Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Евстратовский детский сад и муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Евстратовская общеобразовательная школа
Совместное практическое мероприятие
«Традиции наших предков».
Авторы:
Соколова Евгения Валентиновна
Воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад
Шинкоренко Елена Александровна
Воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад
Смирнова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов, преподаватель
Основ религиозных культур и светской этики
(модуль Основы православной культуры)
МКОУ Евстратовская СОШ
2018 год
Тема: «Традиции наших предков. 22 марта – праздник «Жаворонки». День памяти 40 Севастийских мучеников»
Цель: развитие связей между детским садом и школой, посредством приобщения детей к истокам православной культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.
Задачи:
- знакомить детей с основными понятиями Православия;
- знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере подвига 40 Севастийских мучеников;
- учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
-обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах;
- развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
Место проведения: 22 марта в 10 часов в МКОУ Евстратовская СОШ
Участники мероприятия: воспитатели, воспитанники старшей и подготовительной группы, учителя начальных классов, учащиеся 1 и 2 классов.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической речи в связных высказываниях.
Социально-коммуникативное развитие: знакомство детей с русскими народными играми, обрядом встречи птиц и закличками Весны, знакомство с понятие «подвиг во имя веры»
Познавательное развитие: расширять представление о перелетных птицах, формировать представление о весенних изменениях в природе.
Художественно-эстетическое развитие: совершенствовать умение лепить из теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание; побуждать к использованию дополнительных материалов для украшения изделия (изюм).
Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей; формировать правильную осанку.
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозапись птичьих голосов, изображение жаворонка , икона «40 Севастийских мучеников», тесто, изюм, стеки, масло растительное, сладкий чай, фартуки, салфетки, мультфильм «40 Севастийских мучеников».
Предварительная работа: беседа «Весна. Признаки весны», беседа «Перелетные птицы»,рассматривание тематических альбомов «Весна», «Перелетные птицы»,рассматривание картин: Базиль Эде «Жаворонок» И.Левитан «Март», А.Г.Венецианов « На пашне. Весна», беседа «Великий пост», чтение художественной литературы: Т.С.Шорохова «Великий пост», «Посты», Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Высоцкая «Чистый понедельник», разучивание закличек: «Жаворонушки», «Приди к нам весна», «Жаворонки, прилетите!»
Ход проведения:
Организационный момент
Дети образуют большой круг, держатся за руки.
Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз . Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Сегодня мы с вами тоже будем закликать, зазывать весну.
(дети произносят хором)
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Воспитатель: Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы (демонстрация жаворонка (фото)).
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. (прослушивание аудиозаписи)
Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
22 марта - совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Коллективная лепка« жаворонков».
(дети проходят в столовую и садятся за столы)
Воспитатель: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Давайте мы немного с вами поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.
Сегодня мы с вами научимся лепить жаворонков. С утра мы замесили сдобное тесто. Оно уже подошло и мы можем приступать к работе.
Скатываем из теста шар.
Раскатываем небольшую колбаску, примерно 15 см.
Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.
Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок. В этот узелок мы спрячем записку с пожеланиями, чтобы потом прочесть и узнать, что нас ждет в будущем.
В верхнем конце оформляем головку птицы. Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки – изюминки.
Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем и рисуем стекой перышки. Птичка наша готова.
Оставим жаворонков на противне в теплом месте, чтобы тесто еще раз подошло.А мы тем временем поиграем.
Подвижная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг.
Идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:
«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
(дети возвращаются в столовую)
Воспитатель:А теперь мы смажем наших жаворонков сладким чаем и отправим выпекаться. (смазывают жаворонков)
( дети переходят в актовый зал)
)
Учитель:Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Просмотр мультфильма «40 Севастийских мучеников»
(дети идут в Евстратовский храм Преображения Господня)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с иконой «Сорок святых».
Рукотворные и нерукотворные образы святых и великомучеников – это та ниточка, которая соединяет верующего человека с Господом. Конечно, на сегодняшний день существует множество самых разнообразных образов, большинство из которых созданы на основе старинных историй и преданий. Примером этого может послужить, в частности, широко известная икона 40 святых, которую можно увидеть в некоторых православных храмах, и которую многие прихожане покупают, чтобы поставить у себя дома. В чем же кроется секрет этой иконы, и чем она так примечательна? Праздник памяти сорока святых отмечается Православной церковью 22 марта каждого года. Причем в основе этого праздника лежит легенда о мужественных римских легионерах, которые были жестоко убиты в 320 году по Р.Х. за отказ поклониться языческим богам. Многое пришлось перенести легионерам, не желающим отказаться от своей веры. Они прошли темницу, страшные пытки и, в конце концов, были жесткого казнены. И в память об этих удивительных людях за прошедшие века были созданы многие иконы православной церкви, молиться перед которыми сегодня может каждый из нас. О чем попросить?
Чаще всего, склонившись перед этой иконой, верующие просят о стойкости и о способности вытерпеть все скорби, которые встают на жизненном пути. А кроме того, икона всех святых прекрасно помогает тем, кто чувствует, что начинает терять веру, кто отчаялся и не может самостоятельно справиться с жизненными испытаниями и неурядицами.
Конечно, молиться перед этой иконой можно и в других случаях. Однако чаще всего к ее помощи обращаются именно те люди, которым не хватает стойкости духа или убежденности в собственной правоте. И если вам как раз необходим образ, который подарит силы и поможет всегда справляться с жизненными трудностями и неурядицами.
А сейчас мы можем вернуться в школу, попробовать готовых жаворонков.
( дети возвращаются в школу)
Воспитатель: По традиции, жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Давайте и мы споем закличку, чтобы привлечь жаворонков
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Застолье с чаем и «жаворонками»
(младшие школьники помогают дошкольникам прочесть записки с предсказанием)
Список используемой литературы:
1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. –М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011.
2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. Редактор- составитель Л.л.Шевченко. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
3. «Календарь великого поста». Составители: отдел религиозного образования и катехизации Россошанской епархии. Россошь 2016.
4. Интернет-ресурс:
www.newacropol.ru/activity/volonterstvo/ecology/birds/bird-day-2/
http://www.ap22.ru/paper/Soroki-Narodnyy-prazdnik-22-marta.html
5. «Сборник статей и практических материалов по итогам работы секции «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе социокультурных традиций русского народа: опыт и перспективы работы». Россошанская Епархия 2015.