СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад посвящён работе по Всероссийской  программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Кратко описан опыт работы

Просмотр содержимого документа
«Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».»

Тема: Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».

Введение

Слайд2. Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).

Слайд3. За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие.

Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам. Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей. Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 7-10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы. Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости, самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность, настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной среде.

Всероссийская программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»).

Программа ранее реализовывалась на информационной платформе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российского движения школьников» — сайте РДШ. В связи с реорганизацией данного общественного движения вышеназванная информационная платформа прекратила свое функционирование и поэтому возникла необходимость перерегистрации на новом официальном сайте «РДДМ».

Слайд4. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» и реализуется ФГБОУ «ВДЦ «Орлёнок» и ФГБУ «Росдетцентр» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и РДДМ «Движение первых».

Актуальность программы продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

«Активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Слайд5.

Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-
ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, развитие самостоятельности
и ответственности, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе

Основные понятия программы:

- «Социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

- Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

-Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.

- Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.

Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.

Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями.

Слайд6. На основе российских базовых национальных ценностей выделяют следующие ценностные основания программы «Орлята России»:

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи

Главный принцип участия в программе - всё делать вместе, сообща и делать для других! Слайд7. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ • младшие школьники (1-4 классы) • старшеклассники-наставники (7-11 классы) • учителя начальных классов • родители обучающихся начальных классов • вожатые летних детских лагерей

Советник Программы, может только быть участником, если он учитель начальных классов РОЛЬ СОВЕТНИКА В ПРОГРАММЕ «ОРЛЯТА РОССИИ»:

1. Координация деятельности и организационная помощь учителю начальных классов в школе

2. Доведение информации о курсах повышения квалификации, развитии содержания Программы и помощь в регистрации.

Слайд8. Составляющие компоненты программы «Орлята России»:

«Программа внеурочной деятельности», «Курсы повышения квалификации для учителей начальной школы», Программы смен «СОДРУЖЕСТВО ОРЛЯТ РОССИИ»

На реализацию Программы внеурочной деятельности отводится в 1 классе 41ч., во 2-4 классах 68 часов. Для 1 классов — начало реализации программы сентябрь, для 2-4 класса октябрь.

Слайд9. Программа внеурочной деятельности состоит из семи треков. Каждый трек имеет свой логотип.

Из опыта работы.

Данная программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. 12 октября, мне как руководителю, был присвоен статус «Наставник РДШ». Добровольными участниками программы стали учащиеся 2 класса - команда «Орлята». Прошли поэтапно 7 треков. Каждый трек состоял из 9-и внеурочных тематических занятий, на которых проводились творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия. По итогам реализации трека сдавался отчет в РДДМ («Движение Первых») 5-10 фотографий с разных занятий. Дети и руководитель получали сертификаты.

Слайд10-11. В треке «Орлёнок-Лидер» на занятии «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» дети вели диалог с директором школы Ивлевой А.М. Она рассказала, что значит быть лидером в школе, что входит в функции её работы. Какие она имеет достижения в самореализации себя как лидера в общественной жизни родного края.

Слайд12-14.Трек «Орлёнок- Спортсмен». Занятие «Быстрее! Выше! Сильнее!»


На встречу приглашалась Кушнарёва М.С. М.С. рассказала детям, как она пришла в спорт, какие имеет заслуги, что ей дал спорт.

Слайд15-17. Трек «Орлёнок-Доброволец». Занятие «Добровольцем будь всегда!». Гостем была руководитель ТОСа «Мария» Медведева Г.М. Свой рассказ о себе она начала с понятия «волонтёр». Кто может быть волонтёром? Функции волонтёра. Далее подошла к понятию «доброволец» и объединила их воедино. Поделилась, как решила создать ТОС «Мария». Кто входит в него? Чем занимаются люди?

Вместе с ТОСом организуем концерты, один из них был посвящён дню Защиты детей. Плетём сети в СВО.

Слайд18. «Орлёнок-Мастер». Встреча с мастером своего дела, воспитателем Сазоновой О.М.

Слайд19-20. «ОРЛЁНОК - ЭКОЛОГ». Занятие «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» познакомило детей с преподавателем географии и биологии Горбовой А.Г.

Вместе с ТОСом «Мария» организована акция «Защитим планету от мусора», очищена центральная улица села.

Слайд 21. «Орлёнок –Эрудит»

Слайд22-23.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Занятие «Расскажи мне о России». На занятии присутствовали руководитель семейского народного хора Лаппо О.М. и участник Филатов Г.Г. Они кратко рассказали, кто такие «семейские», об их обычаях и традициях». Почему они являются хранителями фольклора семейского народа? Какие жанры песен есть. Прозвучали старинные семейские песни, наигрыши на гармони. Провели мастер-класс по исполнению семейской песни. Каждый из детей попробовал взять в руки гармонь. Дети исполняли частушки, учились семейской пляске.

Слайд24. В 3-й четверти было проведено торжественное посвящение в «Орлята России», приуроченное к празднованию передачи Знамени Победы. С поздравительным словом выступили Медведева Мария Ивановна – главный специалист районного управления образования и Рогачёва Марина Павловна – руководитель комитета по социальному развитию. Терехов Александр Борисович вручил детям значки «Орлята России».

Слайд25. Команда «Орлята» - пример не только для школы, но и всей общественности. Они - участники велопробега, посвящённого 73-й годовщине Победы над фашизмом, участники митинга, посвящённого дню ВДВ, участники акции «Свеча памяти» у памятника Неизвестному солдату и мн.др. Огромная заслуга и помощь в этом родителей.

Слайд26. Медиаресурсы, ссылка.

Заключение.

Слайд27. Очевидно, что программа «Орлята России» - это не просто программа! Это образ жизни классного коллектива, это ежедневное погружение в ценностные установки, это работа всей команды (ребят, их родителей, педагогического коллектива школы). Желаем будущим участникам данной программы увлекательного путешествия!

Дружите! Делитесь опытом! Вдохновляйте и ведите за собой!

Как гласит один из лозунгов проекта «Орлята России»: «Нам важное дело Россией дано - сотни Орлят поднимать на крыло»!

Слайд28. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!