СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение национальных традиций в семье и школе – один из путей духовно нравственного воспитания личности.

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Возрождение национальных традиций в семье и школе – один из путей духовно нравственного воспитания личности.»

Тема: Возрождение национальных традиций в семье и школе – один из путей духовно нравственного воспитания личности

Воспитание – составная часть образовательного процесса.

В своём выступлении на XX Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вопрос воспитания - это самый главный , фундаментальный вопрос…»

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А. Коменского, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей

Национальная доктрина образования Российской Федерации на одно из первых мест выдвигает задачу сохранения и развития отечественной культуры. Эта задача является актуальной и в отношении семейного воспитания. В настоящее время особую тревогу вызывает «тенденция ослабления главных функций семьи - воспроизводства и социализации». Ухудшение демографической ситуации в стране (в 1990 г. естественный прирост населения составлял 332,9 тыс. человек, в 2004 отмечается убыль на 792,9 тыс. человек), рост количества детей, рожденных вне брака (в 1990 г. - 14, 61%, в2004-29,76% от общего числа родившихся), количества разводов (с 3,8 промилле на 1000 населения в 1997 г. до 4,4 промилле в 2004 г.), а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка - все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер. Следствием указанных тенденций является ослабление моральных устоев подрастающего поколения.

Как считают учёные, в данный момент в обществе существует острая необходимость в научно-практических разработках в области семьи и семейного воспитания. Необходимо менять государственные образовательные стандарты всех уровней на принципах семьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.

Одним из путей решения этой проблемы является возрождение национальных традиций в семье и школе

Национальные традиции - (от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

Традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Традиция — это не все наследие народа, но его некоторая часть— та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И кроме того, традиция — это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи.

Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Семейные духовно-нравственные ценности на протяжении истории развития человечества рассматриваются как высшие (системообразующие) ценности человека; их основной сущностной характеристикой является ориентация на добро, любовь, уважение, гуманизм, воспитание детей.

Многие родители слагая с себя отвественность за воспитание своих детей, полагают, что воспитывать должна школа, но как показывают социологические исследования, на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

школа - 10%

улица -10%.

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила влияния семьи в том, что осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Все начинается с семьи.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:

• жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных

праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,

• уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,

• особо ответственном и любовном отношении к воспитанию

младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),

• использовании в воспитании устного и изобразительного народного

творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-

самоделок,

• посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,

обучении рукоделию и ремеслам,

• общей семейной трапезе,

• назидательном семейном чтении с последующим обсуждением

прочитанного,

• существовании семейного совета с решающим словом старшего

члена семьи.

Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:

- уважительное отношение к старшим (их почитание),

- отношение к браку как священному союзу,

- требовательность и ответственность,

- совесть и честь каждого члена семьи.

Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека.

Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соединялось с духовно -нравственным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.

Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подражали разным видам работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, всегда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла строгую схему игры.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длительного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соответственно возрасту, под наблюдением взрослых. Начиналось это зачастую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру , полузанятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи. Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.

Наши предки не умели читать и писать . И секреты ремесла, и опыт воспитания передавались из рук в руки. Народные традиции воспитания отражали многовековой нравственный опыт и отличались здравым смыслом. Они были направлены на подготовку к реальным суровым условиям жизни. Книжное образование заменялось устным. В воспитании детей немалую роль играл фольклор: сказки, легенды, былины, притчи, пословицы, поговорки, загадки, передававшиеся из уст в уста. Старики были хранителями опыта и традиций, а многопоколенная семья обеспечивала преемственность нравственного и трудового опыта, передачу его от поколения к поколению. Прежде чем доверить ребенку дело, его учили, подвергали испытаниям. Особенно суровыми были испытания на зрелость. Быть может, самое важное в народных традициях воспитания – участие в этом важнейшем деле не только родителей, семьи, но и всего окружения: села, аула. Никто не оставался равнодушным при нарушении обычаев, принятых норм поведения. Осуждение было всеобщим.

Крестьянские дети на Руси только по дому были заняты в 85 видах работ, не считая общего труда в поле, в огороде, в саду, в который дети втягивались с 5 – 6 лет. Во многих делах взрослые не нуждались в помощи детей, но вовлекали их сознательно, для обучения.

Сегодня, в нашем обществе наблюдается разнообразие допустимых форм поведения. Далеко не каждый житель города сделает замечание ребенку, подростку при его неправильном поведении. Затруднена передача семейных традиций воспитания. Взрослые дети все реже живут со своими родителями, часто живут в разных городах. Теряется преемственность между поколениями.

А ведь преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.

Если в семье царит доброжелательность, все члены семьи любят, уважают и помогают друг другу, то без затруднений формируется человеколюбие, способность к сочувствию, сопереживанию.

Что можно сделать для возрождения национальных традиций в семье, для возрождения духовно- нравственных идеалов, для укрепления родственных связей?

Вполне реальны семейные советы, благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми.

Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.

Укрепляют отношения доверия и уважения семейные трапезы и общие праздники, как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.

Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходе подготовки к праздникам в течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.

Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.

Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.

В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада.

Основными принципами традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье должны стать :

•принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,

•духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,

•иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,

•преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,

династий,

•ответственность родителей за воспитание детей перед Богом и

обществом,

•признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,

•сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,

•приверженности национальным традициям народа.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.» Ушинский К.Д.

Духовно-нравственное воспитание ребёнка должно продолжаться в школе, только взаимодействие этих структур общества сможет дать нужный результат.

Анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования-традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций. В условиях полиэтнической среды, характерной для многих регионов современной России, необходим синтез традиций разных народов, их взаимообогащение прежде всего с учетом специфики этой среды.

Для решения этой проблемы можно сформулировать общие принципы, которые должны быть положены в основу программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей, педагогическому сопровождению семьи (если мы хотим, чтобы эти материалы могли реально работать в современных условиях):

• традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;

• принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психо-физического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребенка от негативного воздействия информационной среды;

• принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей;

принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждение их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития;

• принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, присоединение к устойчивому «ядру», «коду», и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта;

• принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам и возможностям (как семей, так и образовательных учреждений как участников воспитательного процесса).

Эти принципы, являются приоритетными в создании развивающейся динамичной системы «ребенок - воспитатель - родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода «рождение и воспитание» детей, передача духовно-нравственного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

Родители передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети – своим детям. Так сохраняются отеческие традиции. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия».

Давайте их вспомним:

1. Поклоняться своему богу.

2. Почитать родителей.

3. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.

4. Не убивать.

5. Быть милосердными, сострадательными.

6. Не завидовать.

7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.

Родители и педагоги, от вашей нравственной чистоты зависит, какими вырастут ваши дети, судьба России, ее будущее.

И, в заключении, хочу вспомнить народную мудрость - пословицы :

Умел дитя родить, умей и научить.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Общей целью является развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека высоконравственного Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственный ценностей многонационального народа Российской Федерации, которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

, ответственного, творческого, инициативного, культурного, деятельного созидателя, компетентного гражданина России.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!