Как итоги ВПР помогут повысить образовательные результаты учеников
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
– форма оценки качества образования.
– С их помощью диагностируют, каких предметных, метапредметных результатов достигли ученики, как сформированы универсальные учебные действия.
ВПР проводят для того, чтобы:
– развивать единое образовательное пространство в России;
– мониторить применение ФГОС;
– формировать единые ориентиры в оценке результатов обучения и образовательных достижений обучающихся.
ВПР можно сравнить с контрольными работами, которые традиционно проводили образовательные организации.
Отличия:
1) задания и критерии оценки едины для всей страны;
2) проводят в один день по всей стране.
– Задания для ВПР соответствуют ФГОС, учитывают национально-культурную и языковую специфику и соответствуют отечественным традициям преподавания.
– Задания разрабатывает ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
- Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся
- (письмо Рособрнадзора от 2 февраля 2017 г. № 05-41).
Как использовать результаты?
• Результаты ВПР нужны, чтобы:
– оценить работу образовательной организации;
– выявить пробелы в знании обучающихся;
– помочь учителям и родителям организовать работу
с каждым обучающимся.
• ВПР позволяют сопоставить результаты своей
образовательной организации с результатами
региона и России.
• Результаты ВПР не влияют:
– на получение аттестата;
– перевод в следующий класс.
Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы:
сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения;
промониторить введение федеральных государственных образовательных стандартов;
разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля;
сформировать единое образовательное пространство в стране
Регионам результаты ВПР нужны, чтобы:
провести диагностику качества образования на региональном уровне;
сформировать программы повышения квалификации педагогов;
совершенствовать региональную систему оценки качества образования
Образовательные организации используют результаты ВПР, чтобы:
провести самодиагностику;
определить, каких учителей направить на повышение квалификации и по какому профилю;
принять управленческие решения по корректировке образовательной деятельности
С помощью результатов ВПР учащиеся и их родители:
оценивают, насколько школа дает хорошие знания, и решают, стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше перевести в другую;
выявляют склонности детей, проблемные зоны в их обучении – строят собственную траекторию образования
Что делает учитель после ВПР?
1.На ШМО анализируют полученные результаты.
2.Учитель, когда разрабатывает рабочие программы по предмету:
– включает задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;
– организовывает коллективную проектную деятельность;
– включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.
3. По каждому проблемному разделу ООП начального общего, основного общего образования учитель проводит тематические проверочные работы.
4. Большое количество методических и дидактических пособий, интернет для подготовки к ВПР Рособрнадзор НЕ рекомендует специально готовить («натаскивать»)обучающихся к выполнению работы
5.Следует ознакомить родителей с обобщенными результатами ВПР в образовательной организации.
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:
- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
- Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
- Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
- Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
- Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
- Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Ключевые задачи ВПР
1. Внедрение рамочных требований по проведению процедур ОКО. Реализация положений указанных требований в рамках ВПР.
2. Плавный переход к полноценному использованию результатов ВПР в образовательном процессе в соответствии с решением ОО.
3. Развитие аналитических методов мониторинга качества образования
4. Развитие аналитических, организационно-технологических и административных форм контроля объективности проведения ВПР на основе принятых рамочных требований для процедур ОКО.
5. Совершенствование ВПР (структура, оценивание, аналитика, организационно-технологическое обеспечение).
Проблемы, связанные с ВПР в школе:
- перегружаем учеников, потому что в КТП не учитывают ВПР;
- находят расхождения между результатами учеников по предмету и результатами ВПР;
- натаскивают учеников на выполнение заданий ВПР вместо поэтапного включения их в содержание уроков соответствующей тематики;
- забывают использовать ВПР в качестве диагностической работы, чтобы повысить качество образовательных результатов учеников;
- запугивают учеников и родителей.
Родители и учителя не понимают целей ВПР и плюсов использования результатов проверочных работ. А ученики нарушают требования самостоятельности и дисциплины на ВПР.
Мониторинг результатов ВПР, 2022 год
Предмет
Класс
История
Количество обучающихся в классе
Выполняли работу
История
6 А
6 Б
Получили оценки
Общество-
18
18
17
7 А
знание
« 5 »
История
7 Б
« 4 »
18
История
16
8
9 А
14
17
6
7
« 3 »
Иностр. язык (англ.)
« 2 »
8 Б
15
9
5
23
Качество знаний
3
2
2
-
15
ВПР
5
21
-
13
5
По итогам 1 четверти
8
82
4
8
9
-
89
-
-
-
71
4
47
-
-
12
1
81
0
Рекомендации для учителей при подготовке учащихся к ВПР
- Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.
- Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
- Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
- Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
- Во время изучения материала вовлекайте учащихся в его изучение-совместные проекты, презентации.
- Научите учащихся работать с критериями оценки знаний.
- Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
- Хвалите своих учеников.
- Общайтесь с коллегами!
- Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
- Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!