Тема: Возрождение старинных ремесел, технология и ткачество.
«Да будет вечен дней твоих поток,
Покуда есть основа и уток!»
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.
В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство» …
Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.
Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани — это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов — шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства — само тканье и аппретура ткани — составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.
Нити из шерсти или растительного волокна для всех видов тканей в древней Руси пряли на ручном веретене. При прядении нити, кроме веретена, необходима подставка — прялка, служащая для крепления кудели пряжи. Кроме ручных веретен и прялок следует коснуться и механических прялок или, как их иначе называют, самопрялок.
Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждом крестьянском доме.
Технология ткачества состояла из 5 основных операций:
1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;
2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;
З) введение утка в пространство между двумя частями основы;
4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;
5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал.
Но прежде, чем станок заработает его нужно «снарядить» (нарядить)
За день хорошая мастерица ткала около пятнадцати метров холста.
Кто делал станки, уже сейчас никто и не помнит. На продажу половички никто не делал, а использовали для своей семьи, даже готовили в качестве приданного невесте.
Но ткачество половиков не умирает. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.
Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.
Литература:
Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.—Л., 1940;
Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. [М.], 1948;
Канарский Н.Я., Эфрос Б.Е., Будников В.И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950;
Технология ткачества. Т. 1—2. М., 1966—67: Гордеев В.А., Арефьев Г.И., Волков П.В. Ткачество. 3 изд. М., 1970;
Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах. - Архангельск : Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1980.
Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. - Каргополь, 2004.
Кожевникова, Л. А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера // Русское народное искусство Севера : сб. статей.Л. : Сов. Художник, 1968.
Электронные источники:
http://www.narodko.ru
http://krugsvaroga.izkon.ru
http://www.booksite.ru
http://ecoyar.ru/shop
http://vsetke.ru
http://starica-volga.ru/istoriya