СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.    Дать знания о возрасте, возрастной периодизации, возрастных особенностях детей и неравномерностях детского развития.

2.    Приобщать обучающихсяк  аналитической деятельности.

3.    Через содержание материала урока стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности обучающихся; стремление к профессиональному осмыслению изучаемого материала.

4.    Содействовать формированию профессиональных и общих компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.»

ГАПОУ МО «Губернский колледж»








Конспект занятия

по учебной дисциплине ОП 01. Педагогика

в НК-21 группе







Преподаватель педагогики:

Молчанова Татьяна Павловна







Серпухов, 2018

Раздел «Особенности развития личности ребенка»


Дата:15.03.2018 г.


Тема: Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.


Цели:

  1. Дать знания о возрасте, возрастной периодизации, возрастных особенностях детей и неравномерностях детского развития.

  2. Приобщать обучающихсяк аналитической деятельности.

  3. Через содержание материала урока стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности обучающихся; стремление к профессиональному осмыслению изучаемого материала.

  4. Содействовать формированию профессиональных и общих компетенций.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрации), игровой метод, методы проблемного обучения, частично-поисковый метод, видеометод.

Средства: интерактивная доска



Используемая литература:

  1. Педагогика под ред. И.П. Подласого.

  2. Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психологии, 1999.

  3. Столяренко Л.Д. Психология, 2016










Ход занятия

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3.Сообщение темы.

4. Изучение нового материала.


Обратить внимание обучающихся на пословицы, представленные на экране:

  • Птичка-невеличка - всегда молодичка. (русская пословица) 

  • Сколько ни жить, а два раза молоду не быть. (русская пословица) 

  • Хорошая старость лучше, чем плохая молодость. (русская пословица)

  • Голова седая, да душа молодая. (русская пословица) 

О чем эти пословицы? Какая тема нашего урока?

Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей

Обычно, называя возраст человека, мы имеем в виду конкретное количество прожитого им, с момента рождения, времени: лет, месяцев, дней.

Как Вы думаете, как называется этот возраст?

Это – хронологическийили паспортный возраст.

У человека может быть один возрастпо годам (хронологический), другой - по уровню созревания и состоянию внутренних органов и систем организма (биологический), третий - по особенностям самосознания и представлений о жизни (психологический).

Психологический возраст имеет самое большое значение для построения обучения.

Проблема психологического возраста и его соотношения с хронологическим приобрела в нашей стране особую актуальность в последней трети ХХ века, в связи с переходом к обучению детей в школе с шести – семи лет. Среди шестилеток, семилеток и даже детей постарше имеется много тех, кто в психологическом плане еще совершенно не готов к школе. У ребятишек преобладает мотивация, интересы и отношения, характерные, скорее, для дошкольного возраста, и учить их достаточно сложно.

Учителя и родители жалуются на невнимательность младших школьников, на проблемы с выполнением домашних заданий, требующих хотя бы минимальной усидчивости, на их повышенную тревожность или, напротив, полное безразличие к учебе. Неутешительны и данные врачей, свидетельствующие о росте числа хронологических заболеваний уже за время обучения в первом классе. Все это – свидетельства несовпадения психологического возраста детей и социальной ситуации развития, характерной для первоклассников.

Такая же проблема существует и на других этапах развития (переход из начальной школы в среднюю).

Развитие в соответствии с возрастом зависит как от средовых факторов, так и от внутренне обусловленных, включая генетические.

Факторы, связанные с внешней средой — это соответствующая с возрастом социальная ситуация развития на всех онтогенетических ступенях, начиная с рождения и даже пренатального периода (желанным ли ребенок родился, как протекала беременность, какие отношения в семье, как ухаживали за малышом, отдавали ли ребенка в детский сад.) Некоторые особенности могут быть обусловлены генетически (папа – заговорил к трем годам и у ребенка повторяется эта особенность).

Конкретный путь развития все равно будет индивидуальным, но темперамент, конкретные сроки созревания отдельных функций центральной нервной системы, а иногда – и генетически обусловленные заболевания имеют значение для будущего обучения, причем на самых разных его ступенях.

Ребенок, чье развитие в каком-то отношении опережает «средний» уровень, нуждается в таких же условиях, как и остальные. Он может сколько угодно заниматься тем, что его особо интересует и в чем он показывает высокий уровень, но важно проследить, чтобы не «западали» и другие стороны развития, на которые ни он, ни окружающие не обращают особого внимания.

Социальные факторы, приводящие к относительно более медленному темпу психического развития, можно условно разделить на две части:

  1. Это педагогическая запущенность (дети и подростки с педагогической запущенностью медленно развиваются из-за того, что на них обращали мало внимания, т.е. не общались, не занимались, не учили, не воспитывали в нужном объеме)

  2. Причина замедленного психического развития связана с тем, что условия, в которых он рос и развивался, не отвечали или даже противоречили закономерностям его психического развития

(Пример: многодетная семья, старшая сестра)

В случаях, когда психологический возраст «отстает» от хронологического, роль обучения и обучающего существенно возрастает. Обучение тогда выполняет коррекционную функцию по отношению к развитию, выравнивает его.

Знания о разных возрастах нужны для обеспечения эффективного обучения и тогда, когда психологический и хронологический возраст совпадают. Обучение тогда осуществляет не коррекцию, а ведущую функцию по отношению к развитию, и оно не в меньшей степени связано с возрастными возможностями и особенностями учащихся

Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Возрастная периодизация - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.

Для педагогики начальной школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст с момента рождения до 10–11 лет.

Каждый возрастной периодсвязан изменением социальной ситуации развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями.

Возрастная периодизация является необходимой системой в образовании,так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут являться более подходящими определенные стандарты обучения, ведь по закону и 3х-летний ребенок и 15-летний подросток являются детьми, однако методы обучения абсолютно разные. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями

Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвижения, имеющий скачкообразный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяются друг от друга кризисами. Чтобы получить картину становления личности ребенка, необходимо охарактеризовать социальную ситуацию развития в каждом периоде, главные личностные новообразования и ведущую деятельность ребенка (см. табл)

Схема периодизации развития



Критерии периодизации

период

возраст

социальная ситуация

развития

ведущая

деятельность

личностное

новообразование


новорожденность


0-1 мес.


взрослыйребёнок

физиологические

отправления

способность активно

бодрствовать, перцептивная

память

младенчество

1-12 мес.

взрослыйребёнок

эмоциональное

общение

Раннеедетство

1-3 г.


взрослый=ребёнок

предметно-

манипулятивная

потребность в ориентировке,

речь, система «Я»

Дошкольное

детство

3-7 л.


ребёнок взрослый

сюжетно-ролевая

игра

внутренняя позиция,

соподчинениемотивов

Младшее

школьное

детство

7-12 л.


Ребёноксверстники


учение

произвольное

целеполагание

Младший

подростковый

возраст

12-15 л.

Младший подросток

=

сверстники

интимно-личностное

общение

способность к

идентификации

Старший

подростковый

возраст

15-17 л.

старший

подростоксверстники

учебно-

профессиональная

чувство одиночества,

первая любовь


Сензитивный период развития – период в жизни человека, наиболее благоприятный для формирования у него определенных психологических свойств личности и видов поведения. Иначе говоря, вовремясензитивного периода определённое свойство личность формируется лучше всего и легче всего. Например, сензитивным периодам развития речи является возраст от полутора до трёх лет. Если по истечении этого времени речь развита недостаточно, впоследствии развитие речи будет связано с большими трудностями, и есть вероятность, что это педагогическое упущение так и не удастся преодолеть.

Просмотр Видеоролика

"Какие особенности младшего школьника вы увидели при просмотре мультфильма"?

  1.  Решение педагогической задачи(работа в подгруппах)

На втором уроке пошел снег. Да так неожиданно! Вдруг замелькали белые хлопья.  А мы уже столько времени не видели снега! С прошлой зимы. Все обрадовались, зашумели.

Нина Ивановна видит, что нас трудно заставить заниматься, и говорит:

- Уберите книги и тетради. Будем смотреть на снег.

Мы обрадовались, а Нина Ивановна даже позволила нам выйти из-за парт. Какая она у нас все-таки хорошая!

Когда все посмотрели в окно, она спросила:

- Красиво?

- Красиво, - зашептали все ребята.

- А почему красиво, когда идет снег?

Дети стали отвечать:

- Можно в снежки играть, - сказал Андрюша.

- Можно крепость построить из снега, - сказал Игорь.

- И на лыжах кататься с гор, - добавил Витя Зайцев.

- Ну, молодцы! – сказала Нина Ивановна. – Очень хорошо про все рассказали. И про снег, и про зиму, и какие радости она дарит вам. А теперь придумайте свою загадку о снеге.

Минуты три в классе стояла тишина. Затем дети стали говорить:

- Лежит сахару гора, да никто не ест.

- Рис не варился да в кашу превратился.

- Белый дождь до весны не тает.

- Прекрасные загадки придумали! А теперь садитесь на места и запишите домашнее задание.

Только мы написали – звонок.

Ох, и хитренькая Нина Ивановна! За партами не сидели, книжки убрали, а все равно целый урок прозанимались.

Вопрос: как вы думаете,какие возрастные особенности младшего школьника учел педагог, когда принял решение изменить план урока?

  1.  Анализ и оценка работы студентов

Параметры оценок:

-         активность;

-          уровень понимания педагогической задачи;

-         уровень сопричастности в работе;

-         умение анализировать педагогическую ситуацию.

7. Итог занятия. Рефлексия.

8. Домашнее задание. Выполнение компьютерной презентации по любому детскому возрастному периоду (по выбору обучающегося).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!