СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских МАСТЕР КЛАСС "ЖАВОРОНКИ ПРИЛЕТЕЛИ" 22 марта 2018 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДМИНИСТРАЦИЯ РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Отдел образования и молодежной политики ул. Простеева, д.5, г.Россошь, Воронежская область, 396658 Тел.8(47396) 2-39-65, факс 2-66-87 E-mail:

[email protected] 04.05.2018 г. № 128-11-02/1162

Руководителям образовательных организаций Россошанского муниципального района Об итогах фестиваля «Пасхальная весна» Уважаемые коллеги! Отдел образования и молодёжной политики администрации Россошанского муниципального района на основании письма отдела религиозного образования и катехизации Россошанской епархии от 03.05.2018г. направляет итоги Епархиального (межмуниципального) фестиваля «Пасхальная весна – весна Победы» и сообщает о проведении 6 мая 2018г. в 15 часов в Молодёжном центре заключительного концерта Фестиваля. В программу мероприятия включено поощрение грамотами и благодарственными письмами победителей (1 место) итоговых Епархиальных конкурсов и мероприятий Фестиваля (приложение). Руководитель отдела образования и молодёжной политики Т.В.Ремизова 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Об итогах Епархиальных (межмуниципальных) просветительских мероприятий и творческих конкурсов, прошедших в рамках Епархиального фестиваля «Пасхальная весна. Весна победы» среди общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования Россошанской епархии.

Для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи через приобщение к традициям и культуре России, возрождения интереса к традициям Православия; вовлечение учащихся в познавательную деятельность в области истории и культуры Православия, развития творческих навыков детей,

в соответствии с положением № 154 от 12 февраля 2018 года был проведен ряд просветительских мероприятий и конкурсов детского творчества в период организации Епархиального фестиваля «Пасхальная весна. Весна победы». По итогам Фестиваля в соответствии с решением жюри наградить грамотами и благодарственными письмами:

Приложение №5 Организаторы просветительских мастер –классов «Жаворонки прилетите. Возрождения традиций празднования дня памяти сорока Севастийских мучеников»

Благодарность:

22. Соколова Е.В., воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района

 

Просмотр содержимого документа
«Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских МАСТЕР КЛАСС "ЖАВОРОНКИ ПРИЛЕТЕЛИ" 22 марта 2018 года»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Евстратовский детский сад и муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Евстратовская общеобразовательная школа

Совместное практическое мероприятие

«Традиции наших предков».

Авторы:

Соколова Евгения Валентиновна

Воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад

Шинкоренко Елена Александровна

Воспитатель МКДОУ Евстратовский детский сад

Смирнова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов, преподаватель

Основ религиозных культур и светской этики

(модуль Основы православной культуры)

МКОУ Евстратовская СОШ

2018 год

Тема: «Традиции наших предков. 22 марта – праздник «Жаворонки». День памяти 40 Севастийских мучеников»

Цель: развитие связей между детским садом и школой, посредством приобщения детей к истокам православной культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.

Задачи:

- знакомить детей с основными понятиями Православия;

- знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере подвига 40 Севастийских мучеников;

- учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

-обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах;

- развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.

Место проведения: 22 марта в 10 часов в МКОУ Евстратовская СОШ

Участники мероприятия: воспитатели, воспитанники старшей и подготовительной группы, учителя начальных классов, учащиеся 1 и 2 классов.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической речи в связных высказываниях.

Социально-коммуникативное развитие: знакомство детей с русскими народными играми, обрядом встречи птиц и закличками Весны, знакомство с понятие «подвиг во имя веры»

Познавательное развитие: расширять представление о перелетных птицах, формировать представление о весенних изменениях в природе.

Художественно-эстетическое развитие: совершенствовать умение лепить из теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание; побуждать к использованию дополнительных материалов для украшения изделия (изюм).

Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей; формировать правильную осанку.

Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозапись птичьих голосов, изображение жаворонка , икона «40 Севастийских мучеников», тесто, изюм, стеки, масло растительное, сладкий чай, фартуки, салфетки, мультфильм «40 Севастийских мучеников».

Предварительная работа: беседа «Весна. Признаки весны», беседа «Перелетные птицы»,рассматривание тематических альбомов «Весна», «Перелетные птицы»,рассматривание картин: Базиль Эде «Жаворонок» И.Левитан «Март», А.Г.Венецианов « На пашне. Весна», беседа «Великий пост», чтение художественной литературы: Т.С.Шорохова «Великий пост», «Посты», Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Высоцкая «Чистый понедельник», разучивание закличек: «Жаворонушки», «Приди к нам весна», «Жаворонки, прилетите!»

Ход проведения:

Организационный момент

Дети образуют большой круг, держатся за руки.

Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз . Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Сегодня мы с вами тоже будем закликать, зазывать весну.

(дети произносят хором)

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Воспитатель: Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы (демонстрация жаворонка (фото)).

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. (прослушивание аудиозаписи)

Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

22 марта - совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Коллективная лепка« жаворонков».

(дети проходят в столовую и садятся за столы)

Воспитатель: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Давайте мы немного с вами поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

Сегодня мы с вами научимся лепить жаворонков. С утра мы замесили сдобное тесто. Оно уже подошло и мы можем приступать к работе.

  1. Скатываем из теста шар.

  2. Раскатываем небольшую колбаску, примерно 15 см.

  3. Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.

  4. Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок. В этот узелок мы спрячем записку с пожеланиями, чтобы потом прочесть и узнать, что нас ждет в будущем.

  5. В верхнем конце оформляем головку птицы. Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки – изюминки.

  6. Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем и рисуем стекой перышки. Птичка наша готова.

  7. Оставим жаворонков на противне в теплом месте, чтобы тесто еще раз подошло.А мы тем временем поиграем.



Подвижная игра «Жаворонок».

Дети становятся в круг.

Идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:

«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

(дети возвращаются в столовую)

Воспитатель:А теперь мы смажем наших жаворонков сладким чаем и отправим выпекаться. (смазывают жаворонков)

( дети переходят в актовый зал)

)

Учитель:Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Просмотр мультфильма «40 Севастийских мучеников»

(дети идут в Евстратовский храм Преображения Господня)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с иконой «Сорок святых».

Рукотворные и нерукотворные образы святых и великомучеников – это та ниточка, которая соединяет верующего человека с Господом. Конечно, на сегодняшний день существует множество самых разнообразных образов, большинство из которых созданы на основе старинных историй и преданий. Примером этого может послужить, в частности, широко известная икона 40 святых, которую можно увидеть в некоторых православных храмах, и которую многие прихожане покупают, чтобы поставить у себя дома. В чем же кроется секрет этой иконы, и чем она так примечательна? Праздник памяти сорока святых отмечается Православной церковью 22 марта каждого года. Причем в основе этого праздника лежит легенда о мужественных римских легионерах, которые были жестоко убиты в 320 году по Р.Х. за отказ поклониться языческим богам. Многое пришлось перенести легионерам, не желающим отказаться от своей веры. Они прошли темницу, страшные пытки и, в конце концов, были жесткого казнены. И в память об этих удивительных людях за прошедшие века были созданы многие иконы православной церкви, молиться перед которыми сегодня может каждый из нас. О чем попросить?

Чаще всего, склонившись перед этой иконой, верующие просят о стойкости и о способности вытерпеть все скорби, которые встают на жизненном пути. А кроме того, икона всех святых прекрасно помогает тем, кто чувствует, что начинает терять веру, кто отчаялся и не может самостоятельно справиться с жизненными испытаниями и неурядицами.

Конечно, молиться перед этой иконой можно и в других случаях. Однако чаще всего к ее помощи обращаются именно те люди, которым не хватает стойкости духа или убежденности в собственной правоте. И если вам как раз необходим образ, который подарит силы и поможет всегда справляться с жизненными трудностями и неурядицами.

А сейчас мы можем вернуться в школу, попробовать готовых жаворонков.

( дети возвращаются в школу)

Воспитатель: По традиции, жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Давайте и мы споем закличку, чтобы привлечь жаворонков

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!



Застолье с чаем и «жаворонками»

(младшие школьники помогают дошкольникам прочесть записки с предсказанием)



Список используемой литературы:

1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. –М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. Редактор- составитель Л.л.Шевченко. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.

3. «Календарь великого поста». Составители: отдел религиозного образования и катехизации Россошанской епархии. Россошь 2016.

4. Интернет-ресурс:

www.newacropol.ru/activity/volonterstvo/ecology/birds/bird-day-2/

http://www.ap22.ru/paper/Soroki-Narodnyy-prazdnik-22-marta.html

5. «Сборник статей и практических материалов по итогам работы секции «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе социокультурных традиций русского народа: опыт и перспективы работы». Россошанская Епархия 2015.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!