СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Времена глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Времена глагола»

Урок русского языка по теме "Времена глагола"

Цели:

  • Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол», преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.

  • Развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста.

  • Учить работать со словом как с точки зрения грамматической, так и функционально-семантической.

  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1.Синтаксическая разминка. Предложения НА ДОСКЕ:

– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Весна. Приход весны.). Эта тема поможет сегодня вспомнить известные вам с начальной школы сведения о глаголе и подробнее поговорить об одном из его непостоянных признаков – времени .

– Запишем дату и тему урока: «Времена глагола».

– Прочтем еще раз предложения.

– Приведите синоним к слову орошенные (облитые, обрызганные, покрытые каплями).

– Как вы представляете себе непочатые сугробы (еще не тронутые солнцем, не начинавшие таять). Слово непочатые – разговорное, обозначает «полный, еще не начатый, не тронутый». Какое еще слово употреблено в разговорной форме? (водица)

– Запишите предложения.

– Выделите грамматические основы предложений.

– Какие это предложения? (простое и сложное, сложносочиненное).

– Какими частями речи выражены главные члены предложений?

– Определите время каждого глагола (один ученик у доски).

II. Преобразующее повторение.

1. Работа с текстом (НА ДОСКЕ)

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)

– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна).

– Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.

2. Работа с таблицей. (НА ДОСКЕ ТАБЛИЦА)

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.

 

Наст. вр.

Прош. вр

Буд. вр

Сов. вид

 

Застучала
Потеплел
Потемнел
Осел
Умчались

Выбросят
Прилетят
Поплывут
Заблестят
Наполнят

Несов. вид

Дышит
Оставляет

Дышал
Оставлял

Будет дышать
Будут оставлять

– Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.

– Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).

3. Учебник! Работа с вопросами пор. 115.

– Оказывается, мы сами сделали вывод, который является научным фактом. Но о чем же мы все-таки не сказали? (об образовании формы прошедшего времени).

– Выделим этот суффикс в глаголах из таблицы.

III. Закрепление.

Предлагаю послушать текст под музыку П.И. Чайковского «Времена года»

У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

– Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д. Зуева)

– В данном тексте мы увидели весну, а теперь еще и услышали ее. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать ее, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.

– Запишем предложение:

Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.

– Определите время глаголов из этого предложения.

– Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (это инфинитив)

Итог. Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времен.

IV. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!