ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Конспект занятия
по учебной дисциплине ОП 01. Педагогика
в НК-21 группе
Преподаватель педагогики:
Молчанова Татьяна Павловна
Серпухов, 2018
Раздел «Особенности развития личности ребенка»
Дата:15.03.2018 г.
Тема: Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.
Цели:
Дать знания о возрасте, возрастной периодизации, возрастных особенностях детей и неравномерностях детского развития.
Приобщать обучающихсяк аналитической деятельности.
Через содержание материала урока стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности обучающихся; стремление к профессиональному осмыслению изучаемого материала.
Содействовать формированию профессиональных и общих компетенций.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрации), игровой метод, методы проблемного обучения, частично-поисковый метод, видеометод.
Средства: интерактивная доска
Используемая литература:
Педагогика под ред. И.П. Подласого.
Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психологии, 1999.
Столяренко Л.Д. Психология, 2016
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3.Сообщение темы.
4. Изучение нового материала.
Обратить внимание обучающихся на пословицы, представленные на экране:
Птичка-невеличка - всегда молодичка. (русская пословица)
Сколько ни жить, а два раза молоду не быть. (русская пословица)
Хорошая старость лучше, чем плохая молодость. (русская пословица)
Голова седая, да душа молодая. (русская пословица)
О чем эти пословицы? Какая тема нашего урока?
Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей
Обычно, называя возраст человека, мы имеем в виду конкретное количество прожитого им, с момента рождения, времени: лет, месяцев, дней.
Как Вы думаете, как называется этот возраст?
Это – хронологическийили паспортный возраст.
У человека может быть один возрастпо годам (хронологический), другой - по уровню созревания и состоянию внутренних органов и систем организма (биологический), третий - по особенностям самосознания и представлений о жизни (психологический).
Психологический возраст имеет самое большое значение для построения обучения.
Проблема психологического возраста и его соотношения с хронологическим приобрела в нашей стране особую актуальность в последней трети ХХ века, в связи с переходом к обучению детей в школе с шести – семи лет. Среди шестилеток, семилеток и даже детей постарше имеется много тех, кто в психологическом плане еще совершенно не готов к школе. У ребятишек преобладает мотивация, интересы и отношения, характерные, скорее, для дошкольного возраста, и учить их достаточно сложно.
Учителя и родители жалуются на невнимательность младших школьников, на проблемы с выполнением домашних заданий, требующих хотя бы минимальной усидчивости, на их повышенную тревожность или, напротив, полное безразличие к учебе. Неутешительны и данные врачей, свидетельствующие о росте числа хронологических заболеваний уже за время обучения в первом классе. Все это – свидетельства несовпадения психологического возраста детей и социальной ситуации развития, характерной для первоклассников.
Такая же проблема существует и на других этапах развития (переход из начальной школы в среднюю).
Развитие в соответствии с возрастом зависит как от средовых факторов, так и от внутренне обусловленных, включая генетические.
Факторы, связанные с внешней средой — это соответствующая с возрастом социальная ситуация развития на всех онтогенетических ступенях, начиная с рождения и даже пренатального периода (желанным ли ребенок родился, как протекала беременность, какие отношения в семье, как ухаживали за малышом, отдавали ли ребенка в детский сад.) Некоторые особенности могут быть обусловлены генетически (папа – заговорил к трем годам и у ребенка повторяется эта особенность).
Конкретный путь развития все равно будет индивидуальным, но темперамент, конкретные сроки созревания отдельных функций центральной нервной системы, а иногда – и генетически обусловленные заболевания имеют значение для будущего обучения, причем на самых разных его ступенях.
Ребенок, чье развитие в каком-то отношении опережает «средний» уровень, нуждается в таких же условиях, как и остальные. Он может сколько угодно заниматься тем, что его особо интересует и в чем он показывает высокий уровень, но важно проследить, чтобы не «западали» и другие стороны развития, на которые ни он, ни окружающие не обращают особого внимания.
Социальные факторы, приводящие к относительно более медленному темпу психического развития, можно условно разделить на две части:
Это педагогическая запущенность (дети и подростки с педагогической запущенностью медленно развиваются из-за того, что на них обращали мало внимания, т.е. не общались, не занимались, не учили, не воспитывали в нужном объеме)
Причина замедленного психического развития связана с тем, что условия, в которых он рос и развивался, не отвечали или даже противоречили закономерностям его психического развития
(Пример: многодетная семья, старшая сестра)
В случаях, когда психологический возраст «отстает» от хронологического, роль обучения и обучающего существенно возрастает. Обучение тогда выполняет коррекционную функцию по отношению к развитию, выравнивает его.
Знания о разных возрастах нужны для обеспечения эффективного обучения и тогда, когда психологический и хронологический возраст совпадают. Обучение тогда осуществляет не коррекцию, а ведущую функцию по отношению к развитию, и оно не в меньшей степени связано с возрастными возможностями и особенностями учащихся
Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.
Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.
Возрастная периодизация - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.
Для педагогики начальной школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст с момента рождения до 10–11 лет.
Каждый возрастной периодсвязан изменением социальной ситуации развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями.
Возрастная периодизация является необходимой системой в образовании,так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут являться более подходящими определенные стандарты обучения, ведь по закону и 3х-летний ребенок и 15-летний подросток являются детьми, однако методы обучения абсолютно разные. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями
Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвижения, имеющий скачкообразный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяются друг от друга кризисами. Чтобы получить картину становления личности ребенка, необходимо охарактеризовать социальную ситуацию развития в каждом периоде, главные личностные новообразования и ведущую деятельность ребенка (см. табл)
Схема периодизации развития
| | Критерии периодизации |
период | возраст | социальная ситуация развития | ведущая деятельность | личностное новообразование |
новорожденность | 0-1 мес. | взрослыйребёнок | физиологические отправления | способность активно бодрствовать, перцептивная память |
младенчество | 1-12 мес. | взрослыйребёнок | эмоциональное общение |
Раннеедетство | 1-3 г. | взрослый=ребёнок | предметно- манипулятивная | потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство | 3-7 л. | ребёнок взрослый | сюжетно-ролевая игра | внутренняя позиция, соподчинениемотивов |
Младшее школьное детство | 7-12 л. | Ребёноксверстники | учение | произвольное целеполагание |
Младший подростковый возраст | 12-15 л. | Младший подросток = сверстники | интимно-личностное общение | способность к идентификации |
Старший подростковый возраст | 15-17 л. | старший подростоксверстники | учебно- профессиональная | чувство одиночества, первая любовь |
Сензитивный период развития – период в жизни человека, наиболее благоприятный для формирования у него определенных психологических свойств личности и видов поведения. Иначе говоря, вовремясензитивного периода определённое свойство личность формируется лучше всего и легче всего. Например, сензитивным периодам развития речи является возраст от полутора до трёх лет. Если по истечении этого времени речь развита недостаточно, впоследствии развитие речи будет связано с большими трудностями, и есть вероятность, что это педагогическое упущение так и не удастся преодолеть.
Просмотр Видеоролика
"Какие особенности младшего школьника вы увидели при просмотре мультфильма"?
Решение педагогической задачи(работа в подгруппах)
На втором уроке пошел снег. Да так неожиданно! Вдруг замелькали белые хлопья. А мы уже столько времени не видели снега! С прошлой зимы. Все обрадовались, зашумели.
Нина Ивановна видит, что нас трудно заставить заниматься, и говорит:
- Уберите книги и тетради. Будем смотреть на снег.
Мы обрадовались, а Нина Ивановна даже позволила нам выйти из-за парт. Какая она у нас все-таки хорошая!
Когда все посмотрели в окно, она спросила:
- Красиво?
- Красиво, - зашептали все ребята.
- А почему красиво, когда идет снег?
Дети стали отвечать:
- Можно в снежки играть, - сказал Андрюша.
- Можно крепость построить из снега, - сказал Игорь.
- И на лыжах кататься с гор, - добавил Витя Зайцев.
- Ну, молодцы! – сказала Нина Ивановна. – Очень хорошо про все рассказали. И про снег, и про зиму, и какие радости она дарит вам. А теперь придумайте свою загадку о снеге.
Минуты три в классе стояла тишина. Затем дети стали говорить:
- Лежит сахару гора, да никто не ест.
- Рис не варился да в кашу превратился.
- Белый дождь до весны не тает.
- Прекрасные загадки придумали! А теперь садитесь на места и запишите домашнее задание.
Только мы написали – звонок.
Ох, и хитренькая Нина Ивановна! За партами не сидели, книжки убрали, а все равно целый урок прозанимались.
Вопрос: как вы думаете,какие возрастные особенности младшего школьника учел педагог, когда принял решение изменить план урока?
Анализ и оценка работы студентов
Параметры оценок:
- активность;
- уровень понимания педагогической задачи;
- уровень сопричастности в работе;
- умение анализировать педагогическую ситуацию.
7. Итог занятия. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Выполнение компьютерной презентации по любому детскому возрастному периоду (по выбору обучающегося).