД УРОКА


Картина (казак, чайка, подводная лодка) Посмотрите на картинку.

Как вы думаете – кто это такой? (человек, воин, казак).

Кто назвал, этого человека казаком – прав. А что вы знаете о казаках?

Но это далеко не все, потому что казачество имеет вековую историю.

И сегодня мы с Вами об этом узнаем.


Итак, спустя 100 лет после установления татаро–монгольского ига Украинские земли оставались разрозненными и вскоре оказались под властью соседних государств.


Давайте с Вами вспомним, какие государства граничили с украинскими землями?


Посмотрите, пожалуйста, на доску Карта украинских земель XV в. (1)

Указкой акцентируем внимание на территории:

– Московское царство

– Великое княжество Литовское

– Польское королевство

– Золотая Орда


Что собой представляло: Московское царство? Великое княжество Литовское?

Польское королевство? Золотая Орда?



Еще раз посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас у вас будет работа с контурной картой, где Вы должны будете различными цветами заштриховать территории Московского царства, ВКЛ, Польского королевства, Золотой Орды.


А теперь, давайте, вспомним, как жили крестьянине в этих государствах.

Кто такой крестьянин?

Крестьянин – это человек, который проживает с сельской местности и работает на своей земле; крестьянин, который работает на земле помещика – крепостной крестьянин.


Работа с документом (текс документа, на партах, как раздаточный материал).

Давайте прочтем документ. Один человек читает, остальные внимательно следят и слушают, потому что кто-то из Вас в любой момент может продолжить.


ДОКУМЕНТ

Французский инженер Гийом Боплан о положении крестьян Украины в первой половине XVIIв. (из книги «Описание Украины»)

Крестьяне там чрезвычайно бедны; они обязаны работать три дня в неделю со своими лошадьми в пользу пана и давать ему, в зависимости от площади принадлежавшего им земельного участка, много хлеба, петухов, кур, гусей, цыплят на Пасху, Троицу и Рождество; кроме того, возить для помещиков дрова и бесплатно отрабатывать тысячи повинностей… Помещики имеют неограниченную власть не только над их имуществом, но даже и над их жизнью.


Вопросы к документу:

  1. Кто автор документа?

  2. К какому историческому периоду относится документ?

  3. Как характеризует документ положение крестьян?

  4. С какой целью написан документ?

  5. Перечислите обязанности крестьян?


Итак, крестьяне жили бедно, крепостные крестьяне должны были работать на панском поле, что называется барщина. И платили пану натуральными продуктами или деньгами – оброк.


Как Вы думаете, нравилась ли крестьянину такая жизнь?

Многие крестьяне не хотели мирится с такой судьбой. Они организовывали бунты, поднимали восстания, сжигали усадьбы помещиков. И даже бежали от помещиков, но если крестьянин убегал, то его разыскивали и возвращали хозяину. Но не смотря на это многие рискуя жизнью убегали и им удавалось скрыться от помещика.


А теперь посмотрите на карту и подумайте, куда мог бежать крестьянин из Московского царства, ВКЛ и Польского королевства?

Ответ: крестьянин бежал туда, где не было помещиков и были свободные земли.


Работа с картой «Дикое поле» (2)

Кто знает что такое Дикое поле? Почему эта территория обезлюдила?

Эта территория обезлюдила, потому что граничила с Золотой Ордой и постоянно подвергалось нападкам татар. Поэтому на ней никто не жил.

А сюда могли бежать крестьяне?

Именно на территорию Дикого поля и бежали крестьяне, что бы скрыться от своих помещиков, постепенно его осваивая. Людей бежавших на эту территорию стали называть казаками, что значит «вольный человек».


Давайте назовем основные причины возникновения казачества:

  1. социально-экономические предпосылки

    • угнетение крестьян помещиками

    • религиозный гнет

  2. защита южных границ от набегов татар


Как вы думаете, как же защищались казаки от татар?

на доске – сечь–зимовник (3) На освоенных землях, чтобы предотвратить нападение татарских орд казаки основывали на границе свои военные поселения – зимовники и слободы, защищенные оградой – засекой, из срубленных деревьев.


Об одежде казака (4)

Одежда казаков во многом напоминает татарский костюм. Казаки носили шаровары на шнурках, кафтаны до колен и опоясывались широким поясом. Головным убором им служила шапка из бараньего меха, иногда с красным суконным верхом или кисточкой.

После военных походом казаки одевали парадные кафтаны украшенные богатой вышивкой и множеством пуговиц.




Эти ранние сечи были разрозненными и не могли долго сдерживать внезапные нападения татар, поэтому возникает необходимость в их объединении и создании мощного казацкого войска и укрепленной территории на границе с Золотой Ордой.

В 1556г. на о. Малая Хортица, князем Дмитрием Вишнивецким (5) была возведена крепость, которая положила начало объединению казачества и образованию военного государства Запорожская Сечь.



Наглядное сравнение двух сечей (6)

Найдите отличий





Военное искусство казаков и тактика ведения боя (7)


Оружие казаков было простым: лук и стрелы, копья и топоры, сабли и ружья.

Казацкие лучники могли выпускать до 12 стрел в минуту. Со временем лук полностью заменяется ружьем.

Сабли были средней длины, довольно тонкие и не слишком кривые.

Копья изготавливали из тонкого и легкого дерева. На конусе его имелась кожаная петля, которая закладывалась на ногу, чтобы легче было держать копье во время похода. Иногда позади наконечника делалась перегородка, чтобы копье не входило глубоко в тело противника.

Реже встречались боевые топоры.

Булава и перначь были скорее символами власти гетмана или полковницкой, нежели оружием.

Кроме того, каждый казак должен иметь: лопату–кирку, косу, веревку и другие материалы для строительных укреплений.

Казацкое войско делилось: на полки, те в свою очередь – на сотни, а сотни – на курени. Численность воска часто менялась.

Решающую роль в казацком войске играла пехота, которая отличалась высоким военным мастерством и считалась самой лучшей в Европе. Пехота использовала особую тактику ведения боя. Воины выстраивались в 3 шеренги:

  1. – стреляла

  2. – подавала ружья

  3. – заряжала ружья

Казаки были очень меткими стрелками. Кроме того они первыми начали использовать метод выкапывания шанцев, которые являлись надежной защитой во время стрельбы на открытой местности.

Конница была не так многочисленна, как пехота, зато отличалась высокой маневренностью. Она вела наступление под названием «Лава» – полукругом и атаковала противника одновременно и с фронта и с тыла, т.е. полностью окружая его.

Казаки успешно вели бои на море. На своих скоростных лодках – чайках они часто нападали на турецкие города и крепости. Казацкая чайка была узкой и не глубокой, вмещала до 60 человек.

Полной неожиданностью для турков было то, что казаки могли атаковать из под воды с помощью подводных лодок. Подводная лодка представляла собой 2 сложенные чайки внутри которых находились гребцы, а на дно, в качестве балласта насыпался песок. Когда судну необходимо было подняться на поверхность, песок высыпался через открывающиеся снизу створки. Воздух проникал во внутрь лодки через специальные отверстия – трубочки. Иногда сверху сооружали шахту в которой находился один человек в качестве дозорного.










ТЕСТ на тему:

«Возникновение казачества. Запорожская Сечь.»


I уровень


1. Что означает слово казак?

а) переселенец

б) беглый крепостной

в) свободный человек


  1. Как назывались казацкие лодки?

а) ястребы

б) чайки

в) ласточки


II уровень


3. Как назывались земли на которых в XVIIв. Возникла Запорожская Сечь?

а) Украина

б) Дикое Поле

в) Северное Причерноморье


4. В каком году было основано государство Запорожская Сечь

с центром на острове Малая Хортица?

а) 1556г.

б) 1605г.

в) 1547г.


III уровень


  1. Напишите причины возникновения казачества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Объясните происхождение названия Сечь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








ДОКУМЕНТ

Французский инженер Гийом Боплан о положении крестьян Украины в первой половине XVIIв. (из книги «Описание Украины»)

Крестьяне там чрезвычайно бедны; они обязаны работать три дня в неделю со своими лошадьми в пользу пана и давать ему, в зависимости от площади принадлежавшего им земельного участка, много хлеба, петухов, кур, гусей, цыплят на Пасху, Троицу и Рождество; кроме того, возить для помещиков дрова и бесплатно отрабатывать тысячи повинностей… Помещики имеют неограниченную власть не только над их имуществом, но даже и над их жизнью.



__________________________________________________________________________________




ДОКУМЕНТ

Французский инженер Гийом Боплан о положении крестьян Украины в первой половине XVIIв. (из книги «Описание Украины»)

Крестьяне там чрезвычайно бедны; они обязаны работать три дня в неделю со своими лошадьми в пользу пана и давать ему, в зависимости от площади принадлежавшего им земельного участка, много хлеба, петухов, кур, гусей, цыплят на Пасху, Троицу и Рождество; кроме того, возить для помещиков дрова и бесплатно отрабатывать тысячи повинностей… Помещики имеют неограниченную власть не только над их имуществом, но даже и над их жизнью.



__________________________________________________________________________________



ДОКУМЕНТ

Французский инженер Гийом Боплан о положении крестьян Украины в первой половине XVIIв. (из книги «Описание Украины»)

Крестьяне там чрезвычайно бедны; они обязаны работать три дня в неделю со своими лошадьми в пользу пана и давать ему, в зависимости от площади принадлежавшего им земельного участка, много хлеба, петухов, кур, гусей, цыплят на Пасху, Троицу и Рождество; кроме того, возить для помещиков дрова и бесплатно отрабатывать тысячи повинностей… Помещики имеют неограниченную власть не только над их имуществом, но даже и над их жизнью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!