Тема: Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
Введение
Слайд2. Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).
Слайд3. За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие.
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам. Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей. Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 7-10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы. Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости, самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность, настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной среде.
Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»).
Программа ранее реализовывалась на информационной платформе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российского движения школьников» — сайте РДШ. В связи с реорганизацией данного общественного движения вышеназванная информационная платформа прекратила свое функционирование и поэтому возникла необходимость перерегистрации на новом официальном сайте «РДДМ».
Слайд4. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» и реализуется ФГБОУ «ВДЦ «Орлёнок» и ФГБУ «Росдетцентр» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и РДДМ «Движение первых».
Актуальность программы продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
«Активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Слайд5.
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-
ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, развитие самостоятельности
и ответственности, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе
Основные понятия программы:
- «Социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
- Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
-Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.
- Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями.
Слайд6. На основе российских базовых национальных ценностей выделяют следующие ценностные основания программы «Орлята России»:
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи
Главный принцип участия в программе - всё делать вместе, сообща и делать для других! Слайд7. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ • младшие школьники (1-4 классы) • старшеклассники-наставники (7-11 классы) • учителя начальных классов • родители обучающихся начальных классов • вожатые летних детских лагерей
Советник Программы, может только быть участником, если он учитель начальных классов РОЛЬ СОВЕТНИКА В ПРОГРАММЕ «ОРЛЯТА РОССИИ»:
1. Координация деятельности и организационная помощь учителю начальных классов в школе
2. Доведение информации о курсах повышения квалификации, развитии содержания Программы и помощь в регистрации.
Слайд8. Составляющие компоненты программы «Орлята России»:
«Программа внеурочной деятельности», «Курсы повышения квалификации для учителей начальной школы», Программы смен «СОДРУЖЕСТВО ОРЛЯТ РОССИИ»
На реализацию Программы внеурочной деятельности отводится в 1 классе 41ч., во 2-4 классах 68 часов. Для 1 классов — начало реализации программы сентябрь, для 2-4 класса октябрь.
Слайд9. Программа внеурочной деятельности состоит из семи треков. Каждый трек имеет свой логотип.
Из опыта работы.
Данная программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. 12 октября, мне как руководителю, был присвоен статус «Наставник РДШ». Добровольными участниками программы стали учащиеся 2 класса - команда «Орлята». Прошли поэтапно 7 треков. Каждый трек состоял из 9-и внеурочных тематических занятий, на которых проводились творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия. По итогам реализации трека сдавался отчет в РДДМ («Движение Первых») 5-10 фотографий с разных занятий. Дети и руководитель получали сертификаты.
Слайд10-11. В треке «Орлёнок-Лидер» на занятии «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» дети вели диалог с директором школы Ивлевой А.М. Она рассказала, что значит быть лидером в школе, что входит в функции её работы. Какие она имеет достижения в самореализации себя как лидера в общественной жизни родного края.
Слайд12-14.Трек «Орлёнок- Спортсмен». Занятие «Быстрее! Выше! Сильнее!»
На встречу приглашалась Кушнарёва М.С. М.С. рассказала детям, как она пришла в спорт, какие имеет заслуги, что ей дал спорт.
Слайд15-17. Трек «Орлёнок-Доброволец». Занятие «Добровольцем будь всегда!». Гостем была руководитель ТОСа «Мария» Медведева Г.М. Свой рассказ о себе она начала с понятия «волонтёр». Кто может быть волонтёром? Функции волонтёра. Далее подошла к понятию «доброволец» и объединила их воедино. Поделилась, как решила создать ТОС «Мария». Кто входит в него? Чем занимаются люди?
Вместе с ТОСом организуем концерты, один из них был посвящён дню Защиты детей. Плетём сети в СВО.
Слайд18. «Орлёнок-Мастер». Встреча с мастером своего дела, воспитателем Сазоновой О.М.
Слайд19-20. «ОРЛЁНОК - ЭКОЛОГ». Занятие «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» познакомило детей с преподавателем географии и биологии Горбовой А.Г.
Вместе с ТОСом «Мария» организована акция «Защитим планету от мусора», очищена центральная улица села.
Слайд 21. «Орлёнок –Эрудит»
Слайд22-23.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Занятие «Расскажи мне о России». На занятии присутствовали руководитель семейского народного хора Лаппо О.М. и участник Филатов Г.Г. Они кратко рассказали, кто такие «семейские», об их обычаях и традициях». Почему они являются хранителями фольклора семейского народа? Какие жанры песен есть. Прозвучали старинные семейские песни, наигрыши на гармони. Провели мастер-класс по исполнению семейской песни. Каждый из детей попробовал взять в руки гармонь. Дети исполняли частушки, учились семейской пляске.
Слайд24. В 3-й четверти было проведено торжественное посвящение в «Орлята России», приуроченное к празднованию передачи Знамени Победы. С поздравительным словом выступили Медведева Мария Ивановна – главный специалист районного управления образования и Рогачёва Марина Павловна – руководитель комитета по социальному развитию. Терехов Александр Борисович вручил детям значки «Орлята России».
Слайд25. Команда «Орлята» - пример не только для школы, но и всей общественности. Они - участники велопробега, посвящённого 73-й годовщине Победы над фашизмом, участники митинга, посвящённого дню ВДВ, участники акции «Свеча памяти» у памятника Неизвестному солдату и мн.др. Огромная заслуга и помощь в этом родителей.
Слайд26. Медиаресурсы, ссылка.
Заключение.
Слайд27. Очевидно, что программа «Орлята России» - это не просто программа! Это образ жизни классного коллектива, это ежедневное погружение в ценностные установки, это работа всей команды (ребят, их родителей, педагогического коллектива школы). Желаем будущим участникам данной программы увлекательного путешествия!
Дружите! Делитесь опытом! Вдохновляйте и ведите за собой!
Как гласит один из лозунгов проекта «Орлята России»: «Нам важное дело Россией дано - сотни Орлят поднимать на крыло»!
Слайд28. Спасибо за внимание!